Ольга Гульняева
Конспект ООД по познавательному развитию в младшей группе «Зимушка-зима»
Цель: расширение представлений детей о зиме, формирование представлений о зимних природных явлениях, забавах, праздниках.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представление детей о сезонных изменениях в природе.
Отмечать характерные признаки зимы.
Формировать представления о свойствах снега.
Формировать представления детей о безопасном поведении зимой во время прогулки.
Развивающие :
Развивать речь во время рассказа о приметах зимы; мышление во время отгадывания загадок; творческие способности при составлении узора из снежинок.
Воспитательные:
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в младшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
Воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость.
Словарь: сугроб, льдинка, снежинка.
Предварительная работа:
Наблюдение за погодными явлениями зимой;
рассматривание иллюстраций, проведение бесед по теме "Зимние забавы", "Погода зимой»;
дидактические игры «Когда это бывает?», «Не замерзни, Машенька!», «Вот со снегом мы играем», «Следы»;
знакомство с особенностями поведения лесных животных и птиц зимой;
знакомство с зимними видами спорта, зимними забавами;
чтение художественной литературы, отгадывание загадок про зиму Л. Воронкова «Снег идёт.» «Снегурочка и лиса» рус. обр. М. Булатова, «Лиса и заяц» рус. обр. В. Даля, «Рукавичка» укр. обр. Е. Благининой, К. И. Чуковский «Елка», Е. Ильина «Наша елка».
Средства: снежинка с загадками, материал белого цвета, вазочка с льдинками, настольная игра «Найди пару варежке», снежинка из бумаги на каждого ребенка, елочка, елочные украшения – шарики на каждого ребенка, снежки из ваты на каждого ребенка, аудиозапись «Пляска со снежками».
Индивидуальная работа: помочь Никите К., Софии Д., Даше С. назвать признаки зимы.
Литература и интернет - ресурсы:
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2015г.
«Ознакомление с предметным и социальным окружением», О. В. Дыбина
https://www.maam.ru -загадки.
https://nshportal.ru – физкультминутка.
Содержание образовательной деятельности
Дети свободно располагаются около воспитателя.
Воспитатель: хотите отгадать загадку?
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома,-
Значит, к нам пришла (зима).
Воспитатель: молодцы, вы отгадали, конечно же, зима.
Зима приходит к вам в гости каждый год. Если посмотреть в окно, то можно во всей красе ее увидеть. Хотите посмотреть? Подходите к окошку (дети с воспитателем подходят к окну).
Какие признаки зимы вы знаете?
На улице зимой холодно или тепло?
Как люди одеваются зимой?
Посмотрите (показывает снежинку, с тучки к нам упала одна снежинка. Ой, а снежинка не простая, она с загадками про зиму, хотите их отгадать?
Весь день стоит он во дворе,
Морковкой нос, метла в руке.
К холодам давно привык,
Кто же это (снеговик).
С неба падают зимой
И кружатся надо мной
Легкие пушинки
Белые ….(снежинки).
Конечно, это снежинки! Они падают на землю из облака, и на земле от этого появляются пушистые сугробы.
Дети, посмотрите, какие сугробы у нас в группе намело. Хотите узнать, что приготовила нам зима?
(Дети направляются к первому «сугробу», приподнимают «снежное» покрывало.)
Воспитатель:
Смотрите, в вазочке что-то лежит. Что же это? (льдинки)
(Дети рассматривают льдинки, обследуют их, отмечают свойства льда.)
Потрогайте наши льдинки, какие они? (холодные, прозрачные)
А почему они холодные? (их заморозил мороз)
А вы любите гулять на улице зимой? Какие вещи надо одевать, выходя на прогулку, чтобы не замерзнуть? (Теплую куртку, штаны, шапку, сапожки, варежки, шарф).
Воспитатель: заглянем в другой сугроб.
(Дети направляются к «сугробу», приподнимают «снежное» покрывало.)
Посмотрите, что там лежит? (варежки). Зимой на улице холодно и снег холодный, поэтому без варежек выходить из дома нельзя. Ой, дети, все варежки перепутались. Поможете мне разобрать и для каждой варежки найти свою пару?
Проводится дидактическая игра «Найти пару».
Воспитатель:
Дети, а вам интересно, что же прячется в следующем сугробе? (да) Пойдемте, посмотрим.
(Дети направляются к «сугробу», приподнимают «снежное» покрывало.)
Что это, дети? (снежинки)
А какого они цвета? (белого)
Посмотрите, какая снежинка красивая вся резная, пушистая, легкая. Подуем на снежинку, она полетит, закружится в воздухе (дети берут в руки снежинку и дуют на нее, она летает).
Воспитатель:
Дети, вокруг себя вы повернитесь, и в снежинок превратитесь!
Физкультминутка
Ой, летят - летят снежинки (бег врассыпную)
Белоснежные пушинки,
Это зимушка - зима
Рукавами повела. (плавными движениями рук водят вправо – влево)
Все снежинки закружились, (кружатся)
И на землю опустились! (приседают и кладут снежинки на пол)
Воспитатель:
Вот какие у нас снежинки легкие и пушистые.
Снег кружится белый, белый…
И деревьям и домам
Серебристые узоры
Дарит Зимушка-зима.
Дети, а вы видели, как зима украшает окна красивыми узорами? А наши окошки зима еще не успела украсить. Хотите помочь зиме и превратиться в зимних волшебников? (да) Тогда берите свои снежинки и украсим ими наше окошко (дети с воспитателем вешают снежинки на окошко).
Воспитатель:
Вот какие красивые узоры у нас получились!
Дети, смотрите, еще один сугроб (воспитатель предлагает детям открыть сугроб, под которым лежат елочные шары).
Что это? (Ёлочные шары).
Для чего они нам нужны? (наряжать елочку)
Правильно – это ёлочные украшения, мы ими украшаем ёлочку. А какой праздник мы отмечаем зимой? Правильно, Новый год.
Дети, у нас в группе стоит елочка, только что-то наша ёлочка грустит (воспитатель подходит к елочке).
Воспитатель:
Елочка, ты почему грустная?
Дети, елочка мне по секрету сказала, что она грустная, потому что скоро праздник, а она не наряжена. Мне кажется, что мы сможем помочь развеселить нашу ёлочку, украсив ее шариками (дети вешают на елку шарики).
Вот наша ёлочка повеселела и стала очень нарядная и красивая.
Воспитатель:
Дети, а какие зимние забавы вы знаете? (ответы детей)
У нас остался еще один сугроб, посмотрим что там?
(Дети направляются к «сугробу», приподнимают «снежное» покрывало.)
Что это, как вы думаете? (снежки)
Из чего мы лепим снежки? (из снега)
Какие они? (круглые, холодные, белые)
А что можно делать с ними? (играть)
Я хочу с вами поиграть, а вы хотите?
(аудиозапись «Пляска со снежками», дети выполняют со снежными комочками движения по тексту.)
Мы снежочки в руки взяли
По дорожке побежали.
Мы снежочек поднимаем
И над головой качаем.
Покачайся надо мной
Мой снежочек озорной.
Мы снежочки не покажем,
Где их спрячем – не расскажем.
Все снежочки у ребят
За спиною тихо спят.
Мы положим все снежочки.
Отдохни-ка ты чуток,
Ты лежи и не вставай, Баю-баю, баю-бай.
Воспитатель:
И в завершении нашего путешествия я предлагаю вам ещё раз посмотреть на наши льдинки.
Что же с ними случилось? (они растаяли)
Во что они превратились? (в воду)
Воспитатель:
На улице холодно, мороз – вода превратилась в льдинки, а в детском садике у вас тепло и льдинки растаяли. Но не расстраивайтесь, мы пойдем на прогулку и снова превратим водичку в льдинки.
Рефлексия:
Воспитатель: вам понравилось наше зимнее путешествие? Дети, вы сегодня придёте домой, что вы расскажете своим родным о нашем сегодняшнем путешествии? Что происходит с льдинками в тепле? Какой праздник отмечают зимой? В какие зимние забавы вы играете зимой?