Ирина Годящева
Конспект ООД по развитию речи «Зимушка-зима» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Цель. Развитие связной речи.
2. Задачи.
1. Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.
2. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.
3. Активизировать словарь по данной теме; подбирать определения к заданным словам (активизация прилагательных).
4. Совершенствовать грамматический строй речи : подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные в нужном падеже.
5. Развивать внимание, мышление.
3. Тип занятия – по обобщению и систематизации знаний.
4. Форма занятия – тематическая беседа
Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Зимушка-зима“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
5. Продолжительность – 25 минут
6. Участники – дети старшей группы.
7. Возраст обучающихся – 5-6лет.
8. Оборудование: фонограмма П. И. Чайковского "У камелька" ("Времена года"); проектор, презентация «Зима»
9. Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулок.
Чтение рассказов, разучивание стихотворений о зиме; беседа о приметах зимы.
Рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы.
10. Методы и приемы работы с детьми:
• Игровой
• Наглядный
• Словесный
11. Структура занятия:
Этап занятия Содержание Время
1. Вводная часть Создание интереса к занятию 3 минуты
2. Основная часть Создание условий для активной речевой деятельности детей. 15 минут
3. Заключительная часть Рефлексия 7 минут
12. Ход ООД:
1. Воспитатель: Сегодня наше занятие я хочу начать со стихов А. С. Пушкина.
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась;
Клоками повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
О наступлении, какого времени года говорится в стихотворении?
Дети: - О зиме.
- Кто скажет, сколько месяцев длится зима? (Три.)
- Назовите эти месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
- А какой сейчас месяц? (Декабрь.)
2. Воспитатель: - Да, наступила зима. Сегодня мы будем читать удивительную книгу. Она называется «Белая книга зимы». (слайд 1). Читать ее мы будем интересно, по-новому.
Воспитатель: - Итак, первая страница зимней книги (слайд 2, и первое задание.
- Раз у нас наступила зима, давайте расскажем о ней, какая она? (Снежная, морозная, вьюжная, холодная и т. д.)
- В это время года мы часто говорим слово "снег". А какой снег? (Белый, холодный, пушистый, липкий и т. д.)
- Лед какой? -
- Снежинка какая? –
- Ветер какой? -
Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Е. Трутневой "Первый снег" :
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Воспитатель: Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом. Поиграем со словом снег в игру «Доскажи словечко». Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег. Внимание на экран. (Дети добавляют слова, связанные со словом «снег».)
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Слайды (3-10)
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)
- Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи? (ответы детей)
Воспитатель: - На этой странице (слайд 12) нужно придумать предложения о зиме. Книга нам в этом поможет. Каждое предложение должно начинаться со слова «зимой». Вот моё предложение: «Зимой солнце светит, но не греет».
Слайды (13-21)
(Ответы детей.)
Воспитатель: - Книга ваши предложения услышала, запомнила и записала (слайд 22), а теперь пришло время немного подвигаться.
Физминутка «Снежинки»
Ой летят, летят снежинки -
Белоснежные пушинки. (Плавные взмахи руками.)
Это зимушка-зима (Отводим сначала правую руку в сторону,
Рукавами повела. затем левую руку в сторону.)
Все снежинки закружила,
И на землю опустила. (Покружиться и присесть.)
Воспитатель. Что происходит зимой с деревьями? Какие они? (Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые; деревья зимой отдыхают)
- А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу? (Дети рассказывают о зайце, лисе, белке, медведе и др.)
- Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем питаются, кто им помогает выжить зимой. (Рассказы детей. Заслушивается 2-3 рассказа.)
Воспитатель. А какие у вас забавы да игры зимой? (Катаемся на санках, лыжах, коньках. Играем в снежки, лепим снежную бабу и др.)
Упражнение "Закончи предложение"
- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Мы решили слепить. (снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему. (снеговику).
Мы показали соседям нашего. (снеговика).
Мы играли с нашим. (снеговиком).
Мы рассказали бабушке о. (снеговике).
3. Воспитатель: - Книга подсказывает мне, что эта страница (слайд 23, наше последнее задание. Поиграем в игру «Назови ласково» скажем на прощанье ласковые, зимние слова.
Дидактическая игра «Назови ласково» со снежинкой и прищепками.
(Дети встают в круг, ребёнок говорит слово, крепит на снежинку прищепку и передаёт следующему ребёнку)
Зима - (зимушка, мороз – (морозец, лёд – (ледок, холод – (холодок, снежинка – (снежиночка, метель – (метелица, снег – (снежок, санки – (саночки, снеговик – (снеговичок, валенки – (валеночки).
Воспитатель: - Вот и закончились задания Зимушки-зимы. Занятие закончено, книга закрыта (слайд 24, но не прочитана до конца, в ней еще много страниц. Вам, я предлагаю взять в руки снежинку и сказать:
- Какое задание понравилось?
- Что было труднее всего?
- Что нового узнали о зиме?
13. Литература.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.
Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М. : Академия, 2006.