Наталья Кузнецова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад,снежок.
Оборудование: сундучок с заданиями; проектор; снежок
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
Ход занятия
Организационный момент
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты- мой друг
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у неё была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?
(ответ-зима)
Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!
Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!
Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).
Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.
Скажи пожалуйста, какое сейчас время года?
На дворе зима. А как же называются зимние месяцы?
Закрепить признаки зимы
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы-
И зима настала!
Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?
Вот сейчас мы с вами поиграем - я слеплю снежок и буду вам его давать, а вы берите и отвечайте.
Какая у нас зима? (снежная, холодная, морозная);
Что бывает зимой? (метель ветер, река замерзла);
Что можно сказать о снеге? Какой он? (пушистый, мягкий, укрыл всю землю);
Молодцы, хорошо описали зиму!
Дидактическая игра»Что перепутал художник?» слайд
Внимательно посмотрите на картинку и скажите-чего не бывает зимой?
(радуги,подснежников,скворечника,скворцов и т. д)слайд
3. Развитие связной речи
Рассказ воспитателя «Гостья зима» «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.
Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.
Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Первичное восприятие рассказанного воспитателем: - Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы?
4. Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем
. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
5. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки- подсказки. Слушайте внимательно и скажите мне, кто рассказал особенно интересно и выразительно о гостье зиме. (Пересказывают 2-3 человека)
Игра»Найди то,что относится к зиме»(на столе разложены картинки с изображением деда Мороза, санок, шубы, снеговика, зайца
,перчаток, скворечника)
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Воспитатель: «Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
- Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех.
- Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Дети берут снежинки).
- А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.
5
Дети рассказывают: «Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При вдохе щёки не надуваем». (Дети дуют на снежинку).
- А теперь согреем ручки.
Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют ручки).
Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки».
6. «Снежок - загадка» отгадывание загадок
Отгадки ваши появятся на экране. слайд.
1. Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки).
2. Две новые кленовые подошвы двухметровые
На них поставили две ноги –
И по большим снегам беги (лыжи) слайд
3. Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки).слайд
4. Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глазки-угольки, ручки-сучки.
Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик)слайд
Физкультминутка
Воспитатель: «Дети, все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте!»
(Дети встают в кружок).
- Наконец пришла зима. (Дети разводят руки в стороны)
- Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
- Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
- Дворник улицу метёт, (Имитируют)
- Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
6
- Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
- Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
- И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки).
Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что зима холодная, морозная, значит, она всех морозит, сейчас мы с вами попробуем укрыть елочку от холода снежными словами. Я вам буду рассказывать стихотворение, а вы добавлять слова и каждым снежным словом мы будем укрывать елочку. А слова я попрошу запомнить, чтобы ответить на вопрос.
Дидактическая игра «Доскажите словечко».
На поселки, на лужок – Все снижается… (снежок).
Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).
Рядом – снежная фигурка. Это девочка - … (Снегурка).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким словами мы укрывали елочку.
Дети: повторяют еще раз слова
Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, какие вы знаете зимние явления.
Упражнение «Назови действие» (со снежком)
1. Зимой метель (метёт)
2. Ночью ветер в трубах (воет, завывает)
3. Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся).
4. В лесу зимой голодный волк (воет)
5. На зиму медведь в берлоге (засыпает)
6. Мороз щёки и нос (щиплет)
7. Зимой вода в реке (замерзает)
8. Иней на ветках деревьев (блестит)
9. Зимой снег всё вокруг (накрывает)
10. Деревья зимой (спят)
-Молодцы! Хорошо знаете зимние явления
. Воспитатель: А сейчас мы будем рисовать снегом.
Дети: Но он же растает, и потечет.
Воспитатель: Мы будем рисовать «волшебным снегом». Послушайте загадку и отгадайте, чем мы будем рисовать:
Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна. Что это?
Дети: Соль.
Воспитатель: Мы будем рисовать зимнюю картинку солью. Я напомню вам, как нужно это делать.
Набираем на кисточку клей и рисуем клеем снежинки. Клей набирайте чаще, мажем «погуще». Положите кисть, возьмите соль и посыпьте рисунок.
А теперь мы превратимся в художников, и будем рисовать волшебным снегом снежинку.
Дети рисуют. Звучит тихая музыка
Воспитатель: Кто нарисовал — немного подождите, наклоните рисунок над подносом, чтобы обсыпалась лишняя соль.
Посмотрите, какие у нас получились снежинки. Молодцы! Мы с вами теперь знаем, что рисовать снегом можно не только на улице в морозную погоду, но и в группе волшебным снегом-солью.
А сейчас встаём в круг. Поиграем с вами в игру «Назови ласково»
(воспитатель держит снежинку, а дети по очереди называют слова, прикрепляя прищепку к снежинке)
Зима-зимушка,мороз-морозец,лёд-ледок,холод-холодок,снежинка-снежиночка,снег-снежок,снеговик-снеговичок.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Зимушка решила вас поблагодарить и угостить сладостями.
Рефлексия
Итог занятия. Ребята, вам понравилось занятие? Чем мы сегодня занимались?