римма иванова
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Мед — природный дар родного края. Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
Мед — природный дар родного края. Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 36 «Аленький цветочек» г. Белебея Муниципального района Белебеевский район республики Башкортостан
Конспект ООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в подготовительной группе на тему : Мед – природный дар родного края
Воспитатель: Мусина Римма Зявитовна
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Мед — природный дар родного края, Башкортостан“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Природа Башкортостана. Животные, растения
- Пчела и мед. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Цель: обогащать представления детей о полезных свойствах меда, как одного из природных даров Башкортостана.
Задачи
Образовательные:
- формирование знаний детей о процессе получения меда и его использовании;
- углубление и расширение знаний о свойствах меда;
- расширить представления детей о профессии пчеловод и продукте его труда;
- обогащение словарного запаса;
- освоение техники сочинения стихов в форме синквейна.
Развивающие:
- развитие познавательной активности, творческих способностей через различные виды практической деятельности;
- развивать умение выполнять задание по заданной схеме, самостоятельно объединяться для совместных действий;
- развитие мелкой моторики
Воспитательные:
- воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природным богатствам Республики Башкортостан;
- воспитывать стремления заботиться о своем здоровье;
- воспитывать доброжелательность, готовность помочь товарищу.
Словарная работа: нектар, соты, рой, улей, пчеловод, бортник, синквейн
Предварительная работа:
Чтение башкирской народной сказки «Медведь и пчелы»
Просмотр мультфильмов: «Профессор Почемушкин», «Винни-пух», «Фиксики», видеороликов о пчелах
Беседа «Богатства Башкортостана»
Оборудование: проектор, экран, компьютер, шприцы, счетные палочки, палочки для проведения гимнастики для глаз, имитация сот, улей, выставка медесодержащей продукции, баночки с медом.
Ход ООД
l. Организационный момент.
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро ребята, меня зовут Римма Зявитовна.
Я рада вас видеть здоровыми, красивыми и в хорошем настроении.
- Мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но путешествие у нас будет необычное. (на экране часы)И помогут нам в этом волшебные часы «Времён года» что они показывают (времена года)
- Сколько всего времён года? Назовите их (зима, весна, лето, осень).
- Какое время года сейчас? (Весна).
Сказка.
…Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения, птицы перестали петь песни, люди устали топить печи. Забеспокоились Осень и Лето, а Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»
На экране: костер, лампочка, солнце
- Посмотрите на экран. Как вы думаете, что из данного может быть чудом, которое поможет Весне?
Дети: Солнце
Воспитатель:
- Верно, солнце, но почему вы так думаете?
(солнце греет сильнее весной и холод уходит)
- Верно, солнце - самое большое и доброе чудо.
- Назовите признаки весны.
(ответы етей)
Весной природа оживает просыпаются насекомые и звери (Слышится шаги и кашель. На экране появляется медведь по имени Аю).
llч. - Постановка цели.
Воспитатель:
Ой, кажется к нам кто-то идет
Аю: Шел я к вам в гости, чтобы поиграть, да по дороге провалился в снег, весь промок и, кажется, простыл (кашляет).
Воспитатель:
Как вы думаете, ребята, мы можем чем- то помочь медведю по имени Аю?
- Что для этого нужно сделать?
Дети: дать таблетки, напоить теплым чаем с лимоном, с малиной, с молоком.
Воспитатель: я знаю еще одно надежное природное средство от простуды. Это мед. Республика Башкортостан, в которой мы живем, очень славится этим продуктом, потому что у нас богатая природа и большое разнообразие цветов.
Аю: я люблю мед, знаю, что его пчелы приносят, только не знаю как, и чем он полезен.
Воспитатель: Сейчас мы с ребятами расскажем тебе все о полезных свойствах меда и о том, как он получается.
- Ребята, предлагаю вам пройти на поляну с цветами
lll. Основная часть
Рассказ воспитателя о получении меда (демонстрация действий со шприцом)
Воспитатель:
Для того, чтобы получить мед, пчела должна облететь много цветов и собрать с них нектар. Присев на цветок, пчела опускает свой хоботок в серединку цветка и пьет сладкий сок растения, который называется нектар. Потом нектар она несет в улей, где есть соты.
Представьте, что вы стали пчелами и полетели на цветы, своим тонким хоботком вы собираете нектар и несёте заполнять соты.
- Готовы? Раз, два, три - нектар скорее собери.
Игра «Собери нектар»
(в процессе игры воспитатель рассказывает о изготовлении пчелами меда)
Воспитатель:
Какие вы молодцы, настоящие труженики!
- Что мы заполнили? (соты)
- На какую геометрическую форму похожи соты? (шестиугольник, шестигранник, многоугольник).
- Пчелиные соты — это шестигранные строения, напоминающие стаканчики, которые построили пчелы из воска для хранения медовых запасов и выращивания пчел-малюток.
- Посмотрите на соты повнимательней. Сейчас я вам предлагаю выложить их из палочек.
Дидактическая игра «Выложи соты»
(дети подходят к столам, на которых разложены палочки и выполняют работу).
Воспитатель:
Отлично! У вас получились такие же соты, как в нашей рамке (показ настоящей рамки). А где распложены соты?
Дети: в улье
Аю: а что такое улей?
Дети: улей - это домик для пчел.
Воспитатель: правильно, улей - это домик для пчел, их жилище, которое построил человек. А человека, который ухаживает и заботится о пчелах, называют пчеловод.
Видеоролик о видах ульев.
Аю: Ух ты, оказывается, домашние пчелы живут в улье!
А знаете ли вы, ребята, где живут дикие пчелы?
Дети: Дикие пчелы живут в дупле дерева.
Воспитатель: Да, каждый рой диких пчел имеет свое дупло, в котором и зимует. Человека, который собирает мед диких пчел, называют бортник. Это название произошло от слова «борть» - дупло.
Картинки (слайды) на тему «Бортевое пчеловодство».
Воспитатель: Бортничество развито в Башкортостане в Бурзянском районе. Там создан единственный в мире заповедник по охране диких пчел
- А сейчас я предлагаю нам вместе поиграть.
Физминутка.
Утром пчелки все проснулись, улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись, два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели, на четвертый – улетели.
Гимнастика для глаз с пчелками палочках.
Мы летали высоко, мы летали низко,
Мы летали далеко, мы летали близко.
Аю: Я сегодня узнал столько много новых слов: рой, улей, нектар, соты, пчеловод, бортник.
Воспитатель:А знаешь ли ты, что мед может отличаться по цвету, вкусу и аромату? Зависит это от того с каких цветов, деревьев и кустарников пчелы собрали нектар.
Дидактическая игра «Подбери слово»
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Винни-Пуху, какое название будет у меда.
- Если мед собрали с липы, то он какой? – липовый мед.
- Если мед собрали с цветов гречихи – гречишный мед.
- Если мед собрали с луговых трав – луговой мед.
- Если мед собрали с разных цветов – цветочный мед.
- Если мед собрали с клевера – клеверный мед.
- Если мед собрали с одуванчиков – одуванчиковый мед.
- Если мед собрали с каштана – каштановый мед.
- Если мед собрали с ивы – ивовый мед.
- Если мед собрали с акации – акациевый мед.
Игра «Угадай по описанию» (с баночками меда)
Воспитатель: А следующая игра «Угадай по описанию»
Я буду описывать мед, а вы должны найти баночку с медом и назвать ее номер.
1. Гречишный мед один из самых темных и имеет темно-коричневый цвет.
- Какой номер вы выбрали? Какой это мед (Гречишный) Почему вы его выбрали (Потому что он имеет темный цвет)
2. Луговой мед имеет светло-желтый цвет.
3. Липовый мед – светлый, белый или золотистый.
Воспитатель выполняет действия с медом.
- Ребята сейчас я буду выполнять действия с медом, а вы скажите что он делает? (капает, льется, струится, тянется, прилипает, растекается, а еще он блестит, сверкает, переливается, густеет и застывает, оздоравливает, укрепляет здоровье, успокаивает).
- Молодцы!
Аю: Я знаю что с медом пьют чай. А что еще можно сказать про мед? Где его используют?
Воспитатель: Поможем найти ответ на данный вопрос?
Примерные ответы детей (составление предложений)
Дидактическая игра «Составь предложение»
- Мед это полезное лечебное средство.
- Медом лечат много болезней.
- Мед добавляют в кремы для рук и лица
- Мед добавляют в тесто для выпечки.
- Мед используют при лечении ран
- Мед добавляют в зубную пасту
- Мед добавляют в пряники, баурсак, чак-чак
- Мед оздоравливает и укрепляет человека
- Мед полезен при лечении простуды и т. д.
Воспитатель: Присядем на стулья и продолжим беседу.
Воспитатель: Теперь мы можем сказать о том, что мед используют как лекарство, как косметическое средство и как добавку в кулинарии. В нем много витаминов и веществ, которые нужны людям, особенно детям. Дети, которые употребляют мед, быстрее растут, лучше спят, меньше болеют простудой.
- Обратите внимание на выставку товаров, которую мы посмотрим мы с вами позже.
Аю: Спасибо, ребята, что вы рассказали мне о меде. Теперь я только медом буду лечиться и быстро поправлюсь.
Дидактическое упражнение «Забавные стихи»
Воспитатель: Аю, а мы с ребятами любим сочинять веселые стихи в форме синквейна. Синквейн - это стихотворение без рифмы из пяти строк. Хочешь, мы и тебя научим?
Аю: Очень хочу. Научите.
Воспитатель:
1 строка - это главное слово, которое обозначает предмет (прикрепляется 1 пчела).
2 строка - это слова, которые говорят о том, какой предмет (прикрепляется 2 пчелы)
3 строка – это слова, которые обозначают, что делает предмет (прикрепляется 3 пчелы).
4 строка – это предложение, из которого мы узнаем что-то о предмете (прикрепляется 4 пчелы).
5 строка – итоговое слово, вывод, (общее слово) (прикрепляется 1 пчела).
Аю: О, как здорово! Я уже сочинил синквейн про мед. Слушайте.
Мёд
сладкий, ароматный
льётся, растекается, липнет
его любят взрослые и дети
сладость
Воспитатель: какой Аю молодец. Повторю стихотворение Аю еще раз в соответствии со схемой.
А сечас и мы сочиним стихотворение о пчеле
Пчела
Маленькая, полосатая
Летает, собирает, жужжит
Пчела собирает нектар с цветов
Труженица (насекомое)
lV. Итог
Аю: Ребята, какие вы молодцы, я у вас узнал много нового и даже научился составлять синквейн. До новых встреч.
На экране часы и звук тикающих часов.
Воспитатель:
Бегает стрелка что- то тут не то, это снова проказы зимы.
Что запомнилось, в путешествие расскажите,
Стрелку на весне остановите.
(стрелка продолжает движение по кругу, на последнем высказывании ребенка останавливается на весне)
V. Рефлексия.
Вот и закончилось наше путешествие.
Я была рада встрече с вами. Если вам было приятно общаться со мной и друг с другом, то возьмите пчелок поднимите их как можно выше.
Сегодня были мы семьей
Как большой пчелиный рой.
А это вам подарок от меня: дидактическая игра «Умная пчелка», чтобы вы стали еще более дружными
Огромное всем спасибо, до новых встреч!