Кириллова Тамара
Конспект ОД по познавательному развитию «Летние хлопоты птиц и животных» в подготовительной группе детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект ОД
по познавательному развитию
«Летние хлопоты птиц и животных»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2018 г
Цель:
1. Дать знания, как заботятся о своём потомстве птицы и дикие животные.
2. Формировать у детей бережное отношение к птенцам и детёнышам зверей.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию „Летние хлопоты птиц и животных“ в подготовительной группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
3. Учить детей правильному поведению в природе, чтобы не причинять птицам и животным вреда.
4. Закреплять умение правильно вести себя в природе: оберегать не только самих птиц и животных, но и места, в которых они живут.
Оборудование: презентация.
Словарная работа: ущерб, сезон, дюжина.
Ход занятия.
1. Вступительное слово воспитателя.
Сегодня на занятии мы будем говорить о том, как птицы и дикие животные заботятся о своё м потомстве: птицы о птенцах, а животные о детёнышах. Давайте посмотрим и убедимся, что у каждого в лесу своя жизнь, свои дела, заботы и хлопоты.
2. Рассказ воспитателя «В царстве птиц».
Попробуйте отгадать загадку, чтобы вспомнить, как называется дом птицы.
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нём, ни окон.
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут …гнездо.
- Давайте уточним, что же это за место, которое называется гнездом? (Ответы детей : место, в котором птицы откладывают свои яйца, высиживают и выращивают птенцов).
- Скажите, а чужие яйца могут попасть в чьё-то гнездо? (Ответы детей : могут, например, кукушка подкладывает свои яйца в чужие гнёзда).
- Кукушонок, вылупившийся из яйца в чужом гнезде, ведет себя очень негостеприимно: выкидывает из гнезда птенцов или яйца, в которых растут птенчики. Он убирает лишних ртов из гнезда, потому что очень прожорлив.
- Для чего ещё нужны гнёзда? (Ответы детей : для защиты птенцов от непогоды и врагов).
- Где строят себе гнёзда птицы? (Ответы детей : на деревьях, на крышах домов, в траве, в зарослях водоёмов).
- Каким птицам человек помогает устраивать гнёзда? (Ответы детей : скворцам).
Вы хорошо знаете, где устраивают себе гнездо белый аист, грач, жаворонок, утка. А сегодня запомните, где вьёт себе гнездо пеночка.
Средь листвы
В местечке затаённом,
На ветвях высокого ствола,
Под прохладным пологом зелёным
Пеночка гнездо себе свила.
Рассыпают радостные трели
Звонкие пернатые певцы,
А в гнезде, как будто в колыбели,
Дремлют желторотые птенцы.
Пришло лето. Угомонились, примолкли птицы, хлопоты не дают распевать. Подошла пора птенцов выхаживать, на крыло ставить. Трудовой день птиц – от зари
до зари, с рассвета до заката. В начале лета ещё можно услышать, как поют птицы, но их трудно увидеть: они сидят в гнёздах или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать.
У некоторых птиц, например, у уток, из яиц вылупляются птенцы, покрытые пухом, они очень подвижны. Уже через день они выпрыгивают из гнезда, выводком ходят за своей матерью, плавают, ныряют и самостоятельно собирают корм.
У других птиц птенцы появляются на свет беспомощными, голыми. Они быстро растут, и им нужно много пищи. Нелегко приходится птицам-родителям. Скворцы, например, приносят птенцам корм 300 раз в день! Синички -400 раз!
В большом гнезде на деревце
Птенцов не сосчитать.
Их накормить надеется
Заботливая мать.
Пищат сынки и дочери,
А мать вокруг снуёт
И по порядку в очередь,
Им гусениц даёт.
Кормом служат в основном насекомые, чаще всего те, которые наносят ущерб хозяйству человека. Таким образом, птицы, выкармливая своих птенцов летом насекомыми, помогают сохранять растения.
В начале лета птенцы многих птиц начинают вылетать из гнезда. Хотя они уже покрыты перьями, летают ещё плохо. Питаться самостоятельно тоже не могут. Родители некоторое время кормят их и защищают от врагов, пытаясь отогнать от своих птенцов даже собаку.
3. Подвижная игра «Птица без гнезда».
Играющие дети делятся на пары. Все становятся в большой круг на небольшом расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, - «гнездо», второй за ним – «птица». В центре круга чертят ещё один, небольшой, круг – там находится водящий. Он считает: «Раз» - игроки изображают «гнёзда» (ставят руки на пояс). «Два» - «птица» садится в гнездо (игрок- «птица» кладёт руки на плечи впереди стоящему). «Три» - «птицы» вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: «Все птицы по домам!» - каждая «птица» стремится занять своё «гнездо», то есть встать за игроком – «гнездом» и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из «гнёзд». При повторении игры дети меняются ролями.
4. Рассказ воспитателя «У зверей появилось потомство».
Июнь называют месяцем тишины. В это время дикие животные
выводят детёнышей. Но называют так этот сезон не потому, что тишина стоит в лесу, в поле, в долине реки. А потому, что человеку необходимо соблюдать тишину: не беспокоить животных, не мешать им заботится о своих малышах.
В овсах, по кустарникам подрастают зайчата первого приплода. Они появились на свет в самый первый весенний месяц. Зайчат первого приплода называют настовиками – ровесниками наста. Справные, проворные настовики, оказывается, способны переносить мартовские невзгоды.
А к концу первого летнего месяца в лесной чаще, в укрытии под кустом, у зайчихи появятся ещё около дюжины крошечных зайчат. С первого дня жизни зайчата хорошо видят и могут передвигаться. Всего полторы недели нуждаются новорождённые в помощи, затем сами добывают пропитание. Летняя их одежда не так пышна и красива, как зимняя, зато в ней легче спрятаться.
В середине зимы у медведицы в берлоге появляются медвежата. Обычно их бывает два. Сначала они совсем маленькие, беспомощные. Весной и в начале лета они всюду следуют за матерью. Она охраняет их и приучает самостоятельно добывать корм.
Весной появились у лисы в норе лисята. Они появились на свет слепыми и беспомощными. Сейчас они подрастают, играют возле норы и понемногу учатся у матери науке охотиться. Лисичка-сестричка тоже наряжается летом поскромнее, чем зимой. В этом наряде в догонялки бегать не так жарко.
У белки – в дупле или в гнезде на дереве, весной появились бельчата. Они тоже рождаются слепыми и беспомощными. Бельчатам тоже нужна забота матери-белки.
Думаю, что вы догадываетесь, в какие игры играют бельчата:
Наигравшись в прятки,
Рыжие бельчатки
Шишку быстро потрошат
И орешками шуршат.
В логове волчихи подрастают волчата. Они рождаются слепыми, прозревают на 12 день, зубы прорезаются на 20 день, и с 25-дневного возраста волчата начинают выходить из логова и играть. Кормят их родители-волки. И только в конце лета они начинают охотиться вместе со своей стаей.
Обратите внимание, дети, что забота родителей нужна всем детёнышам животных.
5. Правила поведения в природе.
Запомните правила поведения в природе, чтобы не причинить вреда птицам и их птенцам, животным и их детёнышам.
1. Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не будем прикасаться к гнезду, чтобы птицы-родители не покинули его.
2. Весной и в начале лета в лесу и парке не будем отпускать собаку с поводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детёнышей зверей.
3. Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
6. Итог.
Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять птицам и животным вреда?
Почему нужно оберегать не только самих птиц и животных, но и места, в которых они живут?
У большинства зверей детёныши появляются весной-летом. Как ты думаешь, почему?
Расскажи, как птицы заботятся о своих птенцах?
Расскажи, как звери заботятся о своём потомстве?
Что нового ты узнал сегодня на занятии, чего не знал раньше?