Иноземцева Ольга
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о свойствах бумаги, видах. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.
Публикация «Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из бумаги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.
Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли.
Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.
Методы и приемы: сюрпризный момент; словесный (рассказ, беседа, ситуативный разговор); наглядный (рассматривание, показ); игровой; эвристический (опыт); практический (рисование).
Демонстрационный материал: презентация «Как делают бумагу из дерева»;
Раздаточный материал: полоски картона, газеты, альбомных листов и обоев; ножницы, копировальная бумага, карандаши.
Оборудование: бумажные кораблики.
Техническое оснащение: телевизор, магнитофон.
Предварительная работа: совместное проведение с детьми экспериментальной деятельности; рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии предметов сделанных из бумаги.
Ход ООД:
1. Организационный и мотивационный моменты.
Воспитатель входит в группу и подходит к группе детей.
Воспитатель: Ребята, а вы любите – тайны и секреты?
Дети: Да.
Воспитатель: А хотите сегодня разгадать несколько тайн?
Дети: Очень хотим (все остальные дети подходят к воспитателю).
Воспитатель: Первая тайна, которую я предлагаю вам раскрыть – это загадка. Слушайте внимательно:
Загадка
Склеит корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная. (бумага)
Воспитатель: Правильно, это бумага. Я предлагаю сыграть в игру.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает». Я называю предмет, если его можно сделать из бумаги вы хлопаете в ладоши, если нет - топаете ногами.
Будьте внимательными.
Слова: книга, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал, салфетка, кораблик, платье, тетрадь.
Воспитатель: Молодцы, все верно определили.
Воспитатель показывает детям альбомный лист.
2. Основная часть.
Воспитатель: Посмотрите, ребята у меня в руках обычный альбомный лист, как вы думаете, он может скрывать какие-нибудь тайны или секреты?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в бумажную страну
и узнаем, какие тайны скрывает бумага. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:
Раз, два, три - кругом повернись, в бумажной стране очутись! (Дети открывают глаза на столах у них лежат образцы бумаги разных видов).
Воспитатель: Ребята, мы попали в бумажную страну! Как здесь интересно! В бумажной стране много бумаги. А кто мне скажет, из чего делают бумагу?
Дети: Из деревьев
Воспитатель: Всё верно, бумагу изготавливают из деревьев, это очень долгий и не простой процесс. Внимание ребята на экран.
Воспитатель: Представьте, для того чтобы у нас с вами была бумага, трудятся очень много людей: деревья сначала рубят лесорубы. Срубленные деревья связывают и отправляют в путь: на машинах, железнодорожном транспорте или сплавляют по реке. По разным дорогам деревья попадают на бумажный завод. Там начинаются самые интересные превращения.
Сначала с бревен обдирают кору. Затем измельчают в щепки-крошки, добавляют воду. Измельченные щепки варят в специальном растворе, отжимают, утюжат большим валиком, сушат, гладят и получается большой рулон бумаги. Бумагу режу на листы и упаковывают. Это очень тяжелый труд, поэтому мы должны аккуратно относиться к изделиям из бумаги.
Воспитатель: Ребята, а у нас в группе есть что-нибудь из бумаги?
Дети: Да.
Дидактическое упражнение «Что сделано у нас в группе из бумаги?» (Поисковая деятельность).
Воспитатель: Давайте это проверим. Сейчас вы пройдете по группе, каждый найдёт и принесёт один предмет, который, по вашему мнению, сделан из бумаги. На поиски отводиться одна минута. (Дети расходятся по группе и каждый приносит по одному предмету из бумаги).
Воспитатель: Время вышло, давайте посмотрим, какие предметы вы выбрали. Дети показывают и называют предметы.
Воспитатель: Молодцы, все эти предметы сделаны из бумаги.
Воспитатель: Вот видите, как много предметов из бумаги нас окружает, и мы должны бережно относиться к ним, не рвать книги, аккуратно рисовать на листе бумаги, не тратить зря салфетки.
Воспитатель: Ребята, чтобы отгадать тайны бумажной страны нам нужны помощники. Посмотрите на доску, к нам приплыли кораблики, каждый из них поможет разгадать одну тайну. Выбирайте первый кораблик. Дети выбирают.
Воспитатель: Первый кораблик предлагает нам определить, какая бумага самая прочная.
Опыт №1 «Разрывание бумаги»
Перед каждым из вас лежат полоски картона, газеты и обоев. Попробуем разорвать каждую полоску и узнаем, какая бумага самая прочная. Начнем с полоски газеты, потом обоев и последняя будет полоска картона. Приступаем. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, какая же бумага оказалась самая прочная?
Дети: Картон.
Воспитатель: А как бумага рвется легче всего?
Дети: Газета.
Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать?
Дети: разная бумага имеет разную прочность. Картон прочный, обойная бумага менее прочная, газетная бумага хорошо рвётся.
Воспитатель: Молодцы! Первая тайна разгадана, движемся дальше.
Выбираем ребята второй кораблик. Дети выбирают кораблик.
Опыт №2 «Разрезание»
Воспитатель: Перед вами два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Мы возьмем сейчас ножницы и разрежем сначала альбомную бумагу, а потом картон.
Воспитатель: Но в начале, разомнем наши пальцы. Подняли руки вверх и повторяем за мной.
Пальчиковая гимнастика «Режем. Режем»
«Мы бумагу режем, режем,
Мы бумагу рвем, рвем,
Мы бумагу клеим, клеим,
Мы бумагу мнем, мнем».
Воспитатель: Приступаем к работе. Берем правильно ножницы в руку и режем бумагу. Первую – альбомную, вторую – картон. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Ребята, что было резать проще картон или бумагу?
Дети: Бумагу.
Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать?
Дети: картон толще, его резать сложнее, чем альбомная бумага.
Воспитатель: Молодцы! Вторая тайна разгадана, движемся дальше.
Давайте немного отдохнем и поиграем.
Физминутка
По бумаге я бегу, все умею, все могу (бег на месте)
Хочешь домик нарисую (встать на носочки, руки вверх, изображая крышу)
Хочешь елочку в снегу (присесть, руки вниз в стороны)
Хочешь дядю (показать усы)
хочешь сад (повороты в стороны, руки вверх)
Мне любой ребенок рад (прыжки на месте)
Воспитатель: Продолжаем разгадывать тайны и выбираем третий кораблик. Дети выбирают кораблик.
Опыт № 3. «Сминание бумаги»
Воспитатель: Перед вами два вида бумаги: картон и простая альбомная бумага. Мы возьмем и будем по очереди мять сначала бумагу, потом картон. Приступаем. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Ребята, что было проще смять картон или бумагу?
Дети: Бумагу.
Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать?
Дети: картон толще, его мять сложнее, чем альбомную бумагу.
Воспитатель: Молодцы! Еще одна тайна разгадана.
Выбираем ребята следующий кораблик. Дети выбирают кораблик.
4. Опыт «Намокание»
Воспитатель: Для раскрытия этой тайны нам понадобится вода. Перед каждым из вас стоит тарелки с водой, лежат салфетки и полоска альбомного лист бумаги.
Мы будем опускать в емкость с водой сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. И понаблюдаем, что будет происходить.
Приступаем.
Воспитатель: Ребята, что произошло с салфеткой?
Дети: Она намокла очень быстро.
Воспитатель: А бумага?
Дети: Бумага намокла, но постепенно.
Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать?
Дети: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени.
Воспитатель: Молодцы! И эта тайна разгадана.
Воспитатель: Давайте запишем результаты наших опытов в экспериментальные блокноты.
Открывайте страницу со стикером и берем в руки простые карандаши. Давайте вспомним все, что мы выяснили про бумагу.
Дети: можно рвать, резать, смять и намочить.
Воспитатель: С помощью специальных обозначений запишем наши выводы.
Общий вывод: вся бумага рвется, мнется, режется и намокает, но по-разному.
Легче всего – газетная, потому что газеты печатают каждый день свежие, она самая тонка.
Альбомная бумага–потолще, попрочнее из нее изготавливают альбом для рисования.
Картон – самая толстая, плотная бумага, поэтому его используют для изготовления коробок, обложек для книг.
Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно. Кораблики бумажной страны приготовили нам сюрприз.
Воспитатель: А вот и сюрприз (показать копировальную бумагу) Это копировальная бумага. Давайте проговорим все вместе – копировальная. Как вы думаете, для чего она нужна?
Отвечают дети.
Воспитатель: Копировальная бумага нужна для получения копий одного изображения. Сейчас для получения копий придумали специальный прибор –принтер (Раздать тарелочки с копировальной бумагой, листы бумаги и карандаши). Давайте рассмотрим бумагу. Бумага одинаковая с двух сторон?
Дети: нет.
Воспитатель: Какие стороны у бумаги?
Дети: одна сторона блестящая.
Воспитатель: На этой стороне нанесена краска. А вторая сторона блестит?
Дети: нет.
Воспитатель: Ее называют матовая. Давайте повторим (все повторяют)
Воспитатель: Теперь я буду рисовать. Я беру два листочка бумаги, между ними положу копировальную бумагу блестящей стороной на нижний листок. На верхнем листочке нарисую солнышко.
Воспитатель: Сколько получилось рисунков, одинаковые ли они?
Дети отвечают.
Воспитатель: Чем эти рисунки отличаются? Какая бумага мне в этом помогла?
Ответы детей.
Воспитатель: Вместе повторим – копировальная. Попробуйте нарисовать солнышко сами. У вас должно получиться два одинаковых рисунка. Кто напомнит, какой стороной на листочек нужно положить копировальную бумагу, блестящей или матовой?
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: А теперь поднимите и покажите, сколько рисунков у вас получилось. Молодцы все справились.
3. Рефлексия. Итоги ООД.
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться обратно в детский сад. Заберите свои рисунки и произнесем заклинание:
Один, два, три, четыре, пять – начинаем колдовать.
Кругом повернись - в Детском саду очутись!
Вот мы и вернулись в детский сад.
Ребята, давайте вспомним, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране и поможет нам в этом наш волшебный «снежный ком» (бумажный ком). Дети передают по кругу «снежный ком» и делятся впечатлениями.
Воспитатель: Ребята, но мы разгадали только некоторые тайны бумаги, а много еще осталось не известно. Вы бы хотели побывать в бумажной стране еще раз.
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда ребята вам важное задание: Вы должны заботиться о книгах, беречь деревья и тогда бумажная страна вновь пригласит вас в гости.
Молодцы ребята, вы сегодня отлично потрудились. Давайте похлопаем друг другу и скажем СПАСИБО. [/b]