Шаркова Ирина Павловна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Школа магов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы на тему : «Школа магов»
Цель:развитие познавательно – исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные задачи:
• Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, воды, магнита;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы „Школа магов“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
• стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей;
• продолжать формировать навыки детей в подборе эпитетов, сравнений, продолжать строить развернутые высказывания.
Развивающие задачи:
• Развивать поисково – познавательную деятельность детей, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
• учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности;
• продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
Воспитательные задачи:
• способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств;
• Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации;
• Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
Материал: лимон, вата, палочки, чаша, листы, краски и гуашь, пищевые красители, настольная лампа, фрукты и овощи. пустые стеклянные банки – две пол – литровые, блюдце, два сырых яйца, стакан поваренной соли, столовая ложка, кувшин с водопроводной водой,тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки, краски, скрепка, магнит, пластмассовый стакан.
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Приветствие детей
Воспитатель: А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Мотивационно-побудительный
Воспитатель: Ребята подойдите ко мне,посмотрите, что за школа изоражена на плакате? Дети: ответы детей
Воспитатель: Правильно! школа Хогвартс — учебное заведение волшебников из вселенной «Гарри Поттера» живущие в Великобритании и Ирландии.
А вам хотелось бы стать учениками этой школы?
Дети: ответы детей
Основной:
В группу вносится коробка из которой вылетает воздушный шар, на веревочке – письмо от директора школы Альбуса Дамблдора.
Воспитатель: Оказывается, сам АльбусДамблдор прислал нам приглашение вот таким необычным способом. Давайте – ка прочитаем его послание.
(Воспитатель открывает письмо, обнаруживает чистый лист бумаги)
- Ничего не пойму, кто же над нами так пошутил? (Дети рассматривают).
Дети. ответы детей
Воспитатель с детьми подносят письмо к окошку, затем к настольной лампе и обнаруживают, что при нагревании появляются буквы, но их сложно прочитать, текст нечеткий.
Воспитатель. Что же нам делать? Однажды я прочитала в книге еще об одном способе проявления чернил. Нужно в стакан воды капнуть несколько капель йода и этим раствором смазать лист с письмом.
Дети выполняют эти действия и обнаруживают, что письмо легко можно прочитать.
«Здравствуйте, ребята! Это секретное письмо написали вам мои помощники. В нашей школе все волшебники пишут письма невидимыми чернилами. Если выполните все мои задания, то получите секрет невидимых чернил. Желаю удачи. АльбусДамблдор».
Воспитатель: Ой ребята, посмотрите у нас еще есть второй листок и он с заданиями. Но прежде чем приступать к выполнению, давайте вспомним правила безопасности которые нужно соблюдать.
А также в конце каждого опыта делать выводы
Сейчас я повешу картинку, чтобы не забывать. Ну что приступим? (Второй листок с заданиями) Ответы детей
Воспитатель разворачивает листок с заданиями и читает «Задание №1 «Узнать секрет яйца-попрыгунчика»»
Не будем терять время, начнем! Я приглашаю вас к первому опытному столу
1. Опыт
На столе пустые стеклянные банки – две пол – литровые. На блюдце рядом – два сырых яйца и стакан поваренной соли, столовая ложка, кувшин с водопроводной водой.
• В первую банку налить воды и опустить яйцо – оно утонит.
• Во вторую банку налить воды и добавить 4 столовой ложки соли – яйцо будет плавать на поверхности.
Воспитатель: А теперь отгадайте секрет яйца – попрыгунчика. Дети делают вывод: В соленой воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода, но и частички соли, растворенные в воде.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А где вы встречали такое?
Ответы детей :
А теперь давайте перейдем к следующему столу
Опыт 2
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.
Для опыта понадобится: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски.
Наливаем молоко в тарелку. Капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком.
Дети делают вывод: при добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока.
3. опыт
Воспитатель: Ребята, а на этом опытном столе находится какой-то необыкновенный камень, который притягивает к себе все металлические предметы. Как вы думаете, что за волшебный камень?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, это магнит. У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь? Ответы детей : холодный, твердый, тяжелый.
Воспитатель: Всё ли притягивает магнит? У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит. Как мы это проверим? Ответы детей :
Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами.
Воспитатель: Приступаем!
Дети выполняют эти действия и обнаруживают, что не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.
Дети совместно с воспитателем приходят к выводу, что Магниты – это кусочки железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.
Опыт 4
Воспитатель: В нашем листке нужно «Достать скрепку без помощи рук»
Ребята, а как достать скрепку без помощи рук? Версии детей
Воспитатель: Давайте возьмём обычный стакан, опустим скрепку на дно. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана. Дети выполняют
Расскажите, что получилось?
Что же двигало скрепку?
Какой можно сделать вывод? Дети отвечают
Дети делают вывод: Магнитная сила проходит через пластик.
Воспитатель: Ребята ну вот и закончились наши испытания. Мы с вами справились со всеми заданиями Альбуса Дамблдора, провели множество опытов. По окончанию наших испытаний мы получили доступ к секрету невидимых чернил.
Опыт 5 «Секрет невидимых чернил»
Воспитатель: Как вы думаете, из чего сделаны эти чернила?
• Возьмите разные вещества и найдите самые невидимые чернила.
Дети пробуют писать белой гуашью, белой акварелью. Пищевыми красителями.
Воспитатель: Скажите, ребята, что удобнее использовать вместо ручки?
Дети делают вывод, что Белая краска почти не видна, при нагревании над лампой и смазывании йодным раствором ничего не изменилось, буквы не проявляются. (Такой же вывод делаем и с пищевыми красителями.)
Воспитатель: Что можно использовать еще вместо чернил? Можно ли использовать сок разных фруктов и овощей?
Дети берут сок яблока, апельсина, помидора, лимона. Перед этим воспитатель напоминает, что сок фруктов и овощей плохо отстирывается от одежды, поэтому нужно надеть передники.
(Дети делают выводы, что лучше невидимые чернила получаются из лимона).
Воспитатель: Под воздействием настойки йода содержащийся в бумаге крахмал становится фиолетовым. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому написанное проступает в виде белых букв или знаков, если записку зашифровали.
Рефлексия:
Воспитатель: А теперь ребята напишем ответ на письмо этими невидимыми чернилами АльбусуДамблдору о том, что мы получили секрет невидимых чернил. Дети: пишут письмо, привязывают к шарику и выпускаем шарик с ответом в небо.
Воспитатель: А скажите вам понравилось проводить опыты (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что интересного узнали сегодня.
Дети рассказывают друг другу, что интересного узнали
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.