Марина Гончарова
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Раз снежинка, два снежинка» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.
Задачи:
- обобщить и дополнить представления детей о зимнем времени года;
- познакомить детей с образованием снега, особенностями снежинок;
- вызвать у детей интерес к экспериментированию;
- продолжать учить анализировать, сравнивать, делать выводы;
- развивать умение выражать эмоции, чувство эмпатии;
- формировать представления о здоровом образе жизни в холодное время года;
- воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром „Раз снежинка, два снежинка“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Снежинка
- Снежинки. Конспекты занятий
- Снежинки. Поделки и рисунки
- Темочки
Оборудование: проектор, ноутбук, запись песни в исполнении В. Толкуновой «Кабы не было зимы», запись «Скрип снега под ногами», запись мультфильма «Мультик про снег. Откуда берется снег» (https://youtu.be/oU3aMTbr_60), картинки с признаками зимы, снежинками, колокольчик, тарелки с крупной солью, металлические столовые ложки по количеству детей, карточки с изображением эмоций.
Дети входят в группу под песню в исп. В. Толкуновой «Кабы не было зимы».
Воспитатель: Ребята, вам понравилась эта песня? Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?
Дети: О зиме.
Игра «Без чего зимы не бывает?»
Воспитатель: Подумайте и ответьте, без чего зимы не бывает. Я начну, а вы продолжите. Зимы не бываем без …
Дети: … без снега, без мороза, без холода, без сугробов, без метели, без гололеда, без горки, без катания на санках, лыжах, коньках, без игры в снежки, без Нового года, без подарков.
Воспитатель: Вы правы. Без снега и мороза и зима не зима. Зимушкой-зимой в народе называли самое суровое время года. Издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена – Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие признаки зимы вы знаете. Картинки нам с вами помогут.
Показ картинок, на которых изображены признаки зимы:
Холодно
Идет снег
День короткий, а ночь длинная
Реки покрылись льдом
Деревья голые
Некоторые животные впали в спячку
Другие животные поменяли цвет шубки
Зимующие птицы прилетели ближе к жилью людей
Люди стали одеваться теплее
Зимние забавы
Дети перечисляют признаки зимы.
Воспитатель: Один из признаков зимы – наличие снега. А кто знает, откуда берется снег? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте посмотрим небольшой мультфильм, чтобы узнать, правы ли вы.
Показ мультфильма «Мультик про снег. Откуда берется снег».
https://youtu.be/oU3aMTbr_60 - 2 мин 23 с
Воспитатель: Вот мы и узнали, как образуется снег, снежинки. А что интересного о снежинках вы узнали из мультфильма?
Дети: Не бывает двух одинаковых снежинок.
Воспитатель: Верно. Посмотрите, сколько разных снежинок. (Показ картинки или слайда.) Но что-то есть у них общее. Как вы думаете, что?
Дети: У всех снежинок шесть лучей.
Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих снежинок нет, мороз постарался.
Все снежинки одинаковы на цвет –
Но близнецов, поверьте, нет.
Найти похожих здесь нельзя –
Мороз старался, и не зря.
Воспитатель: Давайте мы сейчас составим снежинку. Разойдитесь по комнате. Пока я звоню в колокольчик, вы двигаетесь, как отдельные кристаллики льда. А как только колокольчик замолчит, кристаллики соединяются в снежинку. Помните, что в одной снежинке шесть лучей. Значит, каждую могут составить шесть человек.
Игра «Составь снежинку».
Как только колокольчик замолкает, ребята собираются в круг по шесть человек, вытягивают правую руку в центр круга, берясь за руки. Левую руку можно поставить на пояс или вытянуть в сторону.
Игру можно повторить 2 раза, составляя разные снежинки.
Воспитатель: Давайте теперь проверим, правильной ли формы получались наши снежинки, у всех ли шесть лучей.
Воспитатель: Молодцы! Сколько всего снежинок вы составили? (Ответы детей.)
Воспитатель: А теперь наши снежинки подхватил ветерок и понес.
Физминутка «Снежинки».
Вот снежинки вниз летят (Руки опускаем сверху вниз.)
На дома и на ребят. (Руки сложили «домиком» над головой, показали на себя.)
Мы на улицу пойдем (Шагаем)
И в снежки играть начнем. (Наклоняемся, лепим снежок и бросаем.)
Падай снег веселей, (Руки вверх-вниз.)
Будет все кругом белей. (Круговые движения руками.)
Мы - снежинки, мы – пушинки, (Поворот влево-вправо, руки на поясе.)
Покружиться мы не прочь. (Кружимся.)
Мы – снежинки-балеринки, (Наклоны влево-вправо, руки на поясе.)
Мы танцуем день и ночь. (Пружинка с приседанием.)
Мы деревья побелили, (Делаем вид, что рисуем кистью.)
Крыши пухом замели (Машем ладошками.)
Землю бархатом укрыли (Руки разводим в стороны, ладони вдоль пола.)
И от стужи сберегли. (Потерли плечи рукам, как будто замерзли.)
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. Ой, а это что за странные звуки?
Включается запись хруста снега под ногами.
Дети: Так хрустит снег!
Воспитатель: А вы знаете, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте проведем опыт. Я приглашаю вас в научную лабораторию.
Опыт «Почему снег хрустит?»
Воспитатель: В тарелки насыпана крупная соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Берем столовую ложку и надавливаем ею на соль несколько раз. Что мы слышим?
Дети: Слышим скрип, хруст.
Воспитатель: Это ломаются кристаллики соли. Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день. Какой вывод можно сделать?
Дети: Когда мы идем по снегу, под нашими ногами ломаются кристаллы снежинок и слышен хруст.
Воспитатель: Хотя кристаллики снега очень маленькие, когда они ломаются, слышен хруст. Конечно, когда ломается одна снежинка, звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Воспитатель: А как вы думаете, скрип снега будет слышен, если по нему пробежится стрекоза? Почему?
Дети: Скрип снега мы не услышим. Стрекоза слишком легкая.
Воспитатель: А как зимует стрекоза?
Дети: Стрекоза, как и другие насекомые, зимой спит.
Воспитатель: А представьте себе, что одна стрекоза не заснула, не приготовила себе домик, не сделала запасы впрок и оказалась зимой на улице. Стрекоза дрожит от холода.
- Холодно, холодно, ой-ой-ой!
Голодно, голодно, жутко зимой!
Мне некуда деться,
Сугробов не счесть.
Пустите погреться и дайте поесть.
Воспитатель: Какое настроение было у стрекозы?
Дети: Грустное, печальное.
Воспитатель: Найдите карточку с изображением эмоции, передающей состояние стрекозы, и покажите.
Дети находят и показывают карточки с изображением эмоции «Грусть. Печаль».
Воспитатель: Вам жалко стрекозу?
Дети: Да!
Воспитатель: А теперь представьте себя этой несчастной, замерзшей, голодной стрекозой, попробуйте изобразить ее.
Этюд «Стрекоза зимой».
Воспитатель: Молодцы. Но мы будем надеяться, что все стрекозы и другие насекомые успели подготовиться к зиме и сейчас спокойно спят.
Воспитатель: Ребята, зима – холодное время года. Как же мы должны следит за своим здоровьем, чтобы нам не пришлось мерзнуть, как бедной стрекозе?
Дети: Нужно одеваться по погоде, больше двигаться, не сидеть и не лежать на снегу. А еще не есть снег, не брать в рот сосульки,
Воспитатель: Правильно. Давайте представим, что на улице сильный мороз и холодный ветер. Как нужно дышать в морозную погоду, через нос или рот, почему?
Дети: Через нос, чтобы не простудить горло холодным воздухом.
Воспитатель: А если вы всё-таки долго находились на улице и замёрзли, как быстро согреться, чтобы не заболеть? (Ответы детей.)
Воспитатель: А я знаю ещё способ, хотите, научу? Можно сделать самомассаж. Он поможет согреться и спасёт от простуды. Вставайте возле стульчиков и повторяйте за мной.
Массаж биологически активных зон «Наступили холода» для профилактики простудных заболеваний.
Да-да-да, да-да-да - наступили холода (потереть ладошки друг о друга).
Да-да-да, да-да-да - превратилась в лед вода (мягко провести пальчиками рук по шее сверху вниз).
Ду-ду-ду, ду-ду-ду - я на лыжах иду (растереть ладонями уши).
Ды-ды-ды, ды-ды-ды - на снегу есть следы (приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба).
Воспитатель: Вот так вы можете быстро согреться, когда нет под рукой горячего чая, а до дома еще далеко.
Воспитатель: Мы с вами хорошо поработали. Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали на занятии? (Ответы детей.)
Воспитатель: Я думаю, что вы теперь будете смело гулять зимой долго. А на прогулке не забудьте поймать и рассмотреть снежинки, проверить, шесть ли у них лучей. Наше занятие окончено.