Марина Гончарова
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почему Луна не падает на Землю?»
▼ Скачать + Заказать документы
Направление деятельности: познавательно-исследовательская, опытно-экспериментальная.
Цель:
- познакомить детей с понятием «Луна – спутник Земли»,
- познакомить с понятием «сила притяжения»,
- формировать познавательный интерес.
Задачи:
- образовательные:
• побуждать детей самостоятельно делать выводы, умозаключения;
• поощрять возникновение проблемных вопросов;
- развивающие:
• развивать желание познать тайны живой и неживой природы;
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Почему Луна не падает на Землю?“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Луна. Все о луне для детей
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• развивать память, речь, внимание, познавательные интересы;
- воспитывающие:
• воспитывать интерес к окружающему миру.
Материалы: кубики, воздушные шарики, ластики на нитке, пластмассовые корзинки, пластмассовый шар, фонарик, домашний планетарий, компьютер, проектор.
Предшествующая работа: чтение книги Е. Э. Левитана «Малышам о Звездах», рассматривание иллюстраций энциклопедии компании «Росмэн» «Новая детская энциклопедия»
Воспитатель:
- В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели на небо и удивлялись: над их головами в бездонной вышине сверкали бесчисленные точки (включен «планетарий»). Они исчезали к утру, чтобы появиться следующей ночью. Что это за точки?
Дети:
- Звезды.
Воспитатель:
- А что кроме звезд мы можем наблюдать по ночам в небе в ясную погоду?
Дети:
- Луну. (Слайд 1, «планетарий» отключен.)
Воспитатель:
- А что такое Луна?
Дети:
- Луна - это спутник Земли.
Воспитатель:
- Спутники - это небесные тела, которые обращаются вокруг планет.
Одним планетам в небе скучно,
И, чтобы было веселей,
Блуждая по вселенной целой,
Они нашли себе друзей. (Слайд 2.)
- Что вы знаете о спутнике Земли - Луне? (Ответы детей.)
- Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком - лунной пылью. (Слайд 3.)
- На Луне нет атмосферы, поэтому она не защищена от падения метеоритов - железных или каменных тел, падающих из межпланетного пространства. Если посмотреть на Луну в мощный бинокль или телескоп, можно увидеть неровности поверхности, оставленные падающими на луну небесными телами. (Слайд 4.) На Луне совсем нет воздуха, не дует ветер, не идет дождь. (Слайд 5.) И если бы мы прошлись по Луне, наши бы следы остались там навсегда. Так следы космонавтов и луноходов, оставленные на поверхности,
никогда не стираются. (Слайд 6.) Есть на Луне и горы, и лунные моря, только воды в них нет ни капли. (Слайд 7.)
- Давайте попробуем достать Луну, подвинуть ее поближе, походить по ней (физминутка).
В небе плавает Луна, (Покачивание влево - вправо.)
В облака зашла она. (Закрыли лицо руками.)
Один, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Можем мы Луну достать. (Руки вверх, потянулись на носочках.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять, (Хлопки над головой.)
И поближе перевесить. (Руки вниз.)
Десять, девять, восемь, семь, (Ходьба на месте.)
Чтоб Луна светила всем. (Тихо сели.)
Воспитатель:
- Как вы думаете, а можно на самом деле перевесить Луну поближе?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- Почему? (Ответы детей.)
- Падают же на Землю метеориты. Ну и Луна, наверно, может упасть. Давайте проверим, может ли Луна упасть на Землю.
(Дети подпрыгивают на месте. Берут кубики и отпускают. Подбрасывают воздушный шарик.)
Воспитатель:
- Что мы наблюдали?
Дети:
- Все предметы падают на землю.
Воспитатель:
- Земля делаем тяжелым все, что на ней находится. За счет силы притяжения она все предметы притягивает к себе. Как только предмет лишается опоры, он падает.
- Так почему же Луна не падает? (Версии детей.)
- Проведем еще один эксперимент.
(Дети кладут в корзинку кубик, кружатся с корзинкой в вытянутой руке. Ребенок – «Земля», предмет в корзинке – «Луна».)
- Упал кубик? Когда?
Дети:
- Упал, когда остановились.
Воспитатель:
- А когда вы крутили корзинку вокруг себя, кубик падал?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
Какой вывод можно сделать?
Дети:
- Кубик не падает, когда корзинка вращается.
Воспитатель:
- Значит Луна, чтобы не упасть на Землю, должна вращаться вокруг нее.
- Проведем еще опыт.
(Ребенок («Земля») раскручивает привязанный к нитке ластик («Луна»). Ластик-Луна старается оборвать нитку и «улететь», а нитка не дает ему это сделать.)
Воспитатель:
- Настоящую Луну удерживает сила земного притяжения. Если перестать раскручивать ластик, он упадет! Как только Луна перестанет вращаться вокруг Земли, так немедленно сила притяжения нашей планеты ее «приземлит», притянет к Земле. Так что весь секрет – в движении. Но если очень сильно раскрутить ластик, то нитка может оборваться и ластик «улетит». Так что вращаться Луна должна с определенной скоростью.
Воспитатель:
- Люди слагали о Луне сказания и легенды. Хотите, я вам расскажу одну из легенд?
- Решил месяц сшить себе платье. Снял портной с него мерки и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем, а платье узко!
- Видно я ошибся, - говорит портной. И сел снова за работу. В назначенный срок пришел снова месяц за платьем. Опять платье мало.
- Видно, и теперь ошибся, - сказал портной. И снова сел кроить и шить. В третий раз месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый месяц - не месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал, искал его месяц, да так и не нашел.
Воспитатель:
- Почему же месяц остался без платья? (Ответы детей.)
- Да, Луна постоянно разная : то она полная, круглолицая; то похожа на половину шара или серпик. Почему же с Луной происходят такие волшебные превращения? (Ответы детей.)
- Давайте с вами проведем интересный опыт, чтобы узнать об этих превращениях подробнее. Возьмем шар, он у нас будет Луной. В темноте посветим на него фонариком с разных сторон, как будто светит Солнце. Когда свет падает на шарик сзади, то видна только узкая полоска по краю шара, а остальная часть остается в тени. Освещена всего лишь половинка шара. А если мы направим луч фонарика на шар спереди, то увидим, что он смотрит на нас всей своей освещенной стороной. Точно также мы наблюдаем Луну, которую разных сторон на небе освещает в темноте космоса Солнце. (Слайды 8,9.)
- Луна вращается вокруг своей оси, но всегда обращена к Земле одной стороной. Из-за того, что Луна вращается вокруг Земли и вокруг своей оси приблизительно одинаковое время, с Земли можно наблюдать только одно полушарие Луны. (Слайд 10, 11.)
Воспитатель:
- Давайте немного поиграем.
Проводится дидактическая игра «Подбери слова». ( Нужно подобрать слова-признаки: Луна (какая) - круглолицая, полная, загадочная, таинственная, недоступная, пятнистая).
Воспитатель:
- Наше занятие подходит к концу. Что нового и интересного вы сегодня узнали? Какие эксперименты провели? (Ответы детей.)
Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!
- Наше занятие окончено. Мы с вами еще не раз встретимся с нашей планетой Землей и ее спутником Луной на занятиях.