Тащилина Анастасия
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе «Согласный звук [щ] и буква Щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад
центр развития ребенка №35 «Золотой ключик»
Конспект ООД по обучению грамоте
в старшей группе.
Согласный звук [щ] и буква Щ.
Воспитатель старшей группы
Тащилина Анастасия Николаевна
г. Моздок
2022г.
Задачи:
- обогащать словарь детей;
- учить подбирать близкие по смыслу слова; рифму к словам; составлять рифмованные строчки;
Публикация «Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе „Согласный звук [щ] и буква Щ“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- отрабатывать артикуляцию звука [щ];
- знакомить с буквой Щ;
- учить находить в отдельных словах и предложениях заданную букву.
Оборудование: карточки – записки; цветные карандаши; карточка с буквой Щ; буквы – заготовки (по количеству детей); мелкие предметы (по выбору педагога).
Игровое упражнение «Как лучше сказать?»
Педагог рассказывает детям о медвежатах из рассказа В. Бианки «Купание медвежат» :
«Вот выкупались они, и пошли гулять по лесу. Но какие они были разные! Первый медвежонок – веселый, подвижный, очень любил играть. Залез он на дерево. Чует – медом пахнет. Обрадовался, полакомился медом, слез с дерева и побежал к маме – медведице».
Вопросы по тексту
Какой был медвежонок? К слову веселый подберите слова, близкие по смыслу (радостный, шустрый, бодрый). И к маме он не просто побежал, а … (домчался, понесся).
«Другой медвежонок был совсем не похож на братца: уж очень он был медлительный».
А как можно о нем сказать по-другому? (неуклюжий, неловкий, неповоротливый).
«Только он хотел меду поесть, его ужалила пчела. Совсем ему стало плохо и невесело или … (грустно, скучно, обидно)». Какой он был? (грустный, обиженный, огорченный, печальный). И к маме он не просто пошел, а … (побрел, поплелся).
Фонетическая зарядка
• Как паровоз пускает пар? (Щ-щ-щ)
• Как зовут сказочного героя, который в новогоднюю ночь сражался с мышиным войском? (Щелкунчик)
• Продолжите фразу: У меня пропал носок, утащил его… (щенок).
• Отгадайте загадку: Хвостиком виляет, зубаста, а не лает… (щука).
Педагог произносит чистоговорку, интонационно выделяя звук [щ] и поощряет интонированное произношение детей.
Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.
Анализ звука [щ]
[Щ] – глухой согласный, шипящий: «щ-щ-щ…» - так шипит яичница на сковородке; такой звук издает щетка, когда ею чистят вещи, этот звук всегда произносится мягко. Помогает нам его произносить язык, который находится за верхними зубами, губы слегка растянуты в улыбке.
Педагог предлагает детям несколько раз произнести звук [щ] изолированно.
Дети закрепляют интонационное произношение звука с помощью скороговорки.
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
После того как дети поупражняются в интонационном выделении звука, произнося скороговорку в медленном темпе, можно предложить им произносить скороговорку в диалоге, по схеме «вопрос-повествование».
Физкультминутка «Часы»
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются)
Игровое упражнение «Подумай и назови»
• Хищная рыба с острыми зубами (Щука)
• Дикая роза с ярко-красными ягодами (Шиповник)
• Жвачное животное с очень длинной шеей (Жираф)
Ознакомление с буквой Щ
Педагог показывает детям букву Щ, сопровождая показ стихотворным описанием образа.
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Дети «прописывают букву в воздухе указательным пальцем, рассматривают ее элементы на карточке.
Индивидуальная работа с карточками-записками
В карточках заранее записаны слова, дети находят в них буквы и обводят цветными карандашами: зеленым – букву Щ, синим – букву Ж.
Вопрос
Почему букву Щ нужно обводить зеленым карандашом, а букву ж – синим.
Заключительная часть
- Ребята, чем мы сегодня занимались?
- Дети, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?
- Как выглядит буква Щ, нарисуйте ее пальчиком в воздухе.
- Мне понравилось, как вы все дружно, активно работали, молодцы, всем спасибо!