Ольга Климова
Конспект ООД по социально-коммуникативное развитие» «Эх, лапти мои»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Организованной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
на тему: «Эх, лапти мои, лапти липовые…»
для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Совершенствовать знания о лаптях (их цвете, форме, величине, материале, назначении).
Задачи:
1. Формировать потребность в познании рукотворного мира;
2. Совершенствовать знания о предметах народного быта, одежде и обуви (их цвете, форме, величине, материале, назначении,
Публикация «Конспект ООД по социально-коммуникативное развитие“ „Эх, лапти мои“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лапти
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
3. Развивать связную речь.
Словарная работа: лапти, лапоточки, лапотки, плести лапти, плетеная, лыко, лыко драть, лыченица, щеголять.
Подготовительная работа: подготовка выставки русской народной одежды с. Чернуха ; чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, рассматривание иллюстраций о старинной обуви и об изготовлении лаптей; работа над частушками и песнями о лаптях, предварительная беседа с Федотовым В. И. об проведении мастер – класса по изготовлении лаптей из лыка.
Планируемые результаты:
Дети проявляют познавательный интерес к особенностям одежды и обуви наших предков, традициям обувать лапти; используют в речи новые слова, с удовольствием просматривают презентацию «Эх, лапти, мои…», свободно поддерживают диалог со взрослыми и сверстниками.
Материал: картинки с изображением разных видов обуви; лапти; силуэты лаптей, вырезанные из бумаги, полоски бумаги для плетения.
Предшествующая работа воспитателя при подготовке к ООД: написание конспекта по ООД, беседа с жителем с. Наумовка Федотовым Василием Ивановичем об изготовлении лаптей, изготовление макета «Русская изба» и оснащение ее предметами русского быта (сундук, стол, старинная посуда, утюг, керосиновая лампа, самовар и т. д.); оформление презентации «Эх, лапти, мои…», запись русской народной мелодии «Барыня», «Лапти», подготовка русских народных костюмов (стирка, глажка и т. д., изготовление альбома «Одежда и обувь с. Чернуха 19в.», подборка загадок, потешек, песенок, иллюстраций по теме.
Предварительная работа с детьми: чтение и рассматривание иллюстраций русских народных сказок «Царевна - лягушка», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», и сказок А. С. Пушкина «Золотая рыбка», «Сказка о царе Салтане…»,заучивание песенок и потешек, рассматривание альбома «Обувь».
Методы и приё мы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);
Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей, просмотр мастер – класса по изготовлению лаптей);
Практические (самостоятельная творческая деятельность по конструированию из бумаги «Плетёнка»)
Содержание организационной образовательной деятельности:
(Дети входят в избу под народную песню «Валенки».)
Воспитатель (Бабушка Арина) - О чем эта песня?
Воспитатель (Бабушка Арина) - Валенки – это разновидность обуви, которую носили наши предки. Их носят и сейчас. А какую еще старинную обувь вы знаете?
Воспитатель (Бабушка Арина) - Посмотрите на картинки. Что изображено на них? Подумайте, на какие группы можно разделить обувь? (Для холодного времени года и для теплого.)
Воспитатель (Бабушка Арина) - Положите картинки с обувью для лета в один круг, а картинки с обувью для зимы – в другой.
(Дети называют вид обуви, воспитатель раскладывает картинки по кругам Эйлера.)
Воспитатель (Бабушка Арина) - Какая обувь была самой распространенной на Руси?
Воспитатель (Бабушка Арина) - В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти
(показывает).
Воспитатель (Бабушка Арина) - Как вы думаете, в какой круг с обувью следует положить лапти : в «теплое время года» или в «холодное»? (Предположение детей.) Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим лапти, возьмем их в руки, примерим, попробуем походить в такой необычной обуви.
(Дети примеряют лапти.)
Воспитатель (Бабушка Арина) - Что вы почувствовали? Какие лапти? (Лапти очень мягкие, легкие, ноги в них «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух). Можно сплести лапти любого размера и носить их с теплыми шерстяными носками.
Воспитатель (Бабушка Арина) - А как вы думаете, зачем вот эти веревочки сзади у лаптя?
Правильно, чтобы лапти не упали с ног, к ним приделаны завязки.
Воспитатель (Бабушка Арина) - Вот загадка про лапти : «Два котика, четыре хвостика». Как можно догадаться, что это загадка про лапти? (Рассуждения детей).
Воспитатель (Бабушка Арина) - Как еще можно назвать лапти? (Лапоточки, лапотки).
Воспитатель (Бабушка Арина) - Из чего же плени лапти?
Воспитатель (Бабушка Арина) - Отгадайте загадку.
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают –
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Воспитатель (Бабушка Арина) - Как же не грустить липке, ведь с ее ствола снимают кору или, как говорят в народе, «драли лыко». Поэтому в старину лапти называли еще по-другому: лыченица. Еще лапти плели из бересты.
Воспитатель (Бабушка Арина) - Вспомните, что такое береста? (Ответы детей).
Воспитатель (Бабушка Арина) - Лапти из бересты считались праздничными.
Воспитатель (Бабушка Арина) - Посмотрите, как красиво сплетены лапти, аккуратно, со своим рисунком
(показывает образцы плетения).
Воспитатель (Бабушка Арина) - Секреты, умения, необходимые для плетения лаптей, передавались из поколения в поколение, от деда к внуку.
Воспитатель (Бабушка Арина) - Одно плохо – лапти быстро снашивались : летом – за три дня, а зимой – за девять.
Воспитатель (Бабушка Арина) - Как вы думаете, почему летом лапти снашивались быстрее? (Летом много работали, далеко ходили).
Воспитатель (Бабушка Арина) - Но зато материал для лаптей был доступен всем. Если не полениться и сходить в лес, то будешь в новой обуви щеголять.
Воспитатель (Бабушка Арина) - В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти. Это 22 февраля – «на Никифора лапти плетут».
Воспитатель (Бабушка Арина) - Пока лапти плетут, частушки про них придумывают:
Ох, лапти мои, лапоточки мои!
Огороды вы пахали, Танцевать сюда попали.
Гуляй, Матвей,
Не жалей лаптей!
До субботы доживем –
Новы лапти наживем.
Воспитатель (Бабушка Арина) - Посмотрите еще раз на картинки, на которых изображена обувь. Куда мы поместим лапти? (На пересечение кругов). Почему именно сюда? Правильно, лапти носили и зимой и летом.
Воспитатель (Бабушка Арина) - Сегодня мы посмотрим мастер – класс по изготовлению лаптей. К нам в гости пришёл Федотов Василий Иванович, который покажет нам, как плести лапти из лыка.
Воспитатель (Бабушка Арина) - С давних времен до нас дошла веселая русская игра «Лапти». Давайте поиграем! Дети играют в русскую народную игру.
Воспитатель (Бабушка Арина) - А мы попробуем сплести «лапти», но не из лыка и бересты, а из бумажных полосок.
Воспитатель (Бабушка Арина) - Чтобы они получились красивыми, возьмем цветные полоски. (Показывает процесс плетения. Дети выполняют задание с помощью воспитателя).