Елена Герасимова
Конспект ООД по художественному творчеству в старшей группе «Рисование по мотивам хохломской росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
- познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства - хохломой, с его историей и истоками, с этапами изготовления хохломских изделий.
- учить детей рисовать элементы хохломской росписи: ягоды, травка, листики, завиток, капелька, усики и т. д.
- развивать умение детей расписывать изделия в соответствии с изучаемым видом искусства.
- воспитывать любовь к искусству, любовь к прекрасному, интерес к познанию русской народной культуры.
Публикация «Конспект ООД по художественному творчеству в старшей группе „Рисование по мотивам хохломской росписи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Материал: хохломские изделия, заготовки-шаблоны хохломской посуды (на каждого ребенка, кисти, тычки, гуашь, стаканчики с водой, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства, чтение стихов о русских народных промыслах.
Ход:
Очень хорошее настроение дарит нам всем декоративно-прикладное искусство.
Декоративное – украшенное, красивое.
Прикладное – применяемое в быту, т. е. все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.
И еще это искусство называется народным, так как все это создавалось и создается народом. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – хохломой.
Кому посуда для кашки-окрошки,
Чудо - блюдо да чашки, ложки?
Откуда посуда? Да к вам приехала сама
Золотая Хохлома!
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился цветок на плошке,
Ягодка клюква поспела на поварешке.
Клюет эту ягоду птица – золотое крыло.
Полюбуйтесь на предметы, расписанные узором хохломской росписи.
Послушайте легенду о хохломской росписи.
«Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой».
Была и еще одна история в селе Хохлома:
«Жил мужичок, у которого большого богатства не было, но он был очень талантливым. Все в гости к нему приходили и дивились его чудной посудой. Как-то царь его спросил: - Что же ты так хвалишь свое искусство? А мужичок отвечает: «Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».
И правда, посуду опустишь в воду – а она не тонет, потому что сделана из дерева. А когда художник покрывает расписанную посуду лаком, да не один раз, а 5-6, потом в печь поставит, вот тут-то волшебство и происходит. От жары лак пожелтеет, и блеск металлический из-под него зазолотится. Из печи чашу вынимают уже золотой.
- Теперь пришло время и за кисть браться. А как же расписывать эту посуду?
- Элементы для росписи мастера брали из жизни – это травинки, ягоды, листики, цветы, птицы.
- Какие основные цвета в росписи?
(красный, черный, зеленый, желтый, золотой)
- Какие чувства символизируют эти цвета?
(красный – радость, золотой – тепло, счастье, богатство, зеленый – цвет жизни, природы, черный – торжественность)
- Главный элемент росписи – травка.
- Как нужно рисовать травку? (концом тонкой кисти)
- В хохломе завивающаяся травка называется «Кудрина».
- «Ягодки»- обычно наносят по три или веточкой (смородина). Для рисования ягодок можно использовать кисть или тычок.
- «Усики»- рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины.
- «Завитки» – выполняются с легким нажимом в середине элемента.
- «Осочки» – выполняются легким движением кончика кисти сверху вниз.
- Черной краской делают оживку – тоненькие веточки и травинки.
- Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета. Орнамент не должен прерываться.
- Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза по изогнутой линии).
- А теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства, давайте попробуем расписать эту удивительную посуду.
Но для того, чтобы линии у вас получились точные и аккуратные, необходимо поработать с нашими пальчиками.
Играет народная мелодия. Дети повторяют за воспитателем движения пальчиками в воздухе (волнистые линии, завитки, травка, осочки, ягодки, капельки).
- Ребята, у вас на столе лежат шаблоны различной посуды. Представьте, что мы с вами в мастерской и вы народные умельцы.
Каждый из вас должен выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им свой шаблон посуды.
Итог занятия
Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда, яркая, красочная, праздничная. Какие работы получились самые выразительные и аккуратные. Объясните свой выбор.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.