Баянова Юлия Владимировна
Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Дымковская деревня»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
Обучающие:
-Познакомить с историей Дымковской игрушки.
-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
Публикация «Конспект ООД по рисованию в старшей группе „Дымковская деревня“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать дымковскими узорами.
Развивающие:
-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Воспитательные:
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
Материалы: оригинальные дымковские игрушки для демонстрации, напечатанные трафареты на белой бумаге (формат А4, гуашь зелёного, синего, жёлтого, красного, оранжевого цветов, кисть №3, салфетка.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, у вас всех есть игрушки, а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани.
Воспитатель: Есть в Вологодской области село Дымково. Знаменито оно на всю Россию своими игрушками, которые жители села лепили из глины.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В. Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? В заречной большой слободе (деревне) Дымково близ города Вятка в давние времена жители от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода была в дыму от того, что топили печи, обжигали игрушки. Возможно от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть "дымковскими". Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Вначале были свистульки. Всю зиму женщины слободы Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник своё название - «Свистунья».
Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – “Свистопляска”,
Город весь пустился в пляс!
Приходит новая зима, и снова в Дымково принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки - своих внучек. Давайте рассмотрим эти игрушки.
Олень
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Индюк
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите - пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алеет гребешок.
Воспитатель: Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Барышня
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Воспитатель: Даже кони в праздничных нарядах.
Лошадка
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой.
Воспитатель: Верно, ребята. На белом фоне узоры чётко и красиво выделяются. Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. А почему они яркие?
Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.
Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Воспитатель: Давайте узнаем, как создается игрушка.
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающего еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.
Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки. Затем мы поселим ваши игрушки в слободе и назовём её Дымково.
Показ воспитателя.
Воспитатель на трафарете показывает варианты дымковской росписи.
Самостоятельная деятельность детей.
Напечатанные трафареты раздаются детям. В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия трафареты наклеиваются на подготовленный лист ватмана, на котором уже есть домики, и оформляется деревенька.
Рефлексия.
Воспитатель: Какие игрушки мы сегодня рассматривали? (Дымковские) Почему их так назвали? (Их изготавливали в селе Дымково) Какие цвета использовались при росписи игрушек? (яркие, желтый, красный, синий, зелёный, золотой) А какими узорами покрывали игрушки? (кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы)
Вам было интересно расписывать игрушки? Что было трудным, что удалось особенно красиво?
Оформление Дымковской слободы на листе ватмана. Выставка игрушек.