Светлана Шостак
Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений «Поможем Буратино»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Закрепить умение составлять число из двух меньших и раскладывать его два меньших числа.
Обучающие задачи:
Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Продолжить учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путем сложения и вычитания однозначных чисел.
Упражнять в счете в пределах 20 (последующее и предыдущее число)
Развивающие задачи:
Способствовать развитию логического мышления, внимания, сообразительности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- «Буратино»
- Темочки
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к математическим знаниям.
Воспитывать усидчивость, умение слушать.
Воспитывать дружеские отношения, желание оказывать помощь другу.
Интеграция областей: Познавательное развитие (речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое)
Словарные слова: порядковый и количественный счет
Предварительная работа с детьми : чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино»
Материалы и оборудование : магнитофон, мольберт, обручи, ключи, карта, кукольный театр, мяч.
Демонстрационный материал : книга, карта, магнитная доска.
Раздаточный материал : листы в клетку, карандаши по количеству детей, карточки с цифрами и арифметическими знаками.
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, словесный, использование художественной литературы.
Ход ООД:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости? (Показывает игрушку Буратино)
Из какой сказки этот веселый деревянный человечек? (Золотой ключик, или Приключения Буратино)
Кто автор книги? (Алексей Толстой)
Только сегодня деревянному человечку не очень весело. Карабас Барабас спрятал всех друзей Буратино в старом замке. А замок тот с пятью замками, и нет ключа ни одного. Вот если б вы все помочь ему решили, то вместе мы смогли бы открыть заветную дверь.
Что, ребята, поможем Буратино собрать ключики, чтобы он смог освободить своих друзей? (Ответы детей). Нам нужно собрать 5 ключей, а для этого необходимо выполнить 5 заданий.
Основная часть
Воспитатель: Перед тем, как отправиться в путь, давайте посмотрим на карту и определим, куда мы направимся сначала (детям предлагается карта на доске).
Ребята, вот на карте наш детский сад, а вот замок. С какой стороны от детского сада находится замок? (Ответы детей) Значит, нам нужно двигаться в правую сторону. А что находится между нашим детским садом и замком? (Ответы детей)
- Что находится слева от леса? (Ответы детей) А справа от леса? (Ответы детей) Молодцы.
Сегодня с вами мы отправляемся в путешествие по математическим станциям, где вы будете считать, складывать, вычитать, сравнивать числа, решать сложные примеры и задачи, а еще вас ждут сюрпризы и приятные неожиданности. Путешествовать будем пешком. В путь!
1. Остановка “Математическая разминка»
Задание № 1: «Не зевай, на вопросы отвечай».
- Встаем в круг. Я буду бросать мяч и задавать вопросы, а вы будете на них отвечать и бросать мяч мне:
Вспомните порядковый счет от 1 до 10
Вспомните порядковый счет от 10 до 1
Посчитайте от 3 до 9, от 4 до 8, от 5 до 9
Посчитайте от 10 до 5, от 7 до 3, от 6 до 2
Назовите соседей чисел 3,5,7,9
Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3
Какое число больше 3 или 4, 7 или 8, 5 или 9
Какое число меньше 1 или 3, 10 или 6, 5 или 8
Назовите предыдущее число чисел 3, 6, 8
Назовите последующее число чисел 2, 5, 9
Какой сегодня день недели?
Сколько всего дней в недели?
Какой день идет после четверга?
Какой день идет перед средой?
Как называется пятый день недели?
Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?
Как называются выходные дни недели?
Поздравляю, вы получаете ключ!
2. Остановка «Оздоровительная».
Гимнастика для глаз.
3. Остановка «Задача».
Задание № 2: «Составим задачу».
Воспитатель уточняет у детей: «Из каких частей состоит задача? С помощью каких арифметических действий мы научились решать задачи?»
Воспитатель предлагает составить задачу на сложение. Выслушивает задачи и вместе с детьми выбирает одну из них для решения. Предварительно спрашивает : «Какое условие в задаче? Какой вопрос в задаче? Повторите задачу еще раз. Нарисуйте на листе бумаги решение задачи с помощью круга и точек внутри его».
Например, воспитатель предлагает детям составить задачу: «На ветке сидели 7 голубей. К ним прилетели еще 3 голубя. Сколько всего голубей стало на ветках?» Комментируем модель решения задачи: «Круг с семью точками обозначает количество сидевших на ветке птиц; круг с тремя точками- количество прилетевших птиц; общий круг-сколько всего птиц».
Ребенок на доске рисует модель решения задачи. Остальные дети проверяют ее правильность.
Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает «записать» решение задачи с помощью цифр и арифметических знаков. Ребенок выполняет запись на доске, остальные дети проверяют, читают запись и отвечают на вопрос задачи.
Воспитатель предлагает проверить ответ по модели на доске путем пересчитывания точек: «Сколько было? Сколько прилетело? Сколько стало?» (Дети формулируют ответ на вопрос задачи.)
- Очень хорошо, справились и с заданием. Молодцы! Получите второй ключ!
4. Остановка «Минутка для отдыха»
Физкультурная минутка.
Дети читают стихотворение и выполняют соответствующие движения:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел.
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Крепче, Буратино стой!
Вот он Ключик золотой!
4. Остановка «Счетная»
Задание № 3: «Построй цифры в ряд».
На доске карточка с цифрой 1, на столе карточки с цифрами от 0 до 9.
Воспитатель читает стихотворение:
Случай странный,
Случай редкий!
Цифры в ссоре! Во те на!
Со своей стоять соседкой
Не желает ни одна!
Воспитатель предлагает детям построить цифровой ряд.
Вызванный ребенок ставит цифру 3 на некотором расстоянии от цифры 1. Воспитатель просит детей назвать предыдущее и последующее числа к числу 3. Потом спрашивает: «Почему вы назвали эти числа?» (Два меньше трех на один, четыре больше трех на один.) Дети ставят цифры в цифровой ряд от 0 до 9. Выстроив цифровой ряд, дети называют числа по порядку.
А теперь мы сравним ваши работы с правильным ответом. Выставляется лист бумаги с правильным ответом.
- Очень быстро справились с заданием. Ваша награда - третий ключ! Молодцы!
5. Остановка «Разминка для ума»
Задание 4: «Заселим дом»
На магнитной доске модель дома с номером 10 и 15 кругов, отличных по цвету от модели дома.
Воспитатель уточняет у детей номер дома и количество этажей в нем (5). И объясняет: «На каждом этаже в двух квартирах живет по 10 жильцов. На верхнем этаже в квартире слева проживают 5 жильцов, а справа- также 5 жильцов. (Кладет в круг в пустое окошко.) Сколько всего жильцов на этаже? Сколько жильцов слева? Сколько жильцов справа? Как составили число 10? (Пять и пять.) Как еще можно составить число 10?
Дети предлагают свой вариант и демонстрирует его на доске, поясняя свои действия. За правильно выполненные задания ребята получают четвертый ключ.
6. Станция «Графическая»
Следующее задание № 5: «Графический диктант».
Ребята, положите, пожалуйста, перед собой листочки, возьмите карандаши, поставьте карандаш на точку. Начинаем рисовать:
6 клеток вправо, 2 вверх, 4 вправо, 5 вниз, 4 влево, 2 вверх, 4 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 клетки вверх.
- Что у нас получилось? (Ключик). Все справились? Молодцы! За это получите пятый ключ!
Итоговая часть:
7. Остановка “Конечная”
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать? На каких станциях вы сегодня побывали?
Ответы детей: подводят итог.
Сюрпризный момент: Какие молодцы! Я очень довольна вашими знаниями, все дети были очень внимательными, активными и старательными. Все вовремя пришли на помощь Буратино. Мы собрали 5 ключей и попробуем открыть заветную дверь. За свои знания умные дети награждаются шоколадными медалями.
Список использованной литературы
1. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» (Подготовительная к школе группа)
2. Р. Е. Черенкова “Лучшие задачки для детей от 3-х до 6 лет”. Развиваем логику и мышление.
3. Е. В. Колесникова “Математика для дошкольников”.
4. М. А. Зиганов “Учимся читать и считать”.
5. Г. С. Михайлова “ Как подготовить ребенка к школе: Упражнения и задачи, игры, тесты”.