Тамара Гуриева
Конспект ООД по ознакомлению с социальным окружением «Моя семья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ознакомление с социальным окружением
«Моя семья»
воспитатель: Гуриева Т. С.
г. Владикавказ
2021 год
ТЕМА: «Моя семья»
Программное содержание:
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с социальным окружением „Моя семья“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
• Продолжать формировать в сознании детей образ мира семьи; вызывать интерес и актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях;
• Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям-членам семьи;
• Воспитывать интерес, уважение и любовь к родному языку, родному краю;
• Расширить и активизировать словарный запас детей;
• Вызвать у детей желание изучать родной язык (осетинский язык) и разговаривать на нем.
• Материалы и оборудование: репродукции с картин Б. М. Кустодиева «Утро», В. Е. Маковского «Варят варенье», Ф. П. Решетникова «Прибыл на каникулы»; альбом «Наши родители»; семейные фотографии детей, фланелеграф, ромашка, сделанная из картона. (На обороте каждого лепестка изображен кто-то из членов семьи : бабушка, дедушка, папа, мама, сын, дочь.).
Ход занятия
1. Организационно-мотивационный момент.
Воспитатель: На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну?
Но сначала вспомним уже знакомое вам слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово “родная”. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о семье. И для начала послушайте стихотворение, которое называется «Моя родня».
2. Чтение стихотворения.
Моя родня
Мама с папой — моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфета Тишке.
И еще есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
- Воспитатель: А кто такие родные, кого можно назвать родными?
-(родители, брат, сестра, родственники).
3. Игра-задание «ПЕРЕВОДЧИК»
- Воспитатель: Хочу предложить вам интересное задание. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «ПЕРЕВОДЧИК».Кто ответит мне, кто такой переводчик (предполагаемые ответы).Мывспомним, как на нашем родном, осетинском языке звучат слова стихотворения. Я буду медленно читать еще раз стихотворение, буду останавливаться на словах, обозначающих членов семьи, интонационно выделяя их. А вы мне, пожалуйста, помогите их перевести с русского языка на осетинский язык.
- Дети (предполагаемые ответы) :
мама - афсымар
папа - фыд
сестра -хо
братишка-афсымар
-Воспитатель: Ой, какие вы молодцы…великолепно справились с заданием, вы настоящие переводчики.
- Воспитатель: Дети, а про кого из членов семьи не было упомянуто в стихотворении?
Даю вам подсказку: к их мнению мы всегда прислушиваемся, потому что
они самые старшие в семье, самые главные, с ними всегда тепло и хорошо в доме, они всегда поддержат и помогут всем. Самая важная подсказка: они вырастили наших родителей. О ком я говорю?
- Дети: дедушка и бабушка.
- Воспитатель: Верно, ребята,конечно же, это наши любимые дедушка и бабушка. А как мы обращаемся к ним по - осетински? (баба, нана)
-Воспитатель: А как можно всех этих людей назвать одним словом?
- Дети: семья.
-Воспитатель:Верно, ребята, конечно же это- семья. Давайте, вспомним, как по- осетински «семья»?
- Дети: «бинонта»?
-Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы.
4. ФИЗМИНУТКА
У меня есть семья- очень дружная она.
С мамой мы печем блины (иммитация движений)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем,
С бабушкой цветы сажаем. (показ движений)
С папой мы в футбол играем,
Мяч в ворота забиваем. (иммитация движений)
Очень сильно я люблю
Свою милую семью.
5. БЕСЕДА О МАМЕ.
- Воспитатель: Ребята, а кто самый первый, самый близкий человек в жизни каждого из нас? Конечно же это наша …
- Дети: мама. (еще раз вспомнить, как звучит это слово на родном языке)
- Воспитатель: ребята, у каждого народа есть свой родной язык. Какой язык является для жителей нашей республики родным?
- Дети: осетинский.
/ дети группы других национальностей называют свои родные языки. /
-Воспитатель: Не зря его в народе называют «мадалон авзаг»./предлагается медленно повторить детям/
- Это выражение состоит из двух знакомых вам слов, еще раз послушайте его /и детям предлагается медленно повторить / Какие слова вы услышали?
- Дети: мад- мама, авзаг – язык.
- Воспитатель: Как вы думаете, почему его так называют?
-Дети: Предполагаемые ответы: / Подвести детей к пониманию того, что родной язык тоже самый близкий язык как и мама для каждого народа/
- Воспитатель: Правильно,молодцы! Поэтому, мои дорогие, уметь разговаривать на родном языке и важно изучать его.
6. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «МАМА»
-Воспитатель: Арсен,как и все мы очень любит свою маму и к нашему занятию подготовил стихотворение, которое прочитает для нас.
Мама
Много мам на белом свете
Всей душой их любят дети!
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я
Родная мамочка моя!
- Воспитатель: Вам понравилось? Мне очень,спасибо Арсен. Послушайте еще раз: “родная мамочка моя!”. А давайте, все вместе скажем нежно и ласково, как наши мамы, слово “родная”.
Воспитатель: Как вы относитесь к своим старшим, братьям и сестрам? (Рассказы детей из личного опыта.)
7. УУД
Изготовление «ДРЕВА СЕМЬИ»
- Воспитатель: Ребята, я для вас тоже подготовила интересное задание. Посмотрите, пожалуйста на фланелеграф с изображением дерева. А на столе лежит ромашка, сделанная из картона. На обороте каждого лепестка изображен кто-то из членов семьи : бабушка, дедушка, папа, мама, сын, дочь. Тот, кто переворачивает лепесток, называет изображенного члена семьи ласковым словом.
Дети «отрывают» лепестки, смотрят, кто изображен на обратной стороне, образуя из них уменьшительно-ласкательные слова.
Дети: Бабушка – бабуля – бабулечка – бабуся.
Папа – папуля – папуленька – папочка.
Мама – мамочка – матушка – маменька – мамуленька.
Дедушка – дедуля – дедуленька – дедуся.
Сын – сынок – сынуленька – сыночек.
Дочь – доченька – дочурка.
- Воспитатель: Еще раз посмотрите на наше замечательное Древо и расположите всех членов семьи по старшинству, самых старших ближе к основанию дерева / к корням/.
Обсудить с детьми и дальше дети самостоятельно выполняют заданные действия.
8. РЕФЛЕКСИЯ.
-Вам понравилось наше занятие?
-Чем оно вам больше запомнится?
- Какие новые слова мы узнали? (Ответы детей)
-Как вы думаете, для чего нужно знать свой язык?
-Ответы детей.
-Воспитатель: Верно ребята, вы у меня молодцы! Надо знать не только свой язык, но и уважать традиции и обычаи своего народа.
- А теперь закрепим наше занятие пальчиковой гимнастикой
«МОЯ СЕМЬЯ» на родном языке.