Наталья Черникова
Игры по ознакомлению детей 3–4 лет с предметным и социальным окружением
▼ Скачать + Заказать документы
Во второй младшей группе ознакомление детей с окружающим миром целесообразнее проводить в игровой форме, включать во время занятий дидактические игры и игровые задания. Это позволит создать атмосферу, которая позволит детям реализовать познавательную активность по отношению к окружающей действительности.
Публикация «Игры по ознакомлению детей 3–4 лет с предметным и социальным окружением» размещена в разделах
Игра «Помогите навести порядок в группе»
Задачи: развивать интерес к окружающим предметам, учить определять и называть их свойства и качества
Можно от лица сказочного персонажа попросить детей о помощи и предложить им навести порядок в группе. Для этого создать игровую ситуацию, когда герой поиграл и оставил игрушки и предметы, лежащие на полу.
Воспитатель просит рассказать герою, из чего сделаны предметы и показать, как правильно разложить предметы, например, в 2 контейнера или на 2-е полочки.
Предметы можно использовать резиновые и деревянные, либо деревянные и бумажные.
Игры «Угадай на ощупь»
Задачи: формировать умение тактильным способом определять свойства и качества предметов
Для игры можно использовать дидактическое пособие «Чудесный мешочек», в который можно сложить предметы и игрушки из разных материалов: из ткани, дерева, резины, бумаги. Предложить детям выбрать на ощупь предмет из конкретного материала или достать предмет и определить на ощупь из чего он сделан. Потом вынуть предмет из мешочка и показать всем детям, которые помогут сделать вывод о правильности ответа.
Игра «Важный груз»
Задачи: развивать умение объединять предметы, сделанные из одного и того же материала
Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушки и предметы, разложенные на столе, отметить из чего они сделаны. А затем просит погрузить в кузов машины предметы, сделанные из глины или из дерева (материалы могут быть самые разнообразные). Даёт сигнал: «Внимание, внимание! Грузим только игрушки из глины!»
Затем задание можно изменить.
Игра «Подними предмет»
Задачи: развивать умение определять свойства и качества предметов
Дети стоят в кругу, в середине лежит обруч, в нём предметы из разных материалов. Воспитатель называет имя ребёнка и даёт ему сигнал: «Раз-два-три! Деревянный предмет подними!» Ребёнок берёт и показывает всем. Дети оценивают правильность выбора.
Игра продолжается.
Игра «Отгадай, какой это предмет»
Задачи: развивать умение отгадывать предмет по описанию, ориентироваться в свойствах и качествах предметов
Дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель описывает предмет и предлагает детям отгадать, что это. Можно использовать игрушки и предметы в качестве отгадок, предварительно разложив их на столе или полке.
– круглый резиновый, его можно бросать, ловить и катать (мяч);
– деревянная игрушка, яркая, внутри прячутся игрушки меньшего размера (матрёшка);
– деревянный, цветной, если их много, можно построить башню (кубик);
– пластмассовое, цветное, если их много, из них можно построить пирамидку (колечко)
Игра «Кто в теремочке живёт?»
Задачи: учить устанавливать сходство между материалом и предметом или игрушкой
Можно использовать ширму в виде домика. В домике лежат предметы и игрушки из разных материалов. В домик заходят дети и берут по одному предмету, остаются в домике.
Остальные дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель показывает им какой-нибудь материал, например, кусок глины и просит, чтобы дети назвали его. Затем все вместе произносят «Кто-кто в теремочке живёт?» После этих слов из домика выходит ребёнок с глиняной игрушкой в руках и говорит: «Я в домике живу» и показывает игрушку из глины.
Игра продолжается с использование других материалов и игрушек и предметов.
Игра «Магазин»
Задачи: формировать умение составлять короткий рассказ о предметах, расширять представления о их свойствах и качествах
Воспитатель создаёт игровую ситуацию и берёт на себя роль продавца. Дети становятся покупателями. На прилавке магазина лежат предметы и игрушки из разных материалов.
Задача детей-описать предмет, который они хотят приобрести в магазине.
Например:
Здравствуйте. Я хочу купить кубики. Они деревянные, гладкие. Из них можно строить дом.
Здравствуйте. У вас есть альбом для рисования? Листы в нём бумажные, гладкие. На них можно рисовать.
Дети покупают предметы, которые описывают и отходят от прилавка.