Марина Кожевникова
Конспект ООД в нетрадиционной технике рисования «Морозные узоры» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
(нетрадиционная техника рисования)
Тема: «Морозные узоры»
(старшая группа)
Подготовила: Кожевникова М. В., воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ детский сад «Мишутка»
Публикация «Конспект ООД в нетрадиционной технике рисования „Морозные узоры“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морозные узоры на окне. Занятия по рисованию
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Цель: учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения, познакомить с нетрадиционной техникой рисования клеем, манкой.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования;
расширить и разнообразить образный ряд - создать ситуацию для свободного,
творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток,
листок, волнистая линия, прямая линия).
Воспитательные: воспитывать любовь к природе.
Развивающие: развивать эстетическое восприятие и воображение; вызвать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке.
Материалы для занятия: письмо, йод, стакан с водой, поднос для разведения раствора, сундук, снежинки с загадками, презентационные слайды, фотографии морозных узоров на стеклах (если есть, можно посмотреть узоры на окнах); фотографии с изображением вологодского кружева. цветной картон для морозного окошка, клей ПВА в баночках с дозатором, крупа манная, салфетка влажная, тарелки, музыкальная композиция из серии «Времена года. Зима.».
Ход ООД:
Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними. А теперь я попрошу ни на кого не отвлекаться, а со мною заниматься! Зовут меня Марина Васильевна, я воспитатель из села Нижнеозерное, но я не просто воспитатель, а немного волшебница, и вы сегодня в этом не раз убедитесь. Ребята, сегодня по дороге к вам мне передали письмо одно, было странное оно. Вместо марок – три снежинки, не конверт – узор на льдинке.
(Открывают конверт, а там белый лист)
Основная часть.
Воспитатель: Это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу. Ну, и что это может быть? (Предположения детей).
- А может это не просто чистый лист, а тайное письмо? Как вы думаете, бывают такие письма? (Ответ детей).
– Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами (лимоном, свечой или крахмалом).
- А как же узнать, что в нем написано? (Предположения детей).
Исследовательская деятельность.
- Ребята, я знаю один секрет, ведь я же волшебница, если развести йод в воде и погрузить в этот раствор письмо, то можно узнать, что там написано. Давайте проверим? (Воспитатель разводит воду йодом и погружает письмо в раствор. Появляется надпись -СУНДУК).
– Посмотрите, проявляется что-то. Что это? (Удивляется, читающий ребенок читает письмо).
- Оказывается, ребята, это письмо было с секретом, но мы его разгадали. Вы поняли, что надо найти? (Сундук).
Воспитатель - Я вам предлагаю, отправиться на поиски.
Дети находят сундук, открывают и достают снежинки с загадками.
Воспитатель:
Знаю, знаю наперед, вы - смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки, интересные загадки…
Отгадывание загадок.
С неба звёзды падают. Лягут на поля.
Пусть под ними скроется чёрная земля.
Много-много звёздочек. Тонких, как стекло.
Звёздочки холодные. А земле тепло. (Снежинки)
Морозно в белом январе деревья тонут в серебре.
Кусты, берёзы и осины украсил блеском светлый. (иней)
Гуляю в поле, летаю на воле
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (Метель)
Зацепилась за карниз, головой повисла вниз
Акробатка - крохотулька, зимний леденец (Сосулька)
Он когда – то был водой, но сменил вдруг облик свой,
И теперь под Новый год, на реке мы видим (Лед)
Кружит снег она вдоль улиц, словно перья белых куриц,
Зимушки – зимы подруга, северная гостья (Вьюга)
Скатерть бела всё поле одела. (Снег)
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз. (Мороз).
- Молодцы, ребята. Вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают все эти природные явления, в какое время года? (Зимой).
- А кто зиме верный и незаменимый помощник? (Мороз).
- Правильно. Как наступит зима, приходят и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и полям, городам и сёлам. Приходит он и в наши дома. Постучался в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное! Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Всё в кружевах, в узорах! Это Мороз написал, нарисовал : веточки-травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, пёрышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студёные.
(Воспитатель показывает фотографии морозных узоров Дети рассматривают фотографии, определяют, на что похожи эти изображения.)
Мороз узором по стеклу ползёт
И кружева плетёт без спиц умело.
Вот чудо – сказка на окне растёт –
Фантазию зима внедряет смело!
Ты окон двух похожих не найдёшь.
На каждом свой рисунок – персональный.
И каждый вид по-своему хорош!
Мороз – художник очень уникальный!
И чем сильней мороз – тем сказочный узор!
Вы только всё увидеть постарайтесь!
Расправьте крылья, ощутите простор
И в сказке очутиться попытайтесь.
Звучит музыка,воспитатель рассказывает сказку «Бабушка Веретёна» (в изложении Л. Л. Яхнина) :
«Жила, говорят, сказочная бабушка Веретёна. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмёт, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть! Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька - узелок. Петелька - узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьёт старушка Веретёна воздух, по углам узелками закрепит, глядишь - лежит перед ней шаль лёгкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остаётся ахнуть на такое воздушное мастерство, кружевное умение».
У нас в России есть старинный город-Вологда, который славится своими кружевами- изделиями, сплетёнными из ниток. А мастериц, которые плетут эти кружева называют кружевницами. Я предлагаю вам полюбоваться этой красотой.
(Дети рассматривают фотографии с вологодским кружевом, сравнивают с морозными узорами)
Добывание (сообщение или приятие) нового знания.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует? (Предположения детей).
Воспитатель: На самом деле от холодного морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как-бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Мороз. Мы с вами имели возможность наблюдать их, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а мы с вами могли бы создать такие узоры. Как вы думаете, каким образом ( подвести детей к ответу: нарисовать).
- Я приготовила краски вот на этом столе… Но где же они? Ребята, это вы их убрали? Куда же они подевались? А как же мы тогда будем рисовать?
Подождите-ка, в нашем сундучке еще что-то лежит, надо посмотреть, что там. (Достает клей ПВА с дозатором и манку).
Воспитатель: Ребята, для чего нам может пригодиться манка и клей? (Удивленно смотрит, выслушивает ответы детей…. Раз уж у нас не осталось красок, как вы думаете, может- быть эти предметы могут нам пригодиться для рисования? Я предлагаю вам взять клей и контейнеры с манкой и сесть за столы
.
Перед началом работы проводится пальчиковая гимнастика: «Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. ("Идём" по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по
ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то др.)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Подготовка к продуктивной деятельности.
Затем воспитатель выставляет вариативные композиции «Морозные узоры»,
просит рассмотреть, сравнить, описать. Спрашивает, как можно нарисовать такие сказочно красивые узоры, ещё раз обращает внимание на вологодские кружева и предлагает самим нарисовать «Морозные узоры». Дети выбирают по своему желанию цвет бумаги для морозного окошка (чёрный, синий, фиолетовый).
Продуктивная деятельность (с поэтапным показом рисования воспитателем).
Воспитатель: Давайте попробуем нарисовать тем, что у нас есть. Оказывается, с помощью клея и манки тоже можно рисовать. И сейчас мы узнаем как, и попробуем вместе А рисовать вы будете клеем. С его помощью нужно наносить красивый узор, линии должны быть тонкими, поэтому сильно нажимать на клей не нужно. Вот так (показать). Затем вы посыпаете свой рисунок манной крупой. Нужно засыпать так, чтобы все линии были покрыты манкой (показать). С чего нужно начинать работу? Правильно, нарисовать узор клеем. А что делать потом?
Дети. Засыпать манкой весь рисунок.
Прежде чем начнете рисовать, сядьте правильно: спины выпрямите, ноги поставьте вместе. Приступайте, пожалуйста, к работе; ваша задача – нарисовать свой неповторимый, оригинальный узор.
Воспитатель наблюдает за работой детей, оказывает помощь (индивидуальная работа). Звучит спокойная музыка П. И. Чайковского «Зимние грёзы. Часть 2».После завершения работы дети вытирают руки салфетками.
Воспитатель: Молодцы! Какие красивые морозные кружева получились у вас. Нужно некоторое время, чтобы клей высох.
Физкультминутка:
На дворе у нас мороз. хлопают себя ладонями по плечам
Чтобы носик не замерз, трут нос
Надо ножками потопать топают ногами
И ладошками похлопать. хлопают ладошками
С неба падают снежинки, поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят снежинки.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем ходьба на месте.
И к себе приходим в дом. дети садятся на свои места.
Ребята, вот теперь ваши узоры готовы. Надо смахнуть аккуратно с них манку в тарелочки, посмотрите, как это делаю я.
Заключительная часть
Анализ результатов деятельности.
- Ребята, что мы сегодня с вами делали? (смогли прочитать секретное письмо, и сами стали волшебниками, рисующими морозные узоры)
- Что нового вы узнали? (как появляются узоры на окне)
- Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Отметить в каждой работе наиболее удачный элемент. Ребята, посмотрите и скажите, каким сделала ваш рисунок манка? (рисунок стал красивым, волшебным, необычным, сказочным). Что напоминают крупинки манки? (снег, иней). Мне бы очень хотелось, чтобы вы научили такому рисованию своих друзей и родителей. Спасибо вам за помощь, за такие красивые узоры на окнах. Я думаю, Морозу они очень понравятся. Огромное спасибо вам за работу!
В благодарность за хорошую работу, я предлагаю вам последний раз обратиться к сундучку, скажем волшебные слова «Раз, два, три- сундучок, нас одари!»
(Воспитатель раздаёт подарки).