людмила макаревская
Конспект ОД на тему «Остров Кижи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД (образовательной деятельности) на тему: остров Кижи.
Подготовила: Макаревская Людмила Александровна
Цель: духовно – нравственное воспитание детей; углубление и расширение знаний воспитанников о святых местах России: монастырях, храмах; формирование основ культуры на основе ознакомления с величайшим памятником деревянного зодчества.
Задачи:
Познавательные:
- познакомить детей со святым местом России островом Кижи в Карелии и его деревянной архитектурой.
Воспитательные:
Публикация «Конспект ОД на тему „Остров Кижи“» размещена в разделах
- формировать у детей мотивацию к духовно – нравственному развитию через знакомство с православной культурой;
- воспитывать художественно-эстетический вкус;
- пробудить гордость за людей, создавших памятники деревянного зодчества;
- формировать у детей ценностное отношение к культурно-историческому наследию своей Родины.
- воспитывать стремление к послушанию и трудолюбию;
- способствовать воспитанию добрых чувств и положительного мышления, уважения к окружающим;
Развивающие:
- развивать у детей способности анализировать, искать общие и отличительные признаки.
- Способствовать развитию речи, развитию познавательной активности, любознательности;
- стремления к самостоятельному исследованию.
- расширять словарный запас.
- закреплять умение работать в команде.
Материалы и Оборудование:
• презентация «Святое место России остров Кижи»
• аудиозапись «Волшебные звуки»
• документальный фильм об острове Кижи
• мультимедийная доска
• проектор
• ноутбук
• бутафория к играм
Методические приёмы:
Наглядные (использование мультимедийной доски, аудиозаписей, видеозаписей)
Словесные (объяснения, рассказ педагога, напоминания, указания, вопросы, индивидуальные ответы детей и т. д)
Игровые (использование проблемных и игровых ситуаций)
Планируемый результат:
Повысить интерес воспитанников к православной культуре.
Развить эстетические суждения и вкусы в области объектoв православной культуры.
Развить навык эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.
Предварительная работа:
Рассказ педагога о святых местах России (Кижи – Кижский погост); рассматривание фотографий Кижского ансамбля.
Использованная литература:
• Орфинский В. П. Преображенская церковь в Кижах и её место в истории русской архитектуры//Актуальные проблемы исследования и спасения уникальных памятников деревянного зодчества России. — СПб., 1999
• Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. — Л., 1972
Интернет-ресурсы:
• Википедия
• https://myrussianland.ru/goroda-i-regiony/kizhi-chudo-iz-dereva.html
Ход ОД:
Дети заходят в группу, их приветствует педагог.
Педагог: здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет необычное приключение! Скажите, пожалуйста, а вы хотите увидеть чудо?
Ответы детей.
Педагог: для этого нам нужно встать в круг, взяться за руки и закрыть глаза. Мы совершим небольшое путешествие. Перенесёмся на остров Кижи, который находится в Карелии. Это одно из самых прекраснейших мест нашей необъятной Родины.
В это время звучит волшебная музыка. Педагог включает на проекторе изображение острова Кижи. (Слайд № 3)
Педагог: открывайте глаза. Присаживайтесь. Что вы можете сказать об этом изображении?
Что вы тут видите?
Ответы детей.
Педагог: ребята, мы с вами оказались на Онежском озере.
Перед нами заповедный остров Кижи, который населен деревянными чудесами. К каждому мы сегодня постараемся «прикоснуться»
Педагог: сейчас перед нами первое чудо (Слайд № 4)
Педагог: посмотрите сюда. Мы видим Церковь Преображения Господня.
Что вы можете сказать об этом сооружении?
Ответы детей.
Педагог: Преображенская церковь, словно из сказки, похожа на волшебный замок. Она возведена на месте старой церкви, которая сгорела от удара молнии. Церковь летняя, полностью деревянная. Увенчана 22 главами, высота её 37 метров. Представляете, эта церковь была построена без единого гвоздя! По легенде, когда её возводили, один из мастеров, закончив работу, выбросил топор и сказал, что такой церкви никогда не было и не будет. И правда красоту её и оригинальность затмить невозможно. Нужно отметить, что кижские мастера были настоящими профессионалами, ведь дерево считается не простым материалом для возведения сложных построек. Храм имеет округлую форму, многочисленные купала в форме луковиц, будто бы полностью покрыты «чашуйками» (слайд № 5). Сооружение выглядит просто фантастично!
Педагог: (слайд № 6) а рядом находится Церковь Покрова Богородицы. Она является зимней. По своей красоте ничем не уступает Преображенской церкви, а даже дополняет её. У этого храма очень красивые, выразительные купала. Посмотрите, она украшена зубчатым, резным поясом.
Педагог: (слайд № 7, 8) между Преображенской церковью и церковью Покрова Богородицы находится шатровая колокольня. Она так называется, потому что вместо купала здание завершается шатром. Колокольня является прекрасным дополнением к двум храмам. В высоту она около 40 метров, но выглядит намного выше.
Педагог: ребята, что бы продолжить наше путешествие по острову Кижи необходимо пройти несколько испытаний.
1 испытание. Игра «Рукотворный и нерукотворный мир».
Детям раздаются картинки с предметами. Задача указать и объяснить где предметы рукотворного, а где нерукотворного мира.
2 испытание. Нужно синхронно и в ритм выполнить упражнение.
Физкультминутка Паучок.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены, перебираем пальцами рук, они будто бегут по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти рук выполняют стряхивающее движение)
Паучков на землю смыл.
(Ладонями хлопаем по коленям)
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(те же движения, что в самом начале, "паучки" ползают на голове)
Педагог: я предлагаю продолжить наше путешествие по заповедному острову.
(Слайд № 9)
Педагог: это церковь воскрешения Лазаря. Она, как вы видите, очень маленькая, но в тоже время изящная и простая.
В преданиях говорится, что она построена преподобным иноком Лазарем. Жил он 105 лет. Лазаря причислили к лику святых. Местные жители говорят, что церковь может творить чудеса и исцелять от разных болезней. К ней съезжается большое количество людей, которые нуждаются в помощи.
(Слайд № 10)
Педагог: это Часовня Михаила Архангела — с сенями и колокольней. Главная её особенность – это шатровая колокольня - звонница, поднимающаяся над сенями, которые раньше пристраивали ко всем религиозным сооружениям.
Педагог: (слайд № 11) ребята, сегодня мы с вами побывали на острове Кижи в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль, состоящий из множества деревянных строений: церквей, храмов, часовен, хозяйственных построек. Кижский погост включен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Является памятником древнего деревянного русского зодчества. Так же является известным всему миру архитектурным музеем - заповедником. В нем собраны памятники архитектуры, предметы быта, иконы, которые на протяжении трех последних столетий создавались в разных районах Обонежья, а также в Северной и Южной Карелии.
Педагог: теперь предлагаю посмотреть документальный фильм «Кижи».
Педагог: пора заканчивать наше путешествие и возвращаться домой. Обратно с вами мы поедем на автобусе. Но что бы сесть в него надо купить билеты. А для этого надо ответить на вопросы. Билетик вы получите за правильный ответ.
Рефлексия:
Педагог: где мы сегодня с вами побывали?
Что вы видели?
Что вы больше всего запомнили?
Какие церкви вы видели?
Что о них можете сказать?
Как вы думаете в чем святость Кижского ансамбля?
Какие новые слова вы сегодня узнали?