Эльвира Кисель
Конспект ООД «Музыкально-ритмические движения — основная составляющая ритмического воспитания детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
на тему «Музыкально - ритмические движения - основная составляющая ритмического воспитания детей ] дошкольного возраста 5-6 лет. Горошины цветные»
Подготовила:
Кисель Эльвира Анатольевна,
МДОАУ д/ с № 10 г. Свободного,
высшая квалификационная категория.
Пояснительная записка:
Публикация «Конспект ООД „Музыкально-ритмические движения — основная составляющая ритмического воспитания детей 5–6 лет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкально - ритмические движения
- Старшая группа
- Темочки
На организованной образовательной деятельности (ООД) «Горошины цветные» дети знакомятся с музыкальной культурой и традициями русского народа (время года - осень, сбор осеннего урожая); с понятием «ритм»; чередование длинных и коротких звуков; величина - большая, маленькая горошина, цвет); с творчеством композитора С. Майкапара, пьеса «Дождик», с музыкальными жанрами (песня, танец, марш). У детей формируются основы музыкально-ритмического чувства; создание на фланелеграфе ритмического рисунка, исполнение эстрадного танца «Горошины», вальса «Золотая пора», «Польки» муз. Ю. Слонова - упражнения с шумовыми инструментами; игра на музыкальных инструментах "Град - горошек" муз. Ю. Смирнова. На протяжении ООД у детей поддерживается интерес к музыкальному искусству, двигательной активности; развивается эмоциональная отзывчивость. У детей возникает потребность применять полученные знания о музыкальном ритме, навыки музыкально - ритмического движения в повседневной жизни - в играх, самостоятельной деятельности, на выступлениях перед зрителями.
Тема организованной образовательной деятельности: «Музыкально - ритмические движения - основная составляющая ритмического воспитания детей дошкольного возраста 5-6 лет». «Горошины цветные».
Цель: формирование благоприятных условий для ритмического воспитания детей через музыкально - ритмические движения.
Образовательные задачи:
1. знакомить с прекрасным миром музыки;
2. совершенствовать двигательные навыки и умения (подскоки);
3. формировать разнообразные навыки музыкально - ритмического движения посредством сочетания музыки с ритмическими движениями (передавать движениями характер, образ музыки) :
4. развивать музыкально - ритмический слух, восприятие и понимание смысла музыкальных произведений;
5. продолжать обучение составлению ритмического рисунка;
6. совершенствовать навыки вокального пения: напевность, интонирование, исполнение без напряжения в голосе, артикуляцию;
7. обучать детей согласованию движений с характером музыки;
8. обучать пониманию смысла слова "цветной", соотносить его с эмоционально-образным содержанием музыки.
Развивающие задачи:
• развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных в процессе творческой активности в музыкально - ритмическом движении : в пении;
• развивать художественно - творческие способности;
• развивать музыкальную выразительность, умение ориентироваться в пространстве;
• развивать активный словарь, артикуляцию, интонационную выразительность;
• развивать внимание, музыкальное мышление фантазию.
Воспитательные задачи :
• создать условия для проявления коммуникативных навыков, дать возможность почувствовать уверенность в своих силах, умение чувствовать и передавать другим детям эмоциональный подъём, радость от самовыражения через музыкально-ритмические движения;
• создать заинтересованность детей в изучении ритма, как выразительного средства в музыке, мотивации к развитию чувства ритма;
• Проводить музыкально - оздоровительную работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья детей.
•
Предварительная работа: разработка конспекта ООД; знакомство детей с фольклором (использование потешек, загадок, пословиц на тему «урожай», песенным репертуаром: «Осень в лесу» муз. Е. Молчанова, «Урожайная» муз. А. Евдотьевой; применение на занятиях игр на развитие чувства ритма : «Эхо», «Повтори ритм», «Сочини ритм»; проговаривание ритмических стихов «Солнце село на сосну», «По дорожке я скачу»; проведение пальчиковой гимнастики «Мы капусту рубим», «Дружат в нашей группе» : разучивание музыкально - ритмических движений : упражнение с шумовыми инструментами, вальс с листьями «Золотая пора», эстрадный танец «Горошины цветные». Изготовление шумовых музыкальных инструментов. Раздаточный материал (мешочки с крупой, бусины, су-джок). Просмотр видеоматериалов ритмических игр «Листочки», «Овощи». С последующим жестовым или музыкально-ритмическим озвучиванием. Работа с родителями: пошив детских костюмов.
Методы и приё мы реализации содержания ООД: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, словесный (рассказ об истории «музыкальных горошин», пояснение, поисковый (создание проблемной ситуации, включение детей в игровую ситуацию, пути решения проблемы ООД: поиск музыкальных горошин, практический (упражнение, игра, музыкально - ритмические движения, восприятие музыки).
Доминирующая образовательная область: Художественно - эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей:
• социально - коммуникативное развитие (ознакомление с традицией осеннего сбора урожая, умение взаимодействовать друг с другом);
• познавательное развитие (ознакомление детей с наполнением шумовых и инструментов, с творчеством композитора С. Майкапара, восприятие цвета и соотношение его с «цветными горошинами», цветом музыкальных инструментов; формы, величины горошин; развитие тактильного ощущения);
• речевое развитие ( расширение активного словаря: ритм, мелодия, жанр, ритмический рисунок, ноты);
• физическое развитие (развитие двигательной активности в танцах и играх).
Вид деятельности детей : игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально - художественная, восприятие художественной литературы. И фольклора, двигательная.
Форма организации: фронтальная, парная, индивидуальная.
Возрастная группа: Старшая.
Планируемые результаты:
• сформированы представления о музыкальном ритме, музыкальных жанрах, цвете;
• испытывают потребность в восприятии музыки - в пении, в слушании, исполнении на музыкальных инструментах;
• способны тактильно отличать крупу и горошины, форму, величину, цвет;
• способны выразительно исполнять танцевальные движения; различать и согласовывать музыкально - ритмические движения с характером музыкальных произведений; слушать изменения в музыке, самостоятельно менять движения в соответствии с музыкальными частями;
• совершенствованы навыки напевного пения, интонирования, артикуляции.
•
Организация среды для проведения ООД:
• Иллюстрации («Осень солнечная», «Дождь», «Град», портрет композитора С. Майкапара);
• Средства обучения: мешочки с крупой, бусинами, желудями, горохом; фетровые салфетки, одноразовые тарелочки, фонограммы детских песен, танцев, "живая" музыка (игра педагога на фортепиано, игровой (раздаточный) музыкальный материал : «Капли дождя», киндер-сюрпризы (шумовые инструменты, бубны, ксилофоны, маракасы, деревянные ложки; фортепиано; бутафорские деревья калины, осенние листочки; пластмассовые шары (красного, жёлтого, синего цвета).
• Технические средства: музыкальный центр, колонка, телевизор, USB- флэш-накопитель;
• Методические ресурсы: фонограммы композиторов A. Флярковского, В. Шаинского, Ю. Слонова; журнал "Музыкальная палитра" №2-2008 год; Нотный материал (композиторы Н. Бордюг, «Дождик» С. Майкапар, «Золотая пора» муз. А. Евдотьевой).
На организованную образовательную деятельность дети приходят нарядными: у девочек платья, в разноцветный "горошек". у мальчиков - рубашка (в синий, жёлтый, красный горошек).
Вводная часть (3 минуты) : создание проблемной игровой ситуации.
Основная часть (18 минут) : пальчиковая гимнастика, упражнение с шумовыми инструментами, песня «Осень в лесу», вальс «Золотая пора», восприятие музыки «Дождик С. Майкапара, Ритмическая игра «Ритм дождя», игра на детских музыкальных инструментах «Град - горошек», танец «Горошины цветные».
Заключительная часть (4 минуты) : игра «Непослушный горох», вывод.
Конспект организованной образовательной деятельности «Горошины цветные».
Ход организованной образовательной деятельности:
Под фонограмму песни «В каждом маленьком ребёнке», музыка Ш. Каплош, слова Э. Успенского дети входят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель : Ребята, какой сегодня чудесный радостный день! Какие вы все нарядные: Ой, вы не мальчики и не девочки! Вы не зайчики и не белочки! Кто же вы такие!
Дети (хором) : Мы горошинки цветные!
Музыкальный руководитель : Как я рада, что мы вместе в нашем музыкальном зале! Поприветствуем гостей и друг друга улыбкой и доброй ласковой песенкой!
ПЕСНЯ " ДОБРОЕ УТРО" муз. Н. Бордюг, сл. Э. Костиной (1 куплет) :
Доброе утро всем, кто проснулся,
Доброе утро, кто улыбнулся.
Доброе утро, и посмотрите.
Мы всех вас любим, и вы любите!
Музыкальный руководитель : Ребята, отгадайте мою загадку.
Дом зеленый тесноват: узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят круглые ребятки.
Осенью пришла беда – треснул домик гладкий,
Поскакали кто, куда круглые ребятки.
Что это?
Дети: Горох.
У нас в саду в огороде мы тоже выращивали горох. Обратите внимание на слайд. Слайд № 1 (фото «Огород»- выставка поделок из овощей)
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на пустом гороховом стручке:
Музыкальный руководитель :
Ребята, я увидела пустой стручок гороха. Может быть, вы подскажите мне, как он попал сюда? (Ответы детей). Почему он пустой? (Ответы).
Слайд № 2 (Царь Горох).
Царь Горох (голос) : «В Овощном королевстве переполох! Потеряли мы горох! Горошины те непростые! Каждая горошина на музыку положена. Так ритмична, в танце и песне мелодична. Прошу помощи у вас, собрать горошины в сей час! Чтобы музыка звучала, чтобы радовала нас!» Поможем царю Гороху? (Ответ детей : Да, поможем найти все горошинки). Но для этого нам нужно выполнить задания Царя Гороха. Справимся? (Да). Где же мы начнём искать горошины?
Дети: Мы будем искать в музыкальном зале.
Музыкальный руководитель : Первая горошина покатилась и в мешочке притаилась. Подойдите, пожалуйста, к столам, ни там ли спрятались горошины? Попробуйте их отыскать.
Музыкальный руководитель : Возьмём больше по размеру горошины - шарики су-джок, выполним гимнастику для пальчиков. поиграем с ними, проговорим слова. (Дети берут горошек - су-джок)
Дети с су-джоком выполняют пальчиковую гимнастику «Урожай» :
В огород пойдём, урожай соберём (катаем круговыми движениями шарик на ладони).
Мы морковки натаскаем и картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный,
И горох нарвём немножко,
Побежим мы по дорожке. (катаем шарик вперёд-назад по каждому пальцу).
(Кладут шарики су-джок в тарелочку перед собой)
Игра на тактильное ощущение «Найди горошек в мешочке»
Дети берут мешочки с крупой, горохом, ощупывают их пальцами. Находят мешочки с горошком.
Музыкальный руководитель : Ангелина, почему ты почувствовала, что это мешочек с горошками? ( Ответ: Потому что он круглой формы по размеру мелкие, твёрдые, они катаются; лёгкие). Действительно, горошины часто сравнивают с бусинками. А как вы думаете, почему? (Одинаковые по размеру, форме). А на что еще похожи? (Бисер, круглые конфетки, мозаику, пуговки и т. д.)
Пальчиковая гимнастика «Покатаем мы в руках»
Музыкальный руководитель предлагает детям взять по одной бусинке-горошку из вазочки: Возьмите все горошинку и положите на коврик. А теперь проговариваем стихотворение дальше и играем с горохом. Дети хором проговаривают стих.
Дети: Покатаем мы в руках бусинки - горошки,
Станьте ловкими скорей, пальцы и ладошки. (круговые движения)
Пальчик, пальчик, мой хороший, (пальчиком нажимаем на горошину)
Прижми к коврику горошек». (прижать всей ладошкой)
Дети в тарелочках видят су-джок)
Музыкальный руководитель : Как вы думаете, а можно ли сделать музыкальный инструмент, используя горошины?
Ответы детей : Да. Мы возьмём киндер-сюрприз и наполним его горошком. (Дети с воспитателем выполняют наполнение киндера). Получился шумовой инструмент, как мы назовём его? ( Ответ: киндер - шумилка. Он может шуметь, греметь, играть).
Музыкальный руководитель : А чтобы было веселей, выполним упражнение для гостей. В ритме будем мы играть, длительность звуков соблюдать. Осанку прямо держать и «Польку» в парах танцевать.
Упражнение с шумовыми инструментами «Полька» муз. Ю. Слонова
(Дети встают в пары напротив друг друга. 1 такт - четыре раза играет на шумилке девочка, 2 такт - четыре раза играет мальчик. 3-4- повторяют. 5- 8- 4 раза притопывают правой ногой и одновременно стучат о ладонь инструментом; 9 – 12 такты - мальчик кружится, звенит шумилкой над головой, девочка перебегает к другому партнёру. Движения повторяются ещё 1 раз). Кладут киндеры-шумилки в корзину.
Воспитатель и дети находят Первую горошину. Кладут в стручок.
Слайд № 3 «Осенний лес».
Музыкальный руководитель : Тропинка привела нас в осенний лес. А теперь идем по тропинке мягко, прислушиваемся к шуршанию листвы.
(Фонограмма шуршащих листьев, пение птиц). В нашем лесу хочется спеть песенку? ( Ответ: Хочется спеть). Вторая горошина покатилась - в песню превратилась! Чтобы нам найти горошинку - нотку, распоём голоса.
Слайд № 4 (Нотки)
Осенняя распевка «Листопад» муз. М. Сидорова:
Листики летят - это листопад.
Мы их соберём, маме принесём.
Музыкальный руководитель : Мы споём осеннюю песню вместе с обитателем этого леса - Ёжиком. Кто хочет побывать в роли Ёжика и спеть? (По желанию детей роль Ёжика исполняет ребёнок).
Песня «Осень в лесу», муз. Е. Молчанова
(Солист - ребёнок в роли Ёжика)
Воспитатель : И с этим заданием вы справились. Вот мы и нашли Вторую горошину, Песенную. (Кладёт её в стручок)
Музыкальный руководитель : А какая по цвету осень?
Дети: Разноцветная осень, яркая, весёлая, листья красные, желтые, зелёные; на полянке узоры на траве, голубое небо, цветные зонтики, грибные шляпки и др.
Музыкальный руководитель : Да, такая же красивая, как и вы! Третья горошина так танцевальна, изящна, в танце прекрасна. Представьте себе, что вы осенние листочки, летите на ветру, и тихо кружась, опускаетесь на землю.
Ребё нок читает стихотворение:
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Вальс «Золотая пора» (муз. А. Евдотьевой)
Воспитатель и дети находят Третью горошину (кладут в стручок).
Музыкальный руководитель : В каком жанре исполнено музыкальное произведение? Характер у этого танца? (Плавный, полётный, красивый, спокойный, кружащийся).
Музыкальный руководитель : Погода осенью бывает разная. Предлагаю вам побыть синоптиками. Музыка вам подскажет осеннюю погоду. Прослушайте фрагмент пьесы, и выберете картинки на фланелеграфе («Дождь», «Солнце», «Град»).
Слушание: Майкапар «Дождик»
(Знакомство с музыкальным произведением. Дети отгадывают «Дождик». Почему? Какие выразительные музыкальные средства? Какие звуки у дождика?- короткие, быстрые).
Горошины заиграли, в ритме застучали.
Ритмическая игра «Ритм дождя» ( Звучащие жесты: хлопать в ладоши, стучать по коленям, щёлкать пальцами, стучать ногами). Ребёнок выкладывает ритмический рисунок на фланелеграфе, дети повторяют).
Воспитатель : Четвёртая горошина нашлась!
Музыкальный руководитель проигрывает мелодию «Град - горошек», муз. Ю. Смирнова, дети узнают песню. Дети выбирают картинку «Град».
Нагадано, непрошено - град!
Весёлые горошины по мостовой стучат.
Дети пропевают песенку на сл. И. Демьянова (с бусинами - градинками).
Оркестр «Град - горошек» сл. И. Демьянова, муз. Ю. Смирнова:
Скачет, пляшет град-горошек.
Сделай крышу из ладошек.
Сядь под ней посерединке,
Не достанут здесь градинки.
Какие музыкальные инструменты вы подберёте, чтобы озвучить песню? ( Дети называют: ксилофон, деревянные ложки, маракасы, бубны).
Воспитатель : Молодцы, выполнили задание хорошо. Пятая горошина!
Слайд № 6 (Царь Горох в Овощном королевстве)
Музыкальный руководитель : Мы отыскали все горошинки и передадим в Овощное королевство, чтобы там звучала музыка.
Царь Горох: Спасибо вам, ребята. Вы очень постарались. Вы молодцы! Всем Ванюшкам и Катюшкам! Всем Андрюшкам и Танюшкам! Всем Аришкам и другим деткам! Веселиться от души и до упаду!
Танец «Горошины цветные» Слайд № 7 (горошины)
Музыкальный руководитель : Поиграем с горшками? (Да)
Игра «Непослушный горох»
Ход игры: Дети делятся на две команды – «Стручки»
Слова игры: Непослушный горох
Раскатился. Ох, ох!
Вы, горошины, бегите.
Домик свой скорей найдите».
(Под музыку дети разбегаются по залу врассыпную. С окончанием дети встают в свою колонну за ребенком, на голове которого надета шапочка с изображением стручка).
Царь Горох: Дети с вами я прощаюсь. Слайд № 8 (Царь Горох)
Рад был всех вас повидать.
Может, встретимся опять.
Музыкальный руководитель : До свидания, царь Горох.
Вывод:
Музыкальный руководитель : Дети, мы нашли все музыкальные горошины. Какая горошина вам больше понравилась: танцевальная, песенная, ритмичная? Какое задания царя Гороха у вас вызвало затруднение? Что нового вы узнали на занятии?
Музыкальный руководитель : Нам пора в детский сад, И возьмём с собой горошки?
Если дети поют и танцуют,
Музицируют или рисуют,
Значит дети счастливее стали
И в этом горошинки чуть-чуть помогали.
Под спокойную музыку дети выходят из зала.
Анализ и самоанализ деятельности детей :
На занятии были достигнуты поставленные цели и задачи. Тема занятия полностью раскрыта в этой возрастной группе. Занятие вызвало положительные эмоции. Создание игровой ситуации (потерялись музыкальные горошины, помощь царю Гороху) в качестве вводного этапа ООД вызвало заинтересованность детей и желание активно работать с педагогом.
Список используемой литературы:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
2. Малахова, Л. В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста/А. В. Малахова, - М. : Феникс,- 2008.- 100 с. ;
3. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поём для дошкольной группы. Учебное пособие/ Композитор. СП, 2010. С. 65;
4. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий. Средняя группа/ Композитор. СП. 2011;
5. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. - М. : Просвещение, 2008;
6. Толстошеева, К. Н. Интеграция различных видов деятельности как средство развития музыкальных способностей дошкольников/ К. Н. Толстошеева, Н. Д. Лащенко// Приоритетные направления развития науки и образования. - 2015.- № 3.- С. 118- 120;
7. Тютюнникова Т. Э Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. - Учебно - метод. пособие по творческому музицированию с детьми 3-10 лет - Санкт-Петербург. Музыкальная палитра. 2003;
8. Черданцева, А. Технология развития творческого воображения дошкольников/ А Черданцева// Дошкольное воспитание. - 2015.- № 5.- С. 112-120.;
9.«Воспитатель и музыкальный руководитель : Вопросы успешного сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ в условиях внедрения ФГОС/Н. Ю. Жидкова, Н. В. Чернушкина. - ст. Брюховецкая: МДАОУ ДС № 11: «Колокольчик», 2015;
10. Музыкальная палитра// А. И. Буренина. - СП. : ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра»,2008,- № 3;
11. Улашенко Н. Б. «Музыка. Занятия с детьми старшей и подготовительной групп/ Волгоград ИТД Корифей, 2006.- 96 с.