Татьяна Ларионова
Доминантная НОД «Ритмы Дальнего Востока. Музыкально-ритмические движения» в подготовительной к школе группе
Доминантная НОД
«Ритмы Дальнего Востока»
(Музыкально – ритмические движения)
Подготовительная к школе группа
Составитель: музыкальный
руководитель Ларионова Т. Н.
Предварительная работа:
В течении месяца на музыкальной НОД и занятиях в группе, в процессе бесед, чтения литературы дети узнавали о культуре малочисленных народностей Дальнего Востока. Преподаватели рассказывали воспитанникам об особенностях дальневосточных узоров, самобытности песен и танцев, особенностях быта народностей. Воспитатели в группе читали «Амурские сказки» Д. Нагишкина, стихи П. Комарова и других авторов, рассказывая о том, что герои сказок одеты в национальные костюмы, украшенные красивыми узорами. Дети рассматривали узоры, искали в них волны Амура, дальневосточные сопки, хвосты рыб и животных и т. д. Воспитатели рассказывали, что у героев сказок необычные волшебные имена Кандига, Айога и другие. На музыкальной НОД с помощью ИКТ на экране телевизора рассматривали слайды и фильмы с изображением жизни, быта, танцев и особенностях культуры коренных народностей.
Публикация «Доминантная НОД „Ритмы Дальнего Востока, Музыкально-ритмические движения“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкально - ритмические движения
- Подготовительная группа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Цель занятия: Обобщить представления дошкольников о культуре, искусстве, танцах и играх народностей Приамурья.
Задачи:
• -закрепить умение подражать животным и сказочным героям движениями, мимикой;
• -совершенствовать умение танцевать с предметами;
• -воспитывать уважение к быту и особенностям жизни коренных народностей Приамурья;
Ход занятия:
Зал украшен в соответствии тематике занятия. На центральной стене изображение шаманского бубна. Под стульями погремушки (шаманские) и «волшебные камушки» (подносы с узорами)
Дети заходят в зал под музыку «Музыка северного сияния» в записи спокойного характера. В центре музыкальный руководитель пританцовывает с бубном
М. Р: Ребята, посмотрите, какой волшебный бубен у меня в руках. Стоит зазвучать ему, отстукивая ритм, и случаются чудеса! Попробуем? (отстукивает любой ритм)
-(звучит тихо музыка) Прислушайтесь, стоило только появиться звукам бубна и музыка наполнили зал! Эта музыка способна превращать нас в оленей, шаманов и воинов. Попробуем? (да)
Танец в кругу «Чукча» под песню группы «Майами» («Чукча»)
Дошкольники изображают оленей, шаманов и колдовство движениями в ритм музыки
М. Р: Видите, бубен превратил вас в оленей, шаманов и других сказочных персонаже! Движения были выразительными и ритмичными.
-Бубен способен еще и проверять то, на сколько, вы можете быть внимательными слушателями. Проверим? (да) Для этого нам необходимо выбрать ведущего, который будет изображать Белого шамана» (выбирают и проводится игра:
Игра «Белый шаман» («Игры Сибири и Дальнего Востока»)
Дошкольники стоят в кругу и пробуют повторить ритм ведущего, который двигается по кругу с бубном и колотушкой отстукивает ритм, подходя к каждому. Кто из детей повторил ритм – остается в кругу, а кто не смог - выходит из круга. В перерывах дети под музыку танцуют свободный творческий танец, а по окончании музыки отстукивают ритм.
М. Р: Посмотрите, ребята, вы, своим творческим танцем и звуками бубна, наколдовали волшебные камушки (обращает внимание на подносы с дальневосточными узорами, которые лежали под стульями).Оттого, что вы очень старались и справились с заданием, на камушках появились узоры. Узоры волшебные, и, рассмотрев их внимательно, можно разгадать и расшифровать каждый. Давайте посмотрим на экран телевизора и полюбуемся узорами умельцев, которые проживают в нашем крае и узнаем о чудо – империи со своей культурой и искусством:
Рассказ:
«Долгое время никто не мог ответить, что за народ создал эту высокую и неповторимую культуру. Этот народ существовал, а потом исчез. Только древние постройки, крепости остались в тайге. А когда – то существовало на нашей земле государство чжурчженей – предков современных народностей Приамурья. Это была «Золотая империя чжурчженей». Славилась она несметным богатством тайги, золотом, серебром. В укромных уголках тайги рос таинственный Корень жизни – женьшень. В этой империи изготовляли эликсир из рогов оленей, продлевающий жизнь. У коренных обитателей – чжурчженей было все необычно: одежда, прическа, обычаи, искусство. Но, как и Русь, Золотую империю стерли с лица земли полчища монголов. Во главе с Чингис-Ханом они учинили разгром чжурчьженьского государства. Мы с вами сможем стать продолжателями традиций коренных народностей Дальнего востока и носителями традиций!».
(во время просмотра слайдов, музыкальный руководитель читает фрагмент стихотворения П. Комарова «Приамурье»)
Небеса с колдовскими закатами,
И тайги вековечный покой,
И Амур с берегами покатыми,
И вечерний туман над рекой.
Выйдешь в поле — весна над равниною
Из цветов вышивает узор,
Вереницу следит журавлиную
Голубыми глазами озёр.
И любая берёзка знакома нам.
Только крикнешь — на все голоса
Птичьим щебетом, свистом и гомоном
В тот же миг отзовутся леса.
Дошкольники рассматривают слайды с разнообразными узорами и пробуют увидеть в них волны Амура, сопки дальневосточной тайги, хвосты рыб и другое.
М. Р: Ребята, а вы хотите, чтобы узоры на наших камушках начали переливаться и заиграли новыми красками? Чтобы это произошло надо их порадовать песней, но песня обязательно должна быть о родном крае. Попробуем поколдовать? (да) Дети исполняют песню.
Песня «Край, в котором ты живешь»
Г. Гладкова (взрослые исполняют запев, а дети припев)
«Родная песенка» Ю. Чичкова (дети исполняют песню по рядам)
М. Р: Посмотрите, ребята, благодаря вашему проникновенному исполнению, камушки начали переливаться. Давайте попробуем взять их в руки и оживить танцем. Вдруг произойдет опять какое-то чудо?
Танец «Волшебные камушки» под музыку «Тон –тори» чукотско – эскимосского ансамбля «Эргырон»
М. Р: И правда, камушки начали переливаться. Потому что вы старались и движения были мягкими, а шаги ритмичными!
М. Р: А теперь посмотрите на экран. Вы узнаете этого героя сказок народов Приамурья. Он живет не только в сказках, такие люди существуют и в наши дни. Как мы его называем? (шаман)
Дошкольники рассматривают слады на экране телевизора с изображением шамана
М. Р: А теперь попробуем опять поколдовать, но уже неотъемлемым атрибутом шамана –шумовыми погремушками. Когда шаман танцует с бубном и погремушками – он «разговаривает» с силами природы. Вот и мы сможем стать такими волшебниками и в танце использовать те движения, которые уже знаем, но в разном сочетании, чтобы ваш танец был не похож на танец рядом стоящих друзей.
Творческий танец «Шаманы»
под музыку якутского праздника «Ысыах» (подборка музыки «Северного сияния»)
М. Р: Ребята, сегодня мы вместе были волшебниками. А волшебство получилось, потому что вы проявили старание в танцах и колдовали со мной вместе. Что нового вы узнали сегодня о музыке и искусстве коренных народностей Дальнего Востока и хотели бы родным и близким, друзьям рассказать об этом? (дети рассказывают). ---Попробуем вновь поколдовать и проверим особенности шаманского бубна. Я постучу в бубен, а вы, будто по волшебству исчезните.
Музыкальный руководитель стучит колотушкой в бубен, изображая шамана, а дети выходят из зала не заметно.