Ираида Иванова
Конспект ОД «История одежды крестьян Липецкого края» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 40 города Липецка
Конспект
образовательной деятельности детей
старшего дошкольного возраста по краеведению
Тема: «История одежды
крестьян Липецкого края»
воспитатель Иванова И. Л.
Цель: познакомить детей с традиционной одеждой жителей Липецкого края в прошлом.
Задачи:
Темочки:
- Быт и народные традиции, предметы старины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Липецкая область, город Липецк
- Народный быт. Конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. История, путешествие в прошлое одежды
- Одежда. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
сформировать представления детей об истории одежды крестьян Липецкого края;
расширять кругозор;
развивать любознательность;
способствовать расширению словарного запаса детей;
формировать эстетический вкус;
воспитывать интерес к народному быту;
воспитывать уважительное, бережное отношение к культурному наследию Липецкого края.
Предварительная работа:
чтение русских народных сказок;
рассматривание иллюстраций «Как одевались в старину»; к русским народным сказкам;
разучивание потешек, прибауток, считалок, пословиц, поговорок;
беседа об истории русского народного костюма;
рассматривание иллюстраций с изображением кукол в старинных костюмах Липецкого края; иллюстраций, фотографий с изображением старинных русских костюмов и современной одежды;
посещение мини-музея «Куклы в народных костюмах».
Развивающая среда:
записи русских народных песен, мелодий;
ноутбук;
фотографии крестьян Липецкого края; иллюстрации с изображением одежды крестьян Липецкого края; куклы в народных костюмах; материал (мешковина, холст); лапти; иллюстрации с изображением обуви крестьян, головных уборов (женских и мужских) крестьян Липецкого края; репродукции картин с изображением крестьян, крестьянок, крестьянских детей; иллюстрации к русским народным сказкам, сказке «Аленький цветочек» Аксакова, «Крошечка-Ховрошечка»; фотографии с изображением жителей села Романово (Ленино) в народных костюмах.
Ход ОД:
Педагог: Ребята! Мы с вами очень много путешествовали. Мы побывали в древнем поселении наших предков. Напомните, как оно называлось.
Дети: Село Малые Студенки Липские. (Слайд 2).
Педагог: Верно, местом зарождения Липецка являлось небольшое село Малые Студёнки Липские. Мы посетили избу, в которой жили жители этого села, познакомились с предметами быта. (Слайд 3).
А сегодня я вас приглашаю посетить Краеведческий музей и познакомиться с одеждой крестьян Липецкого края. Но прежде, чем мы войдем в музей, давайте вспомним правила поведения в музее. (Слайд 4).
Дети:
В музее нельзя громко разговаривать.
Нельзя ничего трогать руками.
Нужно внимательно слушать экскурсовода.
Нельзя перебивать экскурсовода.
Педагог: Правила вы хорошо усвоили, теперь только нужно их соблюдать.
Экскурсовод: Добрый день, ребята! Я рада видеть вас в нашем музее. Сегодня мы с вами заглянём в прошлое, что узнать, как одевались жители нашего края в старину. Как вы думаете, когда человек начал носить одежду?
Дети: Очень давно.
Экскурсовод: Верно. Это произошло очень давно. Но тогда одежда служила только для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека. В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, ходил соответствующей походкой, имел положенное выражение лица. Люди с разным достатком одевались по-разному. Крестьяне шили одежду из домотканого материала. (Слайды 5-7). Как вы думаете, что означает слово «домотканый»?
Дети: Ткали дома, в домашних условиях. (Слайды 8-9)
Экскурсовод: Крестьяне придумали много способов окраски тканей домашнего производства. Краску делали, используя разные растения: зверобой, василёк, листья бузины, берёзы, кору ольхи, дуба, шелуху лука и многое другое. Краски умело смешивали и получали разные цветовые оттенки. У мужчин и женщин основной частью одежды была рубаха, или сорочка. Для крестьян она была единственной одеждой. (У богатых она служила нижним бельём). Словами «нет и рубахи на теле» определяли предел нищеты. (Слайд 10) В наше время про человека, который в делах потерпел неудачу, тоже иногда говорят, что он «без рубахи остался».
Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. (Слайд 11) Толстыми животами в ту пору гордились. Характерной особенностью рубахи был покрой ворота. Кто из вас знает, что означает название косоворотка?
Дети: Разрез на вороте располагался не посередине груди, а сбоку, отсюда и название –косоворотка.
Экскурсовод: Верно. Белую косоворотку часто украшали по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой. Мужские брюки – штаны (порты). Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в лапти или сапоги. Поверх рубахи надевали зипун. (Слайд 12) У зипуна иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук. При работе их собирали в складки, иначе невозможно было что-либо делать. Откуда и пошли поговорки: «Работать, засучив рукава» и «Работать, спустя рукава». Как вы их понимаете?
(Предположения детей).
Экскурсовод: посмотрите на фотографию (Слайд 13) и скажите, что на голове у крестьянина?
Дети: На голове – шапка.
Экскурсовод: Шапка была из сукна или войлока. Женщины-крестьянки носили поневый тип одежды. (Слайд 14) Основной одеждой для женщин была длинная сорочка (рубашка). Как говорилось в русской пословице: «Бабьи рубашки – те же мешки, рукава завяжи да что хочешь, положи». Ребята, как вы можете объяснить смысл этой пословицы?
(Предположения детей).
Экскурсовод: Женский праздничный костюм был многослоен. Его основными элементами были рубаха из домотканого холста, понёва (распашная юбка, состоящая их трёх полотнищ, укрепленная на талии, передник или завязка, нагрудник. (Слайды 15-17) Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых духов. И чем вышивка богаче, тем сильнее оберег. Вышитый ворот охраняет голову и шею, узор на рукавах – руки, ноги защищал вышитый подол рубахи.
Девушки носили сарафаны. По яркости, цветовой броскости, богатству украшений одежда для девушек была несколько беднее женской, но не менее красива. На сарафан девушки надевали душегреи. (Слайды 18-19) Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. (Слайд 20) Женщины должны были свои волосы прятать. Головной убор: сорока (Слайд 21) кичка, (Слайд 22) кокошник, (Слайд 23) платки. (Слайд 24) Девичьи головные уборы – венец, (Слайд 25, 27) повязка (Слайд 26, косники.
Экскурсовод: На ногах крестьяне и крестьянки носили лапти с онучами и оборотами. (Слайды 28-29) Ребята, посмотрите, как одевались крестьянские дети. (Слайды 30-32) Мальчики носили штаны и рубашки с длинными рукавами. Рубашки подвязывали поясом. На ногах надеты лапти, ходили и босиком. Вместо носков на ноги наматывали кусок ткани и завязывали верёвкой. Назывались они онучи. А девочки носили длинные сарафаны, рубашки у них тоже были с длинным рукавом. А на голову повязывали ленточку. (Слайд 33)
Экскурсовод: Вот вы и узнали, во что одевались жители нашего края в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней. Что же это?
Дети: До сих пор носят сарафаны.
Экскурсовод: А что изменилось? Наша одежда стала более удобной. Каждый из нас сам выбирает, что ему носить. Но, как и прежде, необходимо знать, в какой одежде куда можно пойти. Например, куда вы пойдёте в резиновых сапогах, куртке, вязаной шапке?
Дети: В лес, на прогулку…
Экскурсовод: А куда вы наденете нарядное платье или белую рубашку?
Дети: В гости, в театр…
Экскурсовод: В любую жару вы не поедете в купальнике в автобусе и в самый лютый мороз не войдёте в валенках в зал театра. Выходит, что как бы мы ни были свободны в выборе одежды, определённые правила всё же существуют. (Слайды 34-36) «Романушки» - жители села Романово (Ленино) в народных костюмах.