Татьяна Нефедова
Педагогический проект «Детский туризм — интересно и безопасно»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Детский туризм – это интегрированный способ обучения и воспитания детей, что оказывает содействие решению воспитательных, оздоровительных, учебных задач, многогранно развивая ребенка: интеллектуально, морально, физически, духовно.
Детский туризм – это, прежде всего, здоровье детей, их физическая закалка, двигательная активность, а так же захватывающий вид активного отдыха.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Проекты, проектная деятельность
- Туризм. Туристическая деятельность
- Туристический поход. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2025
Краеведение – это живое познание окружающего мира, углубленное ознакомление с окружающей природной и социальной средой. Деятельность, целью которой является пробуждение у детей ценностного отношения к природе, прошлому и настоящему. Именно эта деятельность и является особенным типом развивающей среды, которая обеспечивает свободу и активность малыша, максимально удовлетворяет его потребности и интересы, имеет интенсивно развивающийся характер.
В ходе туристско-краеведческой деятельности, в походах патриотические переживания и порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в юной душе.
Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка на здоровье и здоровый образ жизни. По средствам туризма расширяется кругозор, обогащается духовной мир ребенка, закладываются навыки экологической культуры. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму, совершенствуются основные виды движения, обогащается двигательный опыт (ориентирование в пространстве); а так же закрепляют знания о безопасном поведении в окружающей среде.
Проблема
Туристическо - краеведческая деятельность дошкольников недостаточно изучена нашим коллективом педагогов, у дошкольников не сформированы эколого-туристские знания и умения природопользования.
Цель проекта для детей
Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.
Цель проекта для педагога
Изучение и внедрение туристско-краеведческой деятельности в образовательный процесс ДОУ.
Задачи
Образовательные задачи:
• Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, достопримечательностями г. Саранска и РМ, расширять экологически ценные контакты с растительным и животным объектами природы.
• Заинтересовать детей в поиске противоречия между имеющимися опытом и вновь полученными знаниями, побуждать их к постоянному желанию «открытий».
• Закреплять знания о видах туризма и туристском природопользовании, познакомить с разными видами туризма.
• Закреплять навыки и умения работы с планом детского сада, родного города; научить работать с компасом; повторить правила поведения в окружающей среде.
• Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.
Развивающие задачи:
• Средствами туристско-краеведческой деятельности развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
Воспитательные задачи:
• Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе заботливое отношение к природе и людям, своему городу.
Интеграция по областям
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Вид проекта : информационно-творческий.
Тип проекта : познавательно-игровой, групповой.
Сроки реализации: долгосрочный (01.09. 2024 - 31.05.20 25).
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы и их родители, социум.
Основные формы, принципы и методы реализации проекта
Формы:
- Беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала.
- Различные игры (спортивные эстафеты по преодолению препятствий - «Туристская полоса», «Полоса препятствий» и др.)
- Ролевые игры по ориентированию («Найди клад», «Ориентирование по легенде» и др.)
- Викторины, конкурсы, проведение дней здоровья, экскурсионные выходы, походы выходного дня.
Принципы детского туризма :
- Личностно - деятельный
- Индивидуально - творческий
- Краеведческий
- Единства педагогического влияния
Методы:
- Поисково - исследовательский (самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах)
- Метод самореализации через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях.
- Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль качества усвоения программы, роста динамики спортивных показателей.
- Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий е единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Методическое обеспечение
- Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду : Пособие для практических
работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : АРКТИ, 2014.- 116с.
План реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на три этапа:
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
I этап
подготовительный
Сентябрь 2024г Формулирует проблему (цель).
При постановке цели
определяется и продукт
проекта.
Вводит в игровую (сюжетную)
ситуацию.
Формулирует задачу. Вхождение в проблему.
Вживание в игровую
ситуацию.
Принятие задачи.
Обсуждение и дополнение
задач проекта.
II этап
основной
Октябрь 2024-
апрель 2025г Планирование совместной
деятельности.
Сбор и систематизация
информации.
Поисковая деятельность
Проведение бесед, игр,
экскурсий и др. Выполнение всех
необходимых действий,
завершающихся созданием
продукта проекта.
III этап
заключительный
Май 2025г Подготовка к презентации.
Презентация. Подготовка продукта
деятельности к презентации.
Представление родителям или педагогам продукта
деятельности
Планируемые результаты:
• Сформированы знания о детском туризме.
• Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе.
• Знают представителей растений и животных РМ.
• Сформированы умения необходимые в туристическом походе. (Умение распределять туристические обязанности; умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе; умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки и др.).
• Сформированы умения необходимые туристам в туристическом походе (умение читать карту своей местности; умение ориентироваться по плану города, на
макете детского сада; умение пользоваться компасом и др).
• Умение оценивать состояние окружающей среды и здоровья человека.
• Увеличение доли родителей, активно участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе на туристической тропе и участие в мероприятиях экологической направленности.
Продукт проекта :
1. Энциклопедия маленького туриста.
2. Фотоальбом: «Мы - туристы».
3. Презентация о проекте.
Пути реализации проекта
1 Блок: «Мой детский сад».
2 Блок: «Мой город».
3 Блок «Природа родного края».
4 Блок «Мы – туристы».
Маршрутный лист - Блок №1 - «Мой детский сад»
- Экскурсии по детскому саду.
- Рассматривание альбомов «Детский сад».
- Путешествие по экологической тропе.
- Беседы, встречи с работниками детского сада.
- Диагностическое задание: «Что я знаю о детском саде»
Маршрутный лист - Блок № 2 - «Мой город Саранск»
- Рассматривание альбомов «Мой город».
- Экскурсии по городу.
- Беседы, встречи с интересными людьми города.
- Творческая мастерская.
- Диагностическое задание: «Что я знаю о городе Саранск».
Маршрутный лист - Блок № 3 - «Природа родного края»
- Туристические походы на природу.
- Ознакомление с растительным миром РМ.
- Ознакомление с животным миром РМ.
- Беседы, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, викторины.
- Экологические акции.
Маршрутный лист - Блок № 4 - «Мы - туристы»
- Просмотр презентаций, чтение, беседы.
- Игры: дидактические, сюжетно-ролевые, ориентирование по карте, компасу.
- Творческая мастерская.
- Диагностическое задание: «Что мы знаем о туризме».
Перспективный план – работа с родителями
Месяц Мероприятия
Сентябрь Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное».
Октябрь Помощь в экскурсии к реке Инсар.
Ноябрь Помощь в организации «уголка туриста» туристическим снаряжением :
компас, рюкзак, палатка, котелок и др.
Декабрь Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь
природу»
Январь Помощь в организации «птичьей столовой» на участке (кормушки)
Февраль Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в
туристических походах.
Март Участие в фольклорном празднике «Масленица»
Изготовление скворечников.
Апрель Участие в акции «Зеленые ладошки земли»
«История города в названиях улиц» презентация исследовательских
семейных проектов.
Май Совместный с детьми туристический слет.