Криницына Елена
Конспект ООД ФЭМП в подготовительной к школе группе «Ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей представление об измерении с помощью условной мерки (масса, объём, площадь).
Задачи:
Образовательные: Познакомить с правилами измерений; формировать практические навыки измерения объема, массы, площади условной меркой; закрепить знание детей о времени, днях недели.
Развивающие: Развивать навыки ориентировки в пространстве; развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные: Воспитывать интерес к знаниям; воспитывать желание взаимодействовать в коллективе.
Публикация «Конспект ООД ФЭМП в подготовительной к школе группе „Ярмарка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Методы и приемы: Наглядные (показ, рассматривание, словесные (объяснение, беседа, вопросы, практические (выполнение заданий, проблемно-поисковые (измерение, анализ).
Словарная работа: Условная мерка, измерение, масса, легче, тяжелее, площадь, объем.
Предварительная работа: Просмотр видеороликов по теме «Величины и их измерения», беседа «Как в древности на Руси измеряли величины (локоть, пядь, сажень и т. д, сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Материалы и оборудование: Макет часов, весы, гири, емкости с гречкой, рисом и горохом, мерные стаканчики, ложки, пакеты, 2 кувшина (один мерный, 5 фужеров, 2 стакана, банка с крышкой, подкрашенная вода белой краской (молоко, макеты ковриков, квадраты для измерения площади.
Ход ООД:
Дети входят в группу, оформленную под ярмарку. Встают в круг. Выполняют приветствие:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья!
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И обратно все вернемся!
Улыбнемся, подмигнем!
И заниматься все начнем!
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем гостей! (дети здороваются с гостями)
Воспитатель: Ребята, а какой сегодня день недели?
Дети: Вторник
Воспитатель: Какое число и месяц? Год? Время года?
Дети: 24 марта 2020г. Весна.
Воспитатель: Все верно. Ребята, как вы думаете, какое у нас сейчас будет занятие, если день недели вторник?
Дети: Математика!
Воспитатель: Верно. И сегодня я вам предлагаю пойти со мной на ярмарку. Ребята, а что делают на ярмарке?
Дети: Покупают и продают товары.
Воспитатель: Правильно! Ребята, к себе домой я пригласила гостей, и чтоб подготовиться к их приходу, мне нужно совершить покупки. На ярмарке всегда много разных товаров. Есть такие товары, которые нужно измерять, например, ткани, крупы и мн. другое. Для этого нужно знать такое понятие -меры измерения, и это мы узнаем, осуществляя покупки.
Ну что ж, отправляемся на ярмарку?
Дети: Да!
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках макет часов. Расскажите, что вы знаете о часах?
Дети: Часы указывают время. На часах есть диск с цифрами от 1 до 12 -циферблат, стрелки: длинная- минутная, короткая-часовая.
Воспитатель: Верно. А сколько в 1 часе минут? А за пол часа -это сколько минут?
Дети: 60 минут. 30 минут.
Воспитатель: Верно. Ребята, ярмарка открывается в 9 часов утра. Как будут расположены стрелки на часах, если время 9 часов? ( Один ребенок выполняет задание: длинная на 12, короткая на 9).
Воспитатель: Ярмарка закроется в 7 часов вечера. Как будут расположены стрелки, если время 7 часов? ( Один ребенок выполняет задание: длинная на 12, короткая на 7).
Воспитатель: Ребята, нам нужно успеть совершить покупки за пол часа. Если мы начнем покупать товары в 9 часов, то в какое время мы должны закончить покупки?
Дети: Пол десятого – 9 часов, 30 минут.
Воспитатель: Как будут расположены стрелки на часах, если время 9 часов 30 минут? ( Один ребенок выполняет задание: длинная на 9, короткая на 6).
Воспитатель: Все верно, молодцы! Ребята, чтобы осуществить покупки, нам нужны деньги. А какие существуют денежные единицы?
Дети: Монеты (медные) и купюры (бумажные).
Воспитатель: Верно! Ребята, а еще существуют специальные банковские карты, которыми тоже можно расплачиваться за покупки – это электронные деньги.
Показ наглядного изображения денег.
Воспитатель: Ну что, пойдем покупать товары! Подходим к 1 прилавку. Что вы видите на нем?
Дети: Крупы!
Воспитатель: Предлагаю Арине, Мише и Илье стать продавцами и пройти за прилавок (дети становятся за прилавок). Мне нужно купить крупы для приготовления обеда для гостей: гречку для каши, рис для плова, горох для супа. Перед вами стаканчик- возьмем его за условную меру измерения для круп. Для приготовления блюд мне понадобиться по 2 меры каждой крупы. Продавцы, отмерьте, пожалуйста (Дети-продавцы отмеряют крупы и высыпают в пакеты).
Воспитатель: Молодцы продавцы! У нас получилось круп равное количество в объеме. Ребята, а как мы еще можем измерить крупы?
Дети: Взвесить.
Воспитатель: С помощью чего можно взвесить?
Дети: С помощью весов.
Воспитатель: Какие единицы измерения веса вы знаете?
Дети: Граммы, килограммы, тонны.
Показ наглядного изображения весов и мер веса.
Воспитатель: Вот перед вами весы. Давайте взвесим. (Дети взвешивают крупы).
Воспитатель: Сколько весит гречка? Рис? Горох?
Дети: 80гр, 150гр, 200 гр.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, что мы видим: объем круп одинаковый, а вес разный.
Разминка:
Воспитатель: Наша ярмарка работает всю неделю. Давайте вспомним все дни недели и разомнемся. (Дети выполняют разминку)
В понедельник я купался (движение руками от середины в стороны (плывут)
А во вторник рисовал (круговые движения одной рукой)
В среду долго умывался (изображают умывание лица)
А в четверг в футбол играл (изображают удар по мячу обеими ногами поочередно)
В пятницу я прыгал, бегал, долго, долго танцевал (прыжки на месте на двух ногах, бег на месте, круговые движения)
А в субботу, воскресенье долго спал и отдыхал (руки под щечку, круговые движения обеими руками)
Воспитатель: Ребята, подходим ко 2 прилавку. Что вы видите на нем?
Дети: Молочные продукты!
Воспитатель: Предлагаю Полине, Даше и Данику стать продавцами и пройти за прилавок (дети становятся за прилавок). Мне нужно купить молоко для каши. Молоко жидкое. Ребята, в чем измеряется количество жидкости?
Дети: В миллилитрах, в литрах.
Воспитатель: Верно!
Показ наглядного изображения мер измерения жидкости.
Продавец: Сколько вам нужно молока?
Воспитатель: Не знаю, вот у меня есть банка под молоко, давайте разберемся, сколько же войдет туда молока. Для того чтобы измерить количество молока, что нам необходимо, как вы думаете?
Дети: Нужна мерка.
Воспитатель: Правильно. Мерки могут быть условными и разными. Я предлагаю сейчас взять за условную мерку бокал. И определить, сколько бокалов молока поместится в мою банку (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Сколько бокалов молока поместилось в банке?
Дети: 5 бокалов.
Воспитатель: А теперь за условную мерку возьмем стакан. И посмотрим, сколько стаканов молока поместится в такой же банке (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Сколько поместилось стаканов молока в банке?
Дети: 2 стакана.
Воспитатель: Ребята, почему в одну банку вы налили только 2 стакана – условной мерки. А в такую же банку 5 бокалов?
Дети: Потому что вместимость (объём) бокала и стакана разная. Бокал меньше по объему, чем стакан.
Воспитатель: Правильно! Вывод, чем меньше мерка измерения, тем больше число измерений. Чем больше мерка измерения, тем меньше число измерений.
Воспитатель: Ребята, вы уже назвали, что существуют общепринятые меры измерение жидкости - это литры и миллилитры. Давайте узнаем, сколько же литров или миллилитров молока вместится в мою банку при помощи мерного кувшина. На нем уже нанесены меры измерения в миллилитрах (Воспитатель выливает «молоко» из банки в мерный кувшин).
Воспитатель: Ребята, сколько же молока получилось?
Дети: 500 миллилитров или пол литра.
Воспитатель: Отлично! Теперь я смогу сварить кашу для гостей!
Воспитатель: Ребята, перед приходом гостей, я хочу украсить свой дом красивыми ковриками. Но для того, чтобы мне купить эти коврики на ярмарке, мне нужно узнать, подойдут ли они для комнат в моем доме. А для этого нам нужно узнать площадь ковриков.
Показ наглядного пособия измерения площади.
(Дети проходят и садятся за столы).
Воспитатель: Ребята, мы знаем, что мера измерения площади 1 квадрат. Посмотрите на доску. На ней ковер, который состоит из 12 квадратов. Значит площадь этого ковра 12 квадратов.
У вас на столах тоже есть коврики и квадраты. Прошу вас посчитать площадь своих ковриков (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Сколько площадь ваших ковриков?
Дети: 6кв, 9кв, 4 кв.
Воспитатель: Для того, чтобы понять, поместятся ли эти коврики в мои комнаты, нам нужно знать площадь комнат. Ребята, как вы думаете, что должно быть больше – площадь комнаты или коврика?
Дети: Площадь комнаты должна быть больше.
Воспитатель: Каждая моя комната 10 квадратов. Как вы думаете, подойдут ваши коврики для моих комнат?
Дети: Да!
Воспитатель: Правильно! Потому что площадь ковриков меньше площади комнат. Покупаю коврики!
Воспитатель: Ребята, мы совершили все покупки. Время, отведенное на них, закончилось. Мы все успели купить за пол часа (30 мин). Теперь подойдем к кассе и расплатимся за покупки банковской картой. Спасибо вам, ребята, что вы мне помогли купить нужные товары на ярмарке.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам на ярмарке?
Что понравилось больше всего?
Что нового вы узнали?
Что было самым сложным?
А теперь каждый возьмет смайлик, который соответствует вашему настроению после ярмарки.