Ольга Тыртышникова
Конспект ООД для детей старшей группы «Растительный и животный мир водоемов города Павловска»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнение и расширение знаний и представлений детей о животных и растениях водоемов,систематизация экологических знаний.
Задачи:
1. Обучать умению выделять взаимосвязь между растениями и животными водоема. Формировать умения выделять цепочку взаимосвязи растений и животных водоема.
Публикация «Конспект ООД для детей старшей группы „Растительный и животный мир водоемов города Павловска“» размещена в разделах
2. Развивать экологические представления взаимодействия растений и животных водоёма. Развивать зрительное и слуховое восприятие, речь, творческое воображение, память, внимание, мышление, самостоятельность в разных видах деятельности.
3. Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к богатствам природы. Побуждать детей к сопереживанию, воспитывать желание помочь другому.
Ход ООД:
Воспитатель обращает внимание детей на глобус. Что это? (Глобус). Это макет нашей планеты земля. Где на земле живут люди? (на суше).
-Какими цветами на земле обозначена суша (коричневым, желтым, зелёным). Какого цвета на глобусе больше всего? Что обозначается голубым цветом? (Водоёмы) Назовите водоёмы.
-А какие водоемы есть в нашем городе?
-Сегодня мы с вами попробуем заселить наш макет водоема животными и растениями. (Дети сами расселяют жильцов водоема, а потом обсуждают, кого куда поселили).
Отгадайте загадку и узнаете,кто будет первым жильчом нашего водоема :
Где же вы её найдёте?
Ну конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!» (Лягушка)
Лягушку можно увидеть не только у воды, в воде она откладывает яйца, из которых и появятся на свет мальки.
-А чем питается лягушка (мухами, жуками, стрекозами, комарами). Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью.
-А кто питается лягушками (Цапля)
Цапля - это птица довольно крупного размера с длинными ногами. Она тщательно за собой ухаживает. Питаются цапли рыбой, лягушками, раками, ящерицами, различными насекомыми. На зиму цапли улетают на юг. Прилетают в середине весны.
- А теперь немного отдохнем (динамическая пауза).
На речушке две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались.
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись.
И обратно возвращались.
Молодцы!
-Послушайте след. загадку:
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
Стрекоза очень прожорлива, и весь день ее занят погоней за насекомыми, которых она ловит прямо на лету. Поедая насекомых-вредителей, стрекоза приносит человеку большую пользу. А вот личинки стрекоз живут в воде.
Давайте с вами представим, что мы стрекозы.
Динамическая пауза
Утром стрекоза проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз - водой она умылась,
Два– изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
Игра: «Четвертый лишний в нашем водоеме».
Воспитатель: Давайте, подумаем, кто живет в водоеме?
1. Водомерка, ежик, божья коровка, корова.
Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки. У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали. Водомерка - насекомое. Живут у водоемов, они на своих лапках, когда встают на воду не тонут, потому что так устроены. Они очень легкие.
2. Утка, петух, попугай, снегирь.
Для уток водоемы служат основным домом, в котором они живут длительный срок, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края. Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей - это, камыш, осока.
- А какие еще растения мы можем встретить на водоеме?
Кубышка желтая
Кубышка желтая украшает многие пресные водоёмы. Корни кубышки прикрепляются ко дну водоема, а её широкие листья и желтый цветки плавают на поверхности.
Ряска – крошечное растение, плавающее на поверхности воды. Каждый, кто бывал летом возле озер, прудов или старых канав с водой, видел это растение, плотным изумрудным ковром затягивающее поверхность воды. Корни ряски не доходят до дна и разрастаются прямо в воде. Ряска очищает водоем от углекислого газа и обогащает воду кислородом. А еще этой травой любит лакомиться рыба, водоплавающие птицы.
3. Бобер, белка, хомяк, бык.
Бобр живёт по берегам рек и озёр. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины.
4. Рыба, верблюд, медведь, собака.
На дне речном нас встречают хозяева. Кто это? (рыбы)
- Какие из этих рыб вам знакомы? (ребёнок, называющий рыбку, выходит к доске и показывает её).
-Ребята, смотрите, рыбки спрятались, а показываться больше не хотят.
Почему как вы думаете?
Конечно, они кого – то испугались. Как вы думаете, кого?
Конечно тех, кто ловит рыбу. Как называются те, кто ловит рыбу? (рыболовы)
-А вы хотите поиграть в игру рыболовы (дети поочереди ловят рыбу и называют ее)
- Но только всех пойманных рыб мы будем обратно возвращать в наш водоем.
Проводится игра «Рыболовы»
Щука- хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. Но в первую очередь она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.
Окунь - полосатый красавец. У него красные плавники. Он хоть и небольшой по размеру, но он хищник питается мелкой рыбой.
Карась питается растениями и личинками насекомых
Карп также больше питается растительной пищей, особенно камышами, но не откажется и от мелких рыбешек, мальков, рачков, червячков.
-Они одинаковые или разные? (разные)
Но всё – таки у них есть что-то общее. Что?
(Форма тела – вытянутая, похожа на капельку, для того, чтобы легко было плыть.
Тело покрыто чешуёй, а каждая чешуйка смазана жиром – чтобы рыбе было легко скользить в воде.
Есть хвост для того, чтобы разворачиваться.
Есть плавники: верхний – не даёт рыбе переворачиваться в воде, нижние – помогают рыбе плыть ровно.)
- Ребята, а что рыбы делают зимой?
Правильно, они опускаются глубоко, на самое дно, чтобы не погибнуть от мороза, который превращает воду в лёд. Когда река замерзает, то воздуха в ней становится мало. И тогда люди приходят на помощь.
-Как люди могут помочь в этой ситуации рыбам?
Они прорубают во льду проруби, отверстия, через которые под воду проходит воздух. И тогда рыбы плавают, веселятся и играют.
- Давайте поиграем вместе с ними.
Рыбки плавали, ныряли (дети имитируют движения плавающих рыбок)
В чистой, светленькой воде.
То сожмутся (присесть, сжаться, разожмутся (разжаться, встать,
То зароются в песке (присесть, изобразить, как рыбки зарываются в песок).
- Сегодня мы познакомились всего с несколькими рыбами, а их в водоёмах очень много и о них можно узнать много интересного. Как? ( варианты: спросить у взрослых, прочитать в книге, посмотреть фильм о рыбах, найти в интернете вместе с родителями)
- А теперь следующая загадка:
ползает наоборот,
задом наперёд.
Всё под водой
хватает клешнёй (Рак).
Раки обитают в пруду с чистой водой на илистом дне. Здесь под корягами, камнями, корнями подводных растений они роют норки. Рак активен ночью. В случае опасности он пятится назад.
По узкой дорожке,
голова да рожки.
Кто так медленно ползет,
на себе свой дом везет? (улитка).
Улитка - прудовик передвигается очень медленно. Живя среди зарослей растений, он соскабливает кожицу с поверхности листьев, а также поедает икру рыб, упавших в воду мух.
- Ребята, а как вы думаете, есть ли связь растений и животных водоема? Какая? А нужны ли растения и животные водоема друг другу? А попробуйте, найти взаимосвязь комара с другими обитателями водоема.
комар — лягушка — цапля
кувшинка – рыба - лягушка
червячок — рыбка — чайка
водоросли — улитка — рак
-Вот и мы вернули обитателей водоема на свои места. Какой красивый у нас получился водоем. Молодцы, ребята, вы дружно справились с заданиями.
-А сейчас нам предстоит спуститься на речное дно и обследовать его. (дети имитируют одевание водолазных костюмов, подходят к реке из голубой ткани)
(Воспитатель поднимает ткань).
Мы спустились с вами на дно реки. Посмотрите все ли предметы речные? Найдите лишние. Хорошо ли живется речным животным среди банок и пакетов? Что нужно сделать, чтобы река стала чистая? (собрать мусор).
В ведро для мусора дети бросают мусор. Обратить внимание на то, как стало без мусора чисто и светло. Спросить у детей, как надо себя вести, чтобы природе не нанести вреда.
Рефлексия.
Воспитатель показывает блестящую коробочку.
- А в этой коробочке лежат вам подарки на память от рыб. Но сначала нужно
открыть коробочку.
Пальчиковая гимнастика «Замок».
На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?
Постучали, покрутили, потянули и открыли.
- Здесь лежат медали. Чтобы получить медаль, нужно рассказать, что
запомнилось сегодня на занятии (дети говорят, воспитатель награждает).