Любовь Кузьмина
Конспект занятия «Растительный и животный мир зоны арктических пустынь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о географическом положении зоны арктических пустынь, об особенностях климата.
2. Формировать знания о растительном и животном мире.
3. Коррекция мышления путем использования операций сравнения и обобщения, составление логической цепи.
4. Воспитывать интерес к предмету через разнообразные формы работы.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия „Растительный и животный мир зоны арктических пустынь“» размещена в разделах
- Компьютерная презентация «Растительность и животные зоны арктических пустынь»; выводы № 1,2,3; иллюстрации животных; гербарий.
Технологии, использованные на уроке:
1. Информационно-коммуникативная технология (Автор Роберт И. В.) Использование ИКТ на различных этапах урока: объяснение нового материала, закрепление, в качестве информационно наглядного пособия.
2. Коррекционно – развивающие технологии (Авторы В. В. Воронкова, Т. М. Лифанова, Е. Д. Худенко) Педагогическая коррекция направлена на устранение пробелов в знаниях, усвоении отдельных учебных разделов.
3. Технология на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (Автор В. Ф. Шаталов) Материал вводится крупными дозами. Поблочная компоновка материала. Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов
4. Здоровьесберегающая технология. Практические упражнения и релаксация для глаз по У. Г. Бейтсу и М. Д. Корбет
Ход урока:
I. Орг. момент
II. Повторение ранее изученного материала.
1. Моделирование.
- Наш урок начнётся необычно. Вначале мы займёмся моделирование.
- От чего зависит изменение климата? (от угла падения солнечных лучей)
- Под каким углом падают солнечные лучи на северном полюсе? (они скользят)
Схему изобразить на доске.
- Покажите зону арктических пустынь на карте (табличка ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ)
2. Составьте рассказ по опорным словам
- суровый
- t -40
- толщина льда 3-4 метра
- сильные метели и снежные бури
- полярная ночь
полярное сияние
- полярным днём
- Мы с вами кратко описали климат этой природной зоны (табличка КЛИМАТ)
III. Объяснение нового материала
- Какой вывод можно сделать из нашего рассказа о растительности этой зоны?
- Вывод: В суровых условиях зоны арктических пустынь растительность в виде травы, кустарников, деревьев расти не может.
- Да климат очень суровый, но на юге этой зоны всё таки снег кое где тает и на несколько недель появляются растении. Вспомните, какое растение любит прохладу и влажность?
Слайд № ___(мох, лишайник)
- А что происходит под водой?
Слайд № ___(схема)
- Толщина ледяного покрова 3 – 4 метра. Чем служит этот лёд? (крышкой, заслонкой от морозов)
- Во всём ли океане одинаковая t воды? Нет, вода на поверхности холоднее, т. к. её остужает лёд, а у дна теплее. Может ли быть резкий перепад t воды? Нет, t воды постоянно.
- Давайте сделаем вывод. Может ли быть растительность в океане? На дне океана растут водоросли, т. к. t воды постоянна и не выше 0 (+1, +2).
Слайд № ___(водоросли)
- Вопрос для сообразительный. В каком море разнообразия и количество водорослей будет больше? (Баренцевом, Гольфстрим)
IV. Закрепление
- Каких животных будет больше сухопутных или морских?
Слайд № ___
- Давайте знакомиться с обитатели океана (морские животные) :
I. Китообразные обитатели морей:
1. Белухи – длина 6 м, белого цвета, без спинного плавника.
2. Нарвалы – пятнистый окрас, у самцов на морде костяной бивень
Слайд № ___
II.Обитатели морей. Ластоногие:
1. Морж (вес = 2т, длина до 4 м)
2. Тюлени
- Морские котики
- Нерпа (вес = 10 кг)
Слайд № ___
- Скажите, а что делают здесь моржи? (лежат) Как можно назвать это место? Лежбище скопление ластоногих на берегу.
Слайд № ___ (физ. минутка + песня из мультфильма)
Физ. Минутка. Гимнастика для глаз под музыку «Колыбельная Умке»
- О каком животном говорилось в песне? (о медведе)
Слайд № ___
Сухопутное животное (живёт на суше, но пищу добывает в воде)
Белый медведь – хищник; рост 3 метра; на лапах специальные перепонки для удобного плавания. Занесён в Красную книгу.
- Чем питается это животное? (рыбой и морскими животными)
- Как медведь приспособился к суровому климату? (толстый слой жира, белый цвет)
- Как вы думаете, все ли животные приспособлены к такому климату как медведь? (да, но есть и другие средства защиты от холода)
Работа с учебником стр. 44, зачитаем по цепочке отрывок.
- Давайте скажем своими словами, как же животные и птицы приспособились к арктическому климату.
1. Густой, длинный мех и очень плотное оперение.
2. Толстый слой жира.
3. Небольшие размеры выступающих частей тела.
4. Имеют белую или очень светлую окраску. (таблица на доске)
IV. Закрепление изученного.
- А сейчас я посмотрю, как вы поняли нашу тему урока. У меня есть 2 таблички:
СУХОПУТНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
МОРСКИЕ ЖИВОТНЫЕ
- и иллюстрации животных. Вы должны распределит, какие животные относятся к сухопутным, а какие к морским.
белуха белый медведь
морской котик
морж
тюлень
- Чем будут питаться все эти животные? (морской пищей)
- Почему они не питаются травой? (её там нет)
- Вместо травы на южной границе этой зоны что растёт? (мох, лишайники)
- У меня есть гербарий /засушенные растения/, но они все перепутаны. Помогите отобрать нужные растения. (прикрепляются на доску к выводу 1)
V. Итог урока
- Посмотрите в целом на оформление доски. И скажите, можно ли из этих данных выбросить хоть один раздел? (нет)
- Почему? (из каждого раздела вытекает последующий)
- Мы с вами сообща построили логическую цепь которую разорвать невозможно.
-Давайте с вами проговорим, из чего что следует.
- Умея определять географическое положение и зная как падает солнечный луч в это место, вы всегда смежите предположить какой климат будет в это месте, и что ожидать от растительного и животного мира.
VI. Дополнительно.
Слайд № ___
Сейчас я прочитаю Вам рассказ, в рассказе спрятались ошибки, Вы постарайтесь их найти. Кто найдет - поднимает руки. Смешной рассказ.
У мамы кенгуру родился сынок, и решила мама показать малышу мир. Поскакала она в Арктику. Смотрит, перед ней тюлень идет на задних лапах. Жарко было очень + 27 градусов и мама-кенгуру спряталась подтень тополя. И тут её встречает белая медведица с медвежонком, медведица пригласила новых гостей в свою берлогу - в дупло на старом дереве, там медведица угостила их свежескошенной травой и пельменями. Наступила ночь и все вместе легли спать. А утром мама кенгуру нашла большую высокую пальму с бананами и нарвала их для деток. Время шло, кенгуру решили вернуться домой, распрощались они с новыми друзьями и поскакали домой.
Слайд № ___
Кроссворд. "Растения и животные Арктики".
1. Крупное морское животное, у которого есть клыки-бивни.
2. Многочисленные подводные растения.
3. Опасный хищник зоны арктических пустынь.
4. Море Северного Ледовитого океана, в которое проникает тёплое течение.
5. Как называется это течение.
6. Морское животное Арктики.
Слайд № ___
Четвертый лишний.
• Мхи, береза, лишайники, водоросли.
• Белый медведь, тюлень, панда, морж.
• Кайра, гагара, гага, попугай.
• Птичий базар, лежбище тюленей, птичий рынок, семья белых медведей.