Шолдя Ольга
Методическая разработка проекта для старшей группы «Животный мир Африки и Арктики».
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Югыдъягский детский сад № 1 «Сказка».
Методическая разработка проекта на тему
«Животный мир Африки и Арктики».
Выполнение:
Воспитатель - Шолдя
Ольга Петровна.
Республика Коми,
Усть – Куломский район, п. Югыдъяг.
Содержание.
1. Введение…. 3
1.1. Цели и задачи…4
1.2. Планируемые результаты…5
2. Содержание проекта
2.1. Организационно-подготовительный этап….6
2.2. Основной этап…. 6
Публикация «Методическая разработка проекта для старшей группы „Животный мир Африки и Арктики“,» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Проекты
- Животные севера. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
2.3 Совместная деятельность педагога с детьми. Перспективное планирование по реализации данного проекта. ….7
2.4. Заключительный этап….10
3. Литература….11
Приложение…1
1. Введение.
Актуальность.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования знаний. При ознакомлении детей с животным миром решаются в единстве три воспитательные задачи: формирование знаний о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Проблема.
Идея возникновения данной работы появилась после того, как однажды вечером ребята моей группы рассматривали журнал, в котором были представлены иллюстрации с изображением животных Северного Полюса и животных Африки. Я обратила внимание на то, что дети знают названия большинства животных, но недостаточно хорошо знакомы с их средой обитания, питанием, приспособлениями к условиям жизни. В связи с этим я решила провести в нашей группе краткосрочный проект по теме «Животный мир Африки и Арктики».
1.1Проект «Животный мир Африки и Арктики».
Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.
Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатель.
Срок реализации проекта: краткосрочный (2 неделя) с 18.04.16 по 29.04.16.
Цель проекта: создать условия для организации совместной деятельности детей, педагога и родителей для формирования знаний дошкольников о животных севера и юга.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей представление о животных севера и юга;
- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
Развивающие:
- развивать умственные операции сравнения и обобщения;
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
- развивать умение составлять рассказы о животных.
- приобретение детьми опыта исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональное отношение к животным севера и юга.
- воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Формы и методы работы: беседа, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, дидактические игры, просмотр видеофильмов, призентаций, рисование, лепка, аппликация.
Необходимое оборудование: Наглядный материал: открытки, фотографии и иллюстрации репродукции картин с изображением животных севера и юга. Стихи и загадки, литературные произведения о животных Карандаши, фломастеры, восковые мелки, ватман, цветная бумага, ножницы, клей. Компьютер, проектор, фотоаппарат.
1.2 Планируемые результаты:
- Дети будут:
- Знать и называть животных Арктики и Африки, среду их обитания
-Знать особенности внешнего вида, характерные повадки африканских животных и животных Арктики.
-Уметь подбирать интересный познавательный материал
-Уметь подбирать прилагательные, глаголы к существительным, обозначающим животных
-Владеть обобщающим понятием «Животные Африки», «Животные Севера»
-Составлять совместно с родителями сказки и рассказы об этих представителях фауны.
-Уметь с помощью различного материала для детского творчества находить оригинальные решения в создании поделок животных.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Содержание этапов проекта:
Проект, включает три этапа:
1. Организационно - подготовительный; 2. Основной этап;
3. Заключительный;
2.1. Организационно-подготовительный этап.
• Информирование родителей о предполагаемом проекте;
• Выявление знаний детей на данную тему;
• Определение темы, цели, задач проекта;
• Прогнозирование результатов;
• Создать условия для организации совместной деятельности детей, педагога и родителей для формирования знаний дошкольников о животных севера и юга, развивать умение составлять рассказы о животных.
• Сбор материала о животных севера и юга для детей старшего возраста;
• Подготовка оборудования методических материалов для реализации данного проекта;
• Определение содержания работы в этом направлении;
• Перспективное планирование проекта;
• Организация развивающей среды;
2. 2. Основной этап.
• Закрепить знания детей о животных севера и юга;
• Проведение интегрированных занятий, дидактических игр по теме, игр ситуаций;
• Экологические беседы;
• Чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц;
• поговорок, сказок о животных севера и юга;
• Рассматривание картин, иллюстраций с изображением животных;
• Подбор мультфильмов по теме;
• Творческая работа – оригами, рисование, лепка, аппликация;
• Работа с родителями;
• Создание книги энциклопедии - «Зоопарк»
• Составление творческих рассказов;
2.3. Совместная деятельность педагогов с детьми.
Перспективное планирование проекта
Социально –коммуникативное развитие
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Сюжетно-ролевые игры:
«Зоопарк». Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
«Ветеринарная лечебница». (расширение словаря за счет профессиональных терминов)
Совместные игры «Зверинец», «К нам приехал цирк»
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Изготовление альбома с изображением животных крайнего севера, жарких стран
Формирование основ безопасности. Безопасность.
Беседа на тему: «Как правильно вести себя в зоопарке».
Обучение детей в игровой ситуации общению с животными: близко к клетке не подходить; не кричать животных не дразнить, не пытаться кормить с рук, в клетку ничего съедобного не бросать, чтобы не нарушить режим питания животного.
Познавательное развитие Ознакомление с миром природы «Увлекательное путешествие в Арктику».
Цель: Закрепить и расширить знания детей о животных севера.
«Путешествие в Африку».
Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка.
Просмотр познавательных мультимедиа презентаций.
Цель: развитие познавательного интереса, любознательности.
Рассматривание энциклопедий.
Цель: развитие познавательного интереса, любознательности.
Беседа после проведения экскурсии: что видели в зоопарке? что особенно запомнилось, какие правила поведения с животными дети запомнили.
Наглядно-дидактический материал: настольно - печатные («Кто где живет?», «Четвертый лишний», «Чей это домик?», «Части тела», дидактические игры («Найди животное по описанию», «Кто больше?», «Где чьи детки?
Речевое развитие Развитие речи НОД «Гномик в гостях у ребят».
Цель: расширение и активизация словаря по теме.
Свободное общение: «Как приспосабливаются к жизни животные севера и юга?», «Почему животные жарких стран, не могут жить на севере?», «Почему животные севера не могут жить в жарких странах?»
Художественная литература Чтение художественной литературы:
Г. Остер «Бабушка Удава», «Привет мартышке»; В. Маяковский «Что ни страница,- то слон, то львица», О. Перовская «Тигрёнок Васька», С. Козлов «Львёнок и черепаха».
Сказка Г. Х. Андерсена «Снежная королева», чукотская сказка «Белый и бурый медведь», ненецкая сказка «Кукушка», бурятские сказки «Волк — простофиля», «Снег и заяц», «Хвастливая сабочонка», якутские сказки «Мышонок и олененок», эскимоская сказка «Ворон-обманщик»
Интегрированная деятельность: чтение, обсуждение, заучивание стихов.
Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность Рисование на тему «Белые медведи».
Цель: закреплять умение детей обводить по контору трафарет, правильно пользоваться кистью при рисовании, продолжать учить детей использовать метод разбрызгивания при рисовании.
Лепка «Морж».
Цель: Развивать интерес детей к лепке предметов состоящих из нескольких частей, учить делить кусок пластилина на нужное количество частей. Развитие мелкой моторики.
Лепка «Топают по острову слоны и носороги» (лепка).
Цель: Создание образов крупных животных на основе общей исходной формы. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приёмы лепки для создания выразительного образа.
Рисование «Слон», «Детки в клетке».
Конструирование из бумаги.
Физическое развитие Физическая культура П/и сюжетного содержания («Найди детеныша», «Кто быстрее», «Найди пару», «Охотники и звери»)
Физкультурный досуг: «Путешествие в Африку».
Совместная деятельность педагогов с родителями.
- Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».
- Попросить у родителей принести вырезки из газет и журналов с изображением животных по теме (помощь в создании альбома).
- Дать задание родителям найти необходимую информацию с описанием животных Арктики.
Совместная деятельность родителей с детьми.
- Домашний просмотр мультфильмов (Умка, Мадагаскар, Снежная королева, Король лев и т. д).
- Чтение художественной литературы дома.
2.4. Заключительный этап:
• Обсуждение результатов проекта;
• Проведение занятия – развлечения «Африканские Северяне»;
• Представление результатов: альбомы «Зоопарк».
В процессе проведения данного проекта дети проявили познавательный интерес. Данный проект дал возможность каждому ребёнку не только получить знания, но и развивать творческие способности, коммуникативные навыки, приобретать знания из различных источников принять участие в опытно-экспериментальной деятельности. Реализация этого проекта способствовала сближению родителей, детей и педагогов.
Литература:
Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2005. – 240 с.
Голубчикова В. Д. Акрктика мой дом. Полярная энциклопедия. - М. : Государственное унитарное предприятие «Северные просторы», 1998.
Дыдымова О. В. Перевод с анг. Самые невероятные факты. 2-е изд. – М. : ЭКСМО, 2015. – 160 с.
Колдина Д. Н. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М. : Издательство «МОЗАИКА_СИНТЕЗ».- 64 с.
Карганова Е., Ордынская М., Сендерова Н. Большая книга обо всём на свете. Энциклопедия для самых маленьких. - М. : Издательство «АСТ», 2003.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М. : Издательство «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 208 с.
Скляр С. С., Новак Е. В. Большая иллюстрированная энциклопедия знаний: пер. с англ. - М. : ЗАО «БММ», 2011.- 208 с.
Степанов В. А. Животный мир земли. Стихи для младшего школьного возраста. – М. : ООО Издательство «Фламиного», 2002.
Приложение.
(Открытое НОД для воспитателей)
«Увлекательное путешествие в Арктику». Конспект НОД по формированию целостной картины мира для старших дошкольников.
Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, коммуникация, музыка.
Виды детской деятельности: продуктивная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Цель: Закрепить и расширить знания детей о животных севера.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с особенностями природы Крайнего Севера Земли; расширение и закрепление знаний о животных Арктики, их детенышей, внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные повадки. Развитие познавательного интереса.
Обогащая словарь лексико-грамматическими формами языка.
Расширять словарь детей по теме северные животные, активизировать фразовую речь.
Развивающие: развивать связную речь детей, учить пересказывать небольшие рассказы о животных, развитие познавательного интереса, развитие логического мышления и памяти.
Воспитательные: воспитывать любовь к животным, бережное отношение к ним.
Методы и приёмы: Игровой, словесный, просмотр призентации о животных Арктики, прослушивание аудиозаписи, использование наглядно-предметных картинок, практическое выполнение заданий, опыты-эксперименты, поощрение, рассказ воспитателя.
Планируемые результаты: умеет поддержать беседу о природе, высказывать свою точку зрения, рассуждать, давать необходимые пояснения, выражает положительные эмоции (радость, удивление, восхищение) ; интересуется изобразительной детской деятельностью.
Материалы и оборудование: проектор, компьютер, «самолёт», бинокли, тарелочки с водой, чашечки с растительным маслом, салфетки. подносы с цветными карандашами, клеем, клеенками, ножницами. Мольберт, на котором закреплены два листа с названиями Северный полюс и Африка. Аудио запись северного ветра, полёт самолёта, музыка из передачи «В мире животных».
Содержание организованной деятельности детей
1. Игровой момент.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Посмотрите ребята к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся и им тоже, таким образом, поприветствуем их.
- Cегодня утром я включила телевизор и увидела интересную передачу. В ней рассказывалось о крае где круглый год холодно и где вечная мерзлота, где живут белые медведи. Этот край называется Арктика.
- Показывается фотография земного шара с видом этого края. Обсуждается с детьми, что на фото эта часть выглядит белой из-за снега и льда.
- Ребята, а как вы думаете какая она эта Арктика? (ответы детей)
- Как вы думаете, какая там температура? (ответы детей)
- Ребята, а не хотите ли вы, отправится в увлекательное путешествие туда
Где царство холода, снега и льда!
- Как вы думаете, на чём можно туда добраться? (Ответы детей: вертолёт, корабль, самолёт и т. д).
- А какой транспорт самый быстрый из тех, который вы перечислили?
(самолёт).
- Ребята, а что мы возьмём с собой в наше путешествие (ответы детей).
- Итак, летим на самолёте! Прошу вас занять свои места (дети проходят на свои места).
Физминутка:
- Наш самолет готов? — готов. Контакт есть? — есть контакт! Одеть шлемы - есть одеть шлемы! Пристегнуть ремни - есть пристегнуть ремни! До полета осталось - 5,4,3,2,1-Взлет!
Наш полет проходит нормально! Мы почти с вами прилетели.
-Давайте я посмотрю в подзорную трубу, а вы в бинокли, что у нас внизу. Знаете - там сплошная белая пустыня. Слайд 2. Видите. Давайте остановимся здесь. Наш самолет садится. Готовимся к посадке.
- Какой сильный и холодный ветер, кругом огромные льдины. Куда мы с вами попали? (включение аудиозаписи сильного
ветра и показ картинки и названия «Северный полюс»)
- Ой, как холодно! Давайте тепло оденемся, закутаемся, согреем наши ладошки
(потереть ладони рук и разогреть их)
Мы оказались на Северном полюсе. Северный полюс-это центр северного ледовитого океана, а Северный ледовитый океан и прилегающие к нему земли называются Арктикой – это белоснежное царство снега, холода и льда. Слова Арктика в переводе с греческого означает «медведь».
- А вы знаете, что полгода в этих краях солнце не появляется на небе? А другие полгода оно не заходит за горизонт? Лучики солнца попадают туда всего лишь по касательной, то есть они как бы скользят по поверхности, но не греют ее. К тому же, солнечные лучи практически полностью отражаются от ледяных поверхностей.
- А у нас с вами так же? (ответы детей о том, что о нас солнце каждый день встает и каждый день садиться за горизонт). Давайте ребята мы с вами чтобы согреться поиграем в игру.
«Льдинки, ветер и мороз» Дети встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь, дзинь» Делают хлопок на каждое слово: вначале в свои ладоши, затем в ладоши своего товарища. Хлопают и говорят: «дзинь, дзинь» - пока не услышат сигнал «Ветер». На этот сигнал дети разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз» дети возвращаются в пары и берутся за руки.
- Какие явления природы можно наблюдать в Арктике? (дети называют явления природы: метель, снегопад и т. д.)
А сейчас я вам загадаю загадку:
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный,
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.
(Северное сияние)
После выслушивания ответов детей, педагог показывает картину с северным сиянием.
Далее педагог задает вопрос: ребята, как вы думаете, бывает ли в Арктике лето? (ответы детей). Как вы думаете, какое лето в Арктике? Могут ли расти деревья и травы, жить животные? (ответы детей).
Показ слайда 3,4,5 «Природа Крайнего Севера» и рассматривает скудную растительность. Делаются выводы, что деревья низенькие маленькие, трава редкая. Одной из самых холодных и заснеженных частей света считается именно Арктика. Именно поэтому в этой области растительный мир представлен лишь мхами, травами, лишайниками и сорняковыми злаками. Здесь низкие температуры даже летом. Летом здесь температура редко поднимается выше нуля градусов. Климат Арктики известен своей суровостью. Это обуславливает столь скудное разнообразие флоры. В арктической зоне нет деревьев или елей, только карликовые кустарники. Большую часть суши занимает безжизненная пустыня. Единственным цветущим растением является полярный мак. Слайд 6.
- Животный мир чуть более богат видами.
Далее педагог загадывает загадки, показ слайдов картинки тюленя, моржа, северного оленя, белого медведя. (Рассказы детей (которые они подготовили с родителями дома) о каком либо животном).
Толстый в складку богатырь
В ластах и безуший.
Ковыряет с дна морского
Раковин покушать.
У него клыки, как сабли,
Мех короткий, но густой
Угадайте –ка ребятки,
Что за богатырь такой. (Морж) Слайд 7. Ярик (рассказывает о морже)
В дальних северных морях,
На арктических полях,
Я охочусь день-деньской,
Крики чаек надо мной;
Я ныряю целый день,
А зовут меня - (тюлень) (Рома) Слайд 8.
Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный – (олень? (Ксюша И.) Слайд 9.
Между рассказами проводится физ. минутка «Животные Севера»
По ледяной пустыне,
Медведица идёт (имитируют движения)
За нею медвежата
Торопятся вперёд
Трещит мороз жестокий. (руками обнимают себя)
Повсюду снег и лёд. (повороты)
По полынье холодной
За нерпой морж плывёт. (плавательные движения руками).
Бегут, спешат олени (бег на месте с подниманием колен)
Им виден путь едва
Над ними тихонько кружит Полярная Сова. (поворот вокруг себя с поднятыми руками).
Хвост поджав, во льдах ночует,
Вынося мороз любой,
И по северу кочует
В тёплой шубе голубой (песец). Кристина. (Слайд 10).
Длинный мех бел, как снег.
Ест тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец
И заботливый отец.
Трёхметровый великан,
Весит тыщу килограмм!
И в любую непогоду
Спрячет деток он в берлогу (медведь) Ксюша Б. (Слайд 11).
- Когда медведь вылезает из воды он хорошенько встряхнулся, и брызги полетели во все стороны. Как вы думаете почему медвежьи лапы не примерзают ко льду? Потому что они меховые и мех длинный пропитан жиром, поэтому вода не остается на лапах. Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, мы проведем опыт.
- А теперь скажите, почему белый медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на сильный мороз и не болеет никогда простудой? Хотите, открою секрет белого медведя?
Опыт.
В емкость с водой опустим руку и сразу же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно, она – мокрая, т. е. покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их маслом (т. е жиром). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? (вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками) и если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь объясните случай с белым медведем. (ответы детей) А кто еще из животных использует эту хитрость? (водоплавающие птицы)
- Также в Арктике обитают Леминги, полярные волки, зайцы, овцебык, снежная коза, снежный баран. (Слайды 12-17)
Самыми многочисленными жителями бескрайних просторов сурового Севера являются птицы (розовая чайка, кайра, северная утка, полярная сова). (Слайд 18).
Составляется описательный рассказ животных. Делаются выводы, что животные приспособлены к суровым условиям (морж и тюлень из-за толстого слоя жира, белый медведь и северный олень покрыты мехом, который защищает их от холода). С каждым годом их становится меньше, исчезают виды животных. Поэтому мы должны заботиться, охранять их, не загрязнять моря и океаны.
- Ну что ребята вы замёрзли. Отправляемся обратно в наш любимый детский сад.
- Посмотрите ребята, а здесь нас кое-что ждёт (мольберт с изображением Арктики и Африки).
- На этих изображениях материков не хватает животных, которые там живут.
Вам необходимо выполнить задание: раскрасить животных, вырезать и приклеить их туда, где их место обитания. (Самостоятельная работа детей по музыку из передачи в мире животных).
Подведение итогов
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Куда мы с вами сегодня летали на самолете? Что вам запомнилось? Что вам больше всего понравилось? А что не понравилось? Что вы нового узнали? Не забудьте, ребята, что мы не должны животных обижать, а должны о них заботиться! Презентация к занятию