Людмила Ширнина
Конспект ООД для детей старшей группы «Наступила весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умений связно высказывать свои мысли, составлять небольшой рассказ на определенную тему, используя технологию моделирования.
Задачи:
Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы,
отвечать на них,
Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных, углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Развивать логическое мышление, память.
Воспитывать бережное отношение к животным, птицам, растениям.
Оборудование:
Публикация «Конспект ООД для детей старшей группы „Наступила весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
карточки для проведения дидактических
игр и для составления коллективного рассказа, отражающие изменения, происходящие в природном окружении весной;
мнемотаблицы;
плоскостное изображение березы;
аудиозапись «Голоса птиц»;
круг с лентами;
Содержание ООД:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте поздороваемся.
А теперь:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Ребята, сегодня в нашей группе я обнаружила вот этот сундучок. Что в нём мы узнаем, если соберём и прочитаем слово – (на столе буквы – слово КНИГА – на карточке буква и цифра)
Воспитатель:
Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Ответы детей).
(Дети с воспитателем садятся на ковер и читают сказку)
Воспитатель: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень.
Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето, и три месяца —Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»
Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в сундучке лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей –«Солнце» - если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).
Воспитатель: «Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель:
Слово спряталось куда – то,
Слово спряталось и ждёт, кто найдёт его, ребята,
Ну – ка, кто его найдёт?
(Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает фразу, а дети должны ее закончить)
Солнце желтое, как. (одуванчик).
Красное, как… (помидор)
Солнце круглое, как. (мячик).
Солнце ласковое, как. (бабушка, мама).
Солнце румяное, как. (блинчик).
(показ солнышек – красное, жёлтое, белое)
Воспитатель: утром, когда солнце проснулось оно жёлтое, днём белое, а вечером перед закатом красное. Есть приметы – если зимой на закате солнышко очень красное – значит быть сильному морозу, если весной, летом, осенью на закате солнышко красное – значит будет сильный ветер)
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей).
Конечно, нет!
Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?
(Воспитатель обращает внимание детей на то, что в сундучке есть еще карточки – загадки.)
Воспитатель: Ребята, а ведь у весны есть три брата – месяца, которые приходят на смену друг другу по очереди.
Какой первый месяц мы узнаем, если загадку отгадаем:
Снега меньше, он уж тает,
И подснежник расцветает.
Открывать весну он рад.
Радостный, журчащий (март).
- В старину этот месяц называли капельник, протальник. Почему? (ответы детей) – найдите картинки, на которых признаки первого месяца и выставите их.
Воспитатель: «Я, думаю, что эти карточки помогут нам с вами придумать продолжение сказки. Посмотрите внимательно на них и скажите: Как же Солнце помогло весне?» Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать. Начал таять снег. Потекли ручьи. Зазвенела капель.
Воспитатель: «А что же было дальше?»
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? – апрель.
Этот месяц в старину называли водолей, снегогон. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
(Воспитатель выставляет карточки с изображением веток с набухшим почками, и лопнувшими)
Ответы детей: Вода напоила землю. На деревьях набухли почки. (Воспитатель выставляет карточки с изображением первых цветов)
Воспитатель: «Но еще раньше, чем появились листочки, появились из - под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать-и-мачеха.
А потом уже зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях. У нас под березой тоже появились первые цветы на проталине».Дети рассматривают карточки с признаками ранней весны.
(мнемотаблицы)
Воспитатель выставляет изображение березы весной и с помощью детей закрепляет карточки с изображением цветов под изображением березы.
Воспитатель: «А что же еще произошло весной? Появились насекомые. Какие?
(Ответы детей: Гусеницы. Жуки. Муравьи. Мухи)
Воспитатель: «А как вы думаете, кто этому обрадовался?».
(Ответы детей: «Птицы»)
(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
Воспитатель: «Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите?»
(«Птичье пение»).
Воспитатель: «А вы знаете, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? («Перелетные») Скажите, а почему осенью некоторые птицы улетают от нас в тёплые края?
Ответы детей:
Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло.
Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в теплых странах бодрствуют круглый год.
Воспитатель прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц к изображению березы.
Воспитатель: «Посмотрите, на нашей березе сидят птицы? Каких перелетных птиц вы знаете?»
(Ответы детей: Скворец. Жаворонок. Грач. Соловей)
Воспитатель: «А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой?
(«Строят гнезда – вьют гнёзда»)
Давайте поможем птичке построить гнездо.
(Проводиться пальчиковая гимнастика с прищепками.
Под веселую музыку дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками веточки, несут их в гнездо. Птичка своим пением благодарит детей за построенное гнездо – аудиозапись.)
Воспитатель: «Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны?
(Ответы детей: Животные линяют: меняют теплый пушистый мех на более легкий и редкий)
Некоторые животные меняют окраску: лиса, заяц и белка стали серыми.
О нём говорят, что он зимой белый, а летом серый
(Воспитатель выставляет под березой карточку с изображением зайца после линьки)
Воспитатель выставляет карточки с изображением цветущих кустарников и деревьев: черемуха, яблоня, вишня, сирень, ольха и т. д.
Воспитатель: «А что происходит с деревьями и кустарниками к концу весны?»
(«Зацветают деревья и кустарники»).
Ну, вот мы и разложили все карточки по порядку. И сейчас все вместе продолжим сказку «Как солнце весне помогало».
Каждый ребенок говорит по одному предложению, используя опорные картинки.
Воспитатель: «Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?» («Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее»).
Затем воспитатель приглашает детей пройти на лужайку и сесть в кружок.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: «Скажите, вы любите весну?» (Ответы детей) Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.
Дети произносят по предложению (например, «Я люблю весну за
веселую, звонкую капель» и т. д.) и вытягивают ленту.
Воспитатель: «Посмотрите, что у нас получилось? («Солнце») А, вы его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно».
Игра «Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.