Светлана Ковыркова
Конспект прогулки «Весна! Весна! И все ей рады! Наблюдение за берёзой» для детей старшей группы с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
Цель: формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Расширять представления о весне, ее признаках, учить находить их самостоятельно, закреплять знания о березе, формировать любознательность, умение наблюдать, сравнивать и рассказывать о своих впечатлениях. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные
Публикация «Конспект прогулки „Весна! Весна! И все ей рады! Наблюдение за берёзой“ для детей старшей группы с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Береза. Наблюдения на прогулке
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
-закреплять представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно, закреплять с детьми знания о деревьях.
Развивающие
-развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи;
-развивать связную речь;
-расширять словарный запас детей : сокодвижение, проталины;
- развивать логическое мышление
-развивать умение испытывать радость от прогулки, достижения
поставленных целей.
Воспитательные
- воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться.
Индивидуальная работа: работа с Никитой, Женей - побуждать умение выразительностью движений при воплощении образа «кладоискатели»,работа по развитию движений с группой детей в количестве 5 человек по совершенствованию прыжков на двух ногах с зажатым предметом между коленями, для этого использовались мячи.
Материал к прогулке : маски, атрибуты к играм, выносной материал: лопатки, ведерки; обручи, мячи.
Оборудование к трудовым действиям: ведерки, метелки, лопатки.
Методы и приемы:
Игровые - игровая мотивация, прогулка проводилась в познавательно-исследовательской деятельности
Словесный - создание игровой мотивации, художественное слово, беседа, объяснение.
Образный - превращение в кладоискателей.
Наглядно-демонстрационный –ориентировка по игровой площадке с помощью карты-схемы.
Практические – д/и «Назови дерево», самостоятельная деятельность;
Контроля и стимулирования одобрение и похвала использованные методы в процессе прогулки соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Словарная работа: упражнять в умении образовывать однокоренные слова; активизировать в речи детей прилагательные-эпитеты. Обогащать словарный запас детей : береза – белоствольная, ажурная, изящная, кудрявая, длиннокосая; береста, «серёжки у берёзы», сокодвижение, проталины.
Активный словарь: корни, ствол, ветки, деревянные ложки, лукошки, гладкая
Пассивный словарь: изящная, кудрявая, ажурная.
Индивидуально – дифференцированный подход:
— дифференцирование сложности вопросов от уровня развития детей (высокий уровень, средний уровень, низкий уровень).
— первыми рассказывают дети высокого уровня речевого развития.
— к детям с низкой речевой активностью обращаться непосредственно с вопросами после ответов других детей.
Предварительная работа
1. Чтение и рассматривание картинок «Деревья», заучивание стихотворения И. Семенова «Березка», труд на участке, посильный труд на огороде.
2. Рассматривание картин о времени года весна.
3. Разгадывание загадок.
4. Настольная игра «Какое время года», с опорой на карточки-схемы.
5. Дидактическая игра «Когда это бывает».
Этапы прогулки Ход прогулки Работа с детьми
Вводная часть (10 минут)
1. Организационный момент
2. Беседа – наблюдение
- Ребята, мы с вами пришли на прогулку. Посмотрите, Лесовичок, приготовил для вас конверт. Давайте, посмотрим и узнаем, что же интересного в конверте (открываем конверт).
-Ребята, здесь письмо и задания. Лесовичок предлагает нам поиграть в остров сокровищ, наша игровая площадка это остров сокровищ, а мы с вами превратимся в кладоискателей. Если мы выполним все задания, то найдем настоящий клад! Действовать надо по карте-схеме. За выполненные задания мы будем получать ключ, с помощью ключей мы сможем открыть сундук с сокровищами. Вы готовы превратиться в кладоискателей?
-Да!
-Хлопнем, топнем, раз, два, три!
Покружились, в кладоискателей превратились!
Послушайте стихотворение:
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки - кружева
Первые проталины,
Первая трава.
-О каком времени года говориться?
-А что происходит весной в природе? (Ответы детей по тексту.)
-Много радости весна дарит детям.
-А какие это радости? (Тепло весной, прилетают птицы, небо голубое, на деревьях появляются листочки.)
-Настоящие кладоискатели, всегда совершают добрые дела. Давайте, покормим птиц. (Дети насыпают корм в кормушку) Создать положительный эмоциональный настрой
формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Расширять представления о весне, ее признаках
Основная часть (40минут)
3. Наблюдение за березой
(20 мин)
4. Рассказ – беседа воспитателя
5. Дидактическая игра
«Назови какая»
6. Игра «Пройди через лужи»
7. П/и «Васька кот»
8. Игра-эстафета
«Кто быстрей»
9. Малоподвижная игра
«У оленя дом большой»
10. Дыхательная гимнастика
«Шарик»
11. Труд на участке
(15 мин)
12. Сюрпризный момент
«Клад»
13. Самостоятельная игровая деятельность.
(15 мин) -Ребята, начинаем поиски сокровищ. Ориентироваться будем по карте. Нам нужно дойти до тротуарной дорожки, повернуть на лево и пройти пять шагов, затем повернуть направо и сделать десять шагов. (подходим к березе).
-Ребята посмотрите, что это за дерево? (береза)
-Да, ребята правильно вы сказали – это береза. Береза очень высокое дерево. Ствол у неё белый с чёрными точками. Весной деревья сбрасывают верхний слой бересты, кора становиться гладкой и шелковистой, на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки желтые и зеленые (это семена).
-А вы ребята знаете как березу использовали в древности? (ответ детей)
-Наши предки березовой лучиной освещали дома. Соком березы лечили больных. Из березы мастерили деревянных игрушек, деревянные ложки, лукошки для ягод и грибов. Нынче березу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев березы изготавливают желтую и зеленую краску, из почек делают лекарства.
-Ребята, как можно в любое время года узнать березу (белый ствол)
-Когда набухают на березе почки? (как только сойдет снег)
-Что появляется весной из надломленной веточки березы? (сок)
-В каком состоянии находятся деревья весной? (Они пробуждаются.)
Красивое дерево береза – символ России, про нее сочиняют стихи, пишут песни. А вы знаете стихотворение про березу?
(Дети читают стихотворение)
Береза, моя березонька
Береза моя белая,
Береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька
Стоишь ты, кудрявая
Посередь долинушки;
На тебе березонька
Листья зеленые
Под тобой березонька
Трава шелковая.
-Из каких частей состоит береза? (Корни, ствол, ветки, на ветках почки.)
-Какого цвета кора, погладим рукой, какая она? (Гладкая).
-Какую пользу приносит? (Березовый сок, летом прохлада, для птиц дом, очищает воздух. За деревьями надо ухаживать, нельзя ломать ветки.)
-Если удастся, то можно увидеть, как плачет береза. Стекают по белым стволам прозрачные сладкие слезы (активизация словаря – СОКОДВИЖЕНИЕ) Березовый сок – это вкусный и полезный напиток. Но брать его у березы надо осторожно и понемногу. Если отверстие сделать большое, то, потеряв много сока, дерево погибнет. Сделанное отверстие надо обязательно замазать глиной или пластилином.
Дидактическая игра «Назови какая?».
Дети придумывают красивые определения для берёзки, называют ее ласково.
Цель: упражнять в подборе прилагательных; активизировать словарный запас.
-Ребята, вы ответили на все вопросы и получаете первый ключ к сундучку с сокровищами. (первый ключ у нас в руках)
-Двигаемся дальше по карте-схеме.
-Следующее задание, нужно пройти через лужи
-У нас на пути много луж, как нам пройти, чтобы не замочить ноги? (Между лужами, змейкой.)
-По лужам можно ходить? (Нет.)
-Почему, это же интересно? (Можно заболеть, набрать воды в сапоги.)
(Дети идут в колонне по одному обходя лужи (змейкой, по прямой - с высоким подниманием колен, след в след, приставным шагом, широким шагом, через препятствия.)
-Вот мы и дошли в центр острова сокровищ.
-Весну ждут все и домашние, и дикие животные.
-Назовите домашних животных (ответы детей).
-Назовите диких животных (ответы детей).
Поиграем в игру «Васька кот». Считалочкой выберем кота, а все остальные дети будут мышками. Все игровые действия должны быть согласованы со словами.
Считалочка:
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон -
Разбежались мыши вон
(Проводиться игра «Васька кот»)
Ходит Васька серенький
Хвост пушистый беленький
Ходит Васька кот – вот!
Сядет умывается, лапкой вытирается
Песенки поет Мяу! Мяу»
Мышки, мышки, вам беда
Не ходите вы сюда
Всех поймает кот –вот!
(мышки разбегаются, а Васька кот ловит мышек)
(игра повторяется 2 раза)
-Вы настоящие кладоискатели, поэтому мы с вами поиграем в игру «Кто быстрей». Правила игры, делимся на две команды, нужно добежать до ориентира взять сокровище, и вернуться на свое место, победит та команда, которая быстро выполнит задание и первыми соберут сокровища.
-Поиграем в игру «У оленя дом большой»
У оленя дом большой
Он глядит в свое окно
Зайка серенький бежит
И ушами шевелит
Тук, тук! Дверь открой
Там в лесу охотник злой
Ты скорее прибегай
И быстрее лапу дай!
(Проводиться игра)
(Находят еще один ключ)
-Давайте, мы с вами надуем шарик, сделали глубокий вдох и медленно надуваем шар. Отпустим шарик в небо.
Двигаемся дальше по нашей карте-схеме. Дойди до ворот и поверни направо. (Находят лопатки). Мы с вами славно поиграли, но нужно и на острове навести порядок. Возьмем лопаты и раскидаем снег, тогда снег быстрее растает, появится зеленая травка. Дети раскидывают снег и находят сундучок с сокровищами. Подбирают ключ и открывают сундучок. При открытии сундучка вылетают воздушные гелевые шарики, а для деток в сундучке сладкие подарки и раскраски берёзы, мячи.
-Ребята, вы настоящие кладоискатели! Какие же вы молодцы!
-Ну что ж, мои юные кладоискатели, вы можете сейчас самостоятельно поиграть, выбрать атрибуты к игре, объединяться в пары, в группы по желанию. закреплять знания о березе, формировать любознательность, умение наблюдать, сравнивать и рассказывать о своих впечатлениях
формирование знаний об особенностях жизни деревьев весной; воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются); продолжать знакомить детей с березой, с её характерными особенностями, признаками дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев, и познакомить со способом определения возраста деревьев; побуждать детей к проявлению творчества в активной двигательной деятельности; развивать речь детей, и обогащать словарный запас слов
развитие ловкости, внимания, чувства ритма, словесной памяти, коллективного взаимодействия, стремления к взаимовыручке. Умение согласовывать движения согласно тексту
развитие ловкости, быстроты, координации движений, умения действовать в команде
закреплять умение соотносить движение с текстом
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
упражнение на восстановления дыхания
учить работать сообща; воспитывать трудолюбие
развитие умения организовывать свою деятельность
Заключительная часть (2 минут)
14. Итог прогулки -Ребята, наша прогулка на острове сокровищ подошла к концу. Мы с вами славно поиграли и потрудились.
-Вам понравилась прогулка?
- Ребята, как можно в любое время года узнать березу (белый ствол)
-Как нужно ухаживать за деревьями?
-Назовите признаки весны. (ответы детей)
_Ребята, собираем лопаты, игрушки, строимся парами и идем в группу! закрепить полученные знания в ходе прогулки;
Умение делиться впечатлениями.