Людмила Сальникова
Конспект ООД для детей старшей группы «Весенние мелодии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить с жанрами музыкального и поэтического искусства. Задачи: Продолжать учить воспринимать и сравнивать контрастные музыкальные произведения, различать выразительные интонации мелодии, средства музыкальной выразительности. Развивать умение передавать в песенной, танцевальной и игровой деятельности впечатления связанные с содержанием музыкальных произведений.
Дети под музыку входят и садятся на места.
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Музыкальный руководитель: Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зарождается новая жизнь: распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы; жуки, мухи, бабочки выползают из щелей и греются на солнце, чуть помахивая слабыми крылышками; из берлоги, отряхиваясь, вылезает отощавший за зиму медведь – всё живое и всё малосильное население лесов, озёр, полей, едва двигаясь, тянется к солнечному теплу. Сейчас вы услышите произведение – «Май. Белые ночи» П. И. Чайковского.
Какая ночь! На всём какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега, Как свеж и чист твой вылетает Май. (А. Фет)
Обратите внимание на характер музыки.
В записи звучит пьеса «Май. Белые ночи» П. И. Чайковского.
Дети: Музыка нежная, немного грустная, напевная.
Музыкальный руководитель: Музыка «Мая» грустно задумчивая. Композитор назвал её «Белые ночи». Можно представить себе наступающий вечер, сумерки, в комнате ещё не зажгли лампу, только из окна льётся странный, серовато-синий свет. В мае в Петербурге наступают удивительные белые ночи. Все предметы в комнате теряют чёткие очертания, словно расплываются, и человека охватывает тихая, беспричинная грусть. Вот это настроение и передаёт музыка. У поэта А. С. Пушкина есть такие строки о времени белых ночей, когда сероватый волнующий свет наполняет улицы, тянутся бесконечные сумерки и Петербург становится непостижимо прекрасным.
…Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц…
Вы услышите пьесу ещё раз в исполнении оркестра. Послушайте, как плавный, задумчивый ритм стиха созвучен музыке П. И. Чайковского. Тихо переливаются один в другой звуки рояля, мелодия то ускользает, то появляется, чтобы снова раствориться в неясных нежных переливах. Эта музыка рассказывает о чувствах, которые вызывают белые ночи.
Пьеса «Май. Белые ночи» П. И. Чайковского звучит в исполнении оркестра.
Музыкальный руководитель: Вы уже знакомы с концертами А. Вивальди «Времена года». Сегодня вы услышите первую часть концерта «Весна». Послушайте, и скажите, какая музыка по характеру? (В записи звучит первая часть концерта «Весна» А. Вивальди.)
Дети: Музыка весёлая, радостная, торжественная, весенняя.
Музыкальный руководитель: Да! Музыка, в начале праздничная, торжественная, потом звучит тихо, как это, затаённо, восторженно. В ней слышны звуки природы – журчание ручейков, переливчатое пение птиц. Природа рада весне! Послушайте эту музыку ещё раз и скажите, меняется ли её характер в средней части? (Запись концерта звучит ещё раз.)
Дети: В средней части музыка становится громкой, быстрой, тревожной, таинственной, как будто налетел сильный ветер.
Музыкальный руководитель: В природе перед ненастьем обычно бывает затишье. Та и в этом произведении, перед средней частью всё затихает, появляется настороженность. И вдруг мы слышим порывистые взлёты мелодии, громкие, встревоженные, будто внезапно налетел ураган, всё потемнело, слышатся завывания ветра, птицы мечутся и жалобно кричат. (Звучит фрагмент средней части.)
Но вот ненастье миновало. Снова музыка просветлела, зазвучала торжественно, горделиво, празднично.
Антонио Вивальди написал к этой части своего концерта такие стихи:
Пришла весна, её встречают птицы Весёлым пеньем в гуще вешних крон. Ручей кипит, спеша с рекою слиться, Его дыханьем ветер освежён. Порою туч угрюмых вереницы. На воздух надевают капюшон. Не исчезают беглые зарницы И снова слышен птичий перезвон…
Музыкальный руководитель: Послушайте стихи о ранних весенних цветах.
Ребё нок: Вот уж снег последний в поле тает, Тёплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес, в зелёный дым одетый Тёплых гроз нетерпеливо ждёт Всё весны дыханием согрето, Всё кругом и любит, и поёт (А. Толстой)
Ребё нок: «Весенние мысли»
Снова птицы летят издалёка К берегам, расторгающим лёд, Солнце тёплое ходит высоко И душистого ландыша ждёт. (А. Фет)
Ребё нок: «Первый ландыш»
О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей, Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нём нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! (А. Фет)
В заключении проводится музыкально-дидактическая игра «Волшебный цветок» : на фланелеграфе выложен цветок, дети поочерёдно подходят, выбирают лепесток, по их желанию исполняются знакомые песни, танцы, игры.