Ольга Матюхина
Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС
Конспект ООД для детей и родителей в подготовительной группе
Тема: «Автоматизация звука Щ»
Цели:
1) адаптировать детей и родителей к совместному проведению мероприятия;
2) способствовать их эмоциональному сближению при проведении совместных мероприятий;
3) развивать познавательно-речевую деятельность.
Оборудование: предметные картинки на звук Щ, картинки Гномика и Великана, числовой ряд, наборы для звукобуквенного разбора слова, схемы слова, «Весёлые буквы», доска, магниты.
Ход занятия
1. Организационный момент
Игра «Доброе утро!»
Публикация «Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Дети и взрослые стоят в кругу. Поочерёдно поворачиваясь друг к другу и дотрагиваясь друг до друга ладошками обеих рук, желают доброго утра:
- Доброе утро, Катя…
- Доброе утро, Ольга Алексеевна.
2. Введение в тему.
Логопед. Дети и взрослые, отгадайте загадку.
У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А потом в котёл попала. (Щука)
3. Выделение первого звука из слова-отгадки.
Логопед. Назовите первый звук в слове щука.
Ребёнок. В слове щука первый звук Щ.
4. Артикуляция звука Щ. Характеристика звука Щ.
Логопед. Как правильно произносить звук Щ?
Дети (с помощью логопеда). Кончик языка поднят к нёбу за верхними зубами, боковые края языка прижаты к коренным зубам, губы округлены, зубы сближены, выдыхаемый воздух выходит посередине языка в узкую щель.
Логопед. Дайте характеристику звука Щ.
Дети. Звук Щ согласный, глухой, мягкий.
5. Игра «Хлопни в ладоши», услышав звук Щ в звуковом ряду.
Щ – Ш – Щ – Ч – Ц – Щ – Щ …
Сначала дети, потом родители. Все вместе.
Логопед. Молодцы!
6. «Звуки в слове можно выделить».
Логопед. Определите место звука Щ в словах, используя схему слова и фишку.
Логопед называет слова для детей и родителей по очереди.
Для детей: щётка, лещ, овощи, плющ, защита.
Для родителей : щёлкать, угощение, овощ, трещина, товарищ.
Дети. В слове щётка звук Щ произносится в начале слова; в слове лещ звук Щ произносится в конце слова…
Родители. В слове щёлкать звук Щ произносится в начале слова; в слове угощение звук Щ произносится в середине слова…
Логопед. Молодцы!
7. «3-й лишний».
Нахождение «лишнего» слова, отличающегося по звучанию.
Логопед. Повторите слова и найдите лишнее.
Для детей: щепка – прищепка – конфетка;
щётка – селёдка – трещётка.
Для родителей : дождик – ящик – плащик;
обещать – угощать – проверять.
8. Составление предложений с союзом а.
На доске картинки Гномика, Великана и предметные картинки.
Логопед. Скажите ласково и с преувеличением и подарите картинки Гномику и Великану.
Для детей: дети выбирают парные картинки, «дарят их» и говорят:
У Гномика котик, а у Великана котище.
У Гномика домик, а у Великана домище.
У Гномика слоник, а у Великана слонище.
Для родителей : родители выбирают парные картинки, «дарят их» и говорят:
У Гномика ручка, а у Великана ручище.
У Гномика хвостик, а у Великана хвостище.
У Гномика сапожки, а у Великана сапожищи.
9. Физминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
10. «Числовой ряд»
Звукобуквенный анализ слова. Преобразование слова.
Дети и родители раскладывают числовой ряд от 1 до 6. Один ребёнок у доски.
Логопед. Определите, на каком месте «прячется» звук а?
Дети. Звук а «прячется» на четвёртом месте.
Логопед. Дайте характеристику звуку а.
Дети. Звук а гласный, обозначаем красным цветом. Дети и взрослые кладут красную фишку на цифру четыре.
Логопед. Определите, на каком месте «прячется» звук у?
Дети. Звук у «прячется» на втором месте.
Логопед: Дайте характеристику звуку у.
Дети. Звук у гласный, обозначаем красным цветом. Дети и взрослые кладут красную фишку на цифру два.
Логопед. Определите, на каком месте «прячется» звук щ?
Дети. Звук щ «прячется» на первом месте.
Логопед. Дайте характеристику звуку щ.
Дети. Звук щ согласный, глухой, мягкий, обозначаем зелёным цветом. Дети и взрослые кладут зелёную фишку на цифру один.
Логопед. Определите, на каком месте «прячется» звук к?
Дети. Звук к «прячется» на третьем месте.
Логопед. Дайте характеристику звуку к.
Дети. Звук к согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим цветом. Дети и взрослые кладут синюю фишку на цифру три.
Логопед. Назовите все звуки по порядку.
Дети. Щ, У, К, А.
Родители. Щ, У, К, А.
Логопед. Все молодцы!
11. Глазная гимнастика
• «Бабочка». Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счёт от 1 до 10-15.
• Закрыть глаза, сильно напрячь глазные мышцы на счёт от 1 до 4, раскрыть глаза, расслабить глазные мышцы, посмотреть вперёд на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
12. «Весёлые буквы»
Логопед. Чем ещё можно обозначить звуки?
Дети. Буквами.
Логопед раздаёт детям «Весёлые буквы» и спрашивает: «Какие буквы вы видите? Назовите! Давайте составим из букв слово щука».
Дети выходят с буквами и встают по порядку.
Логопед. Задание родителям. Что надо сделать, чтобы слово щука превратилось в слово щучка?
Родители. Между буквами у и к поставить букву ч. Родитель берёт букву ч и встаёт на своё место.
Логопед. Молодцы!
13. Заучивание чистоговорки.
«Щенка в посёлке я ищу, его сгущёнкой угощу»
Сначала чистоговорку проговаривает три раза подряд ребёнок, потом взрослый.
Логопед. Все молодцы!
14. Итог. Дети и взрослые называют понравившиеся задания.