Татьяна Ларина
Конспект ООД «Белая береза», старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД , старшая группа
Цели занятия:
1. Формировать любознательность, наблюдательность, желание отразить свои впечатления на рисунке.
2. Познакомить детей с техникой рисования- батиком, с разными способами создания рисунка на ткани.
3. Научить изображать конкретное дерево с характерными признаками.
4. Продолжать развивать детское изобразительное творчество.
Материал для занятия:
• презентация " Русская красавица -белая береза. ";
• подготовленный батик, размер А4;
• простой карандаш;
Публикация «Конспект ООД „Белая береза“, старшая группа» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• набор гуашевых красок; кисть №1, ватная палочка;
• стаканчик с водой;
• салфетка.
Предварительная работа: наблюдение за березой во время прогулки в разное время года, заучивание стихотворений С. Есенина «Береза», И. Токмаковой «Если б дали березке расческу…», рассматривание репродукций картин художника И. Левитана «Березовая роща», И. Остроухова «Березы».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о дереве которое издавна почитают на Руси. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком дереве мы сегодня узнаем много интересного.
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
О каком дереве загадка? ( Дети: береза)
Конечно, это берёза
Давайте подберем нужные слова, к слову береза.
Игра: Береза (какая) (проводится игра - нужно как можно больше подобрать слов-прилагательных к слову береза) :
Дети: Кудрявая, белоствольная, русская, высокая, плакучая, стройная, родная, красивая, ветвистая и т. д.
(1 слайд)
Воспитатель: Березка является символом России. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас, в России. Мила она русскому человеку. Она и в самом деле дерево удивительное! Издавна на Руси существовал праздник почитания цветущей растительности и плодородия- Троица. Березка была центром внимания на этом празднике. Ветки березы сорванные в этот день хранились в домах весь год до следующего летнего праздника как оберег здоровья и счастья живущих в доме. В этот день девушки выходили в березовую рощу плели венки из цветов вплетали в них березовые ветки а потом водили хороводы пели песни посвещенные березке.
(2 слайд)
На Руси березу сравнивали с девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой
Воспитатель: А какое дерево носит «сережки»?
Дети: «Сережки» носит береза.
Воспитатель: Ранней весной на её веточках набухают почки, из которых потом появляются листочки. Распускаются серёжки – это её цветы.
(3слайд)
Воспитатель: Что покрывает стволы всех деревьев?
Дети: Кора.
Воспитатель: Чем кора березы отличается от других деревьев?
Дети: Она белого цвета
Воспитатель: А что это за черные пятнышки на стволе?
Дети: Это - чечевички. Через них дерево дышит.
И называется – береста.
(4 слайд)
Воспитатель: Правильно, верхний слой коры у березы покрыт тонкой шелковистой берестой. Ребята, а вы знаете, что делают из бересты?
Дети: Из бересты делают лукошки, кузовки, шкатулки, красивые необычные картины. Берестой оплетали глиняную посуду, чтобы не разбилась, плели лапти, корзины, делали шкатулки и кукол.
(5,6 слайд)
Воспитатель: Береза –щедрое и доброе дерево. Люди давно знают цену этому дереву.
1. Деревенская изба освещалась березовой лучиной. При ее свете люди в долгие зимние вечера коротали время.
(7слайд)
2. А еще это чудесное дерево является лечебным. Весной береза дарит нам целебный сок. Люди делают в стволе отверстие, сок стекает в емкость, и потом с удовольствием пьют, а чтобы береза не погибла, отверстие замазывают глиной или землей.
(7слайд)
3. Почки и листья березы заваривают и пьют как чай.
(7слайд)
4. Березовый веник используют в банях: им хлещут себя, чтобы из тела все хвори вышли.
(7слайд)
- А сколько грибов растет под березами! Как они называются?
Дети: Подберезовики.
Воспитатель: А как называется березовый лес?
Дети: Роща.
Воспитатель: Все верно.
Воспитатель: Ребята, представьте, что вы березки.
Физкульт. минутка. (8слайд)
Выросли березки в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивания – руки вверх)
Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы наклонились до земли. (Руки на поясе, приседания)
Вправо-влево, взад-вперед – так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево)
Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Опускают руки через стороны)
Воспитатель: Многие поэты воспевали красоту русской березки. Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил берёзу?
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах. (Е. Трутнева) (9слайд)
Дети: Осенью.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. (С. Есенин) (10слайд)
Дети: Зимой.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы. (С. Есенин)
(11слайд)
Дети: Летом.
Воспитатель: Художники тоже часто изображали, березу восхищаясь красотой. А как называются картины на которых изображена природа?
Дети :пейзаж. (12слайд)
Воспитатель: А как называется художник который пишет пейзажи?
Дети: Пейзажист
Воспитатель: А на чем художники пишут свои картины? (ответы детей) Художники пишут свои картины на специальном материале-холсте, имеющем тканевую основу, обработанную специальным раствором. Давай - те и мы с вами превратимся в художников и будем рисовать на ткани. Такой способ изображения называется БАТИК. превратимся в пейзажистов и нарисуем берёзку.
При рисовании на ткани нужно соблюдать ряд правил:
1. Не набирать много краски, чтобы она не растекалась по ткани.
2. Работать концом кисти, чтобы рисуемые контуры были ровные.
Показ слайдов: рисуем березу.
А как растут веточки березы – вверх или вниз?
Дети: Ветки растут вниз.
Воспитатель: Правильно. Ветки у берёзы постепенно клонятся вниз. Приступаем к работе
Перед началом работы пальчиковая гимнастика: волшебники.
Физ. минутка.
Мы березку посадили
Мы водой ее полили
и березка подросла
к солнцу ветки подняла
А потом их наклонила
и ребят благодарила.
Воспитатель: У нас с вами получилась настоящая березовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц.
(Подведение итогов занятия.)