Петрухина Ирина
Конспект ООД по аппликации «Мой любимый Башкортостан» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД аппликация МАДОУ Детский сад №27 "Надежда" г. Октябрьский РБ составила : Петрухина Ирина Анатольевна
Цель: расширение знаний детей о Башкортостане, о жилище башкир.
Задачи:
1. продолжать знакомить детей с обычаями и традициями башкирской семьи, с их образом жизни;
2. дать элементарное представление о жилище башкир – юрта;
3. показать характерные особенности украшения юрты;
4. закрепить ранее изученные слова;
Публикация «Конспект ООД по аппликации „Мой любимый Башкортостан“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
5. воспитывать чувство гордости за свою Родину, интерес к занятию и желание узнавать новое о родном крае.
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций; рассматривание альбома «Башкирский национальный орнамент»; просмотр презентации «Жилище башкир».
Словарная работа: юрта – тирме, занавеска – шаршау, деревня – аул, отверстие на крыше- шанырак.
Оборудование: аудиозапись гимна Башкортостана; презентация (изображение юрты в поле, внутренний и внешний ее вид; макет юрты); цветная бумага (полоски) – черная, красная, желтая, зеленая; лист белой бумаги; ножницы; подставки для работы с клеем, салфетки, клей, кисточки.
Ход занятия:
(дети входят в группу и встают в круг)
Встало солнышко с утра (Дети делают вид, что спят)
Просыпаться вам пора. (Дети открывают глаза)
Все проснулись (Да)
Потянитесь, улыбнитесь (Дети потягиваются, улыбаются)
Всем скажите: Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Теперь поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, прежде,чем мы начнем заниматься,давайте прослушаем гимн Башкортостана. Как нужно слушать гимн?
(ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, я сейчас вам прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте.
Башкортостан! Моя земля и небо!
Моя любовь! Мой соловьиный край!
Мне жаль, того, кто здесь ни разу не был,
Мне жать того, кому не пел курай.
Воспитатель: О чем данное стихотворение?
Дети: О Башкортостане.
Воспитатель: Правильно. О Башкортостане. А что такое Башкортостан?
(ответы детей)
На башкирских землях живет много разных народов. Какие это народы, ребята, кто знает?
(ответы детей)
Дети: Татары, чуваши, русские, башкиры.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Но коренное население-это башкиры, и сегодня мы с вами познакомимся с их национальным жильем, с их бытом.
Воспитатель: А кто знает, где раньше жили башкиры?
(ответы детей)
Дети: В степи.
Воспитатель: а чем занимались башкиры?
(ответы детей)
Воспитатель: да, башкиры занимались разведением животных, постоянно кочевали, и им нужно было жилье, которое легко собирается и разбирается.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку
В этом доме нет угла, До того она кругла. И такое вот жилище Ты всегда в степи отыщешь!
(ответы детей)
Дети: Юрта
Воспитатель: Я предлагаю вам просмотреть презентацию.
(просмотр презентации)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как на башкирском языке будет звучать юрта? По-башкирски - тирме. Давайте повторим, юрта – тирме. Вот как она выглядит (показ юрты и рисунка, как они располагались). А вот так они располагались в степи. В юрте было тепло, так как она покрывалась специальной теплой прочной тканью, сделанной из шерсти и кожи. А как вы думаете, что было внутри? Что можно было увидеть там? (Показ внутреннего вида юрты). Конечно же, как в любом доме у них была различная посуда, для приготовления пищи. В центре жилища располагался очаг, печь, которое нужна была для обогрева жилища и приготовления пищи. В каждом доме можно было увидеть сундук на резной подставке, в нем хранили посуду, одежду. Важнейшим элементом была занавеска (шаршау, повторите - шаршау, которая делила комнату на части: мужскую и женскую. Женская часть – спальня, была поменьше. В ней хранили предметы хозяйственной необходимости (одежду, припасы). Мужская же была побольше, и служила для приема гостей. Пол выстилали коврами и паласами, на ковер стелили скатерть, вокруг садились гости. А украшали они свой дом праздничной одеждой (показ, украшениями (показ, охотничьими принадлежностями (показ, вышитыми коврами (показ, вышитыми полотенцами (показ) и все это они украшали башкирскими орнаментами.
Сейчас много фабрик, заводов, разных предприятий. Там работают люди. А живут они в больших и теплых домах. Но давным-давно люди только разводили и пасли скот. И люди переезжали с одного пастбища на другое. А почему они переезжали с пастбища на пастбище?
Дети: Потому что лошади, бараны съедали сочную траву.
Юрта легко разбирается и собирается. В разобранном виде ее легко перевозить с места на место. Поэтому юрта была и есть удобным жилищем.
У юрты нет окон. А солнечные лучи попадали в юрту через круглое отверстие сверху. Это отверстие называется – шанырак. А зимой через шанырак выходит дым, когда башкиры топят печь в юрте. Зимой в юрте тепло, а летом – прохладно.
Физминутка «Юрта»
Юрта, юрта – (дети встают со стульев)
Круглый дом, (руки над головой)
Побывайте в доме том! (разводят руки в стороны)
Гости явятся едва, - в печку прыгают дрова. (прыжки на месте)
Печка жарко топится (движения руками вверх -вниз)
Угостить торопится. (присели, встали)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Круглые оладушки (снова шагают на месте и тихо садятся на стульчики).
Воспитатель: - Ой, ребята, вы слышали, кто-то стучал? Я пойду, посмотрю, а вы сидите тихо. Смотрите, здесь посылка. Написано, детям подготовительной группы. Что же в ней, интересно. А здесь письмо и юрта. Давайте прочтем.
Письмо:
«Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети! Меня зовут Гульназ. Мы со своей семьей живем в ауле. Злой шаман Узурбек украл нашу юрту, и теперь нам негде жить. Помогите нам, пожалуйста.
Воспитатель: - Ну что, ребята, поможем Гульназ?
(ответы детей)
Воспитатель: сначала нужно вспомнить правила безопасности работы с ножницами и клеем.
(ответы детей)
Воспитатель: я вас научу делать юрту
1. Нужно разрезать лист с одной стороны до линии
2. Склеить стороны листа, чтобы получился цилиндр
3. Наклеить полоски на круг
4. Сверху наклеить ещё один круг
5. Вырезать дверцу и приклеить наверх
6. Нарезать из полосок цветной бумаги треугольники и украсить юрту
Воспитатель: Проходите в нашу мастерскую и присаживайтесь.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: приступаем к работе. Кому нужна будет моя помощь, поднимайте руку.
(физминутка)
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
Воспитатель: вот, наши юрты готовы.
Итог занятия.
Воспитатель:
- Как называется жилище башкир?
- Что нового узнали?
- С кем познакомились?
- Что делали?
Вот мы и помогли семье Гульназ.