Евгения Щербакова
Конспект образовательной экспериментально-исследовательской деятельности «Приключение Капитошки» (ТРИЗ-технологии)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной экспериментально-исследовательской деятельности «Приключение Капитошки» (ТРИЗ-технологии)
Возрастная категория: 6-7 лет.
Цель: развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста
через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Задачи
1. Уточнить и систематизировать знания детей о трё х состояниях воды: жидком, твёрдом, газообразном. («Познавательное развитие»)
Публикация «Конспект образовательной экспериментально-исследовательской деятельности „Приключение Капитошки“ (ТРИЗ-технологии)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
2. Продолжать формировать умение проводить простые опыты с водой. («Познавательное развитие»)
3. Закреплять умение строить сложноподчинённые предложения; в результате опыта формулировать вывод. («Речевое развитие»)
4. Развивать умение составлять ответ (предложение) на заданную тему. («Речевое развитие»)
5. Создание условий для активного взаимодействия детей, развитие инициативы и творчества, формирование представления о том, как устроено противоречие («Социально-коммуникативное развитие»).
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Оборудование и материалы: два тазика с водой и растительным маслом на поверхности воды, салфетки, ватные диски, шприцы, ноутбук (телевизор или проектор, атласная лента. Игровой персонаж капелька - Капитошка.
Этапы НОД
1. Вводная часть.
1.1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята и взрослые!
Я очень рада всех вас видеть в это прекрасное утро.
Скоро солнышко проснется
И нам с вами улыбнется!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Улыбаются стоя в кругу)
Давайте знакомиться!
Меня зовут Евгения Александровна!
А как вас зовут я вижу, ведь у вас есть вашими именами.
Ребята я сегодня должна была прейти к вам в гости не одна, а с другом, с чудесным милым существом, но что –то она задерживается (глядя на часы изображая тревогу и озабоченность)
Хотите узнать, кто она?
Отгадайте загадку:
Она и туча и туман…
И ручей и океан…
И летает и бежит…
Ледяною может быть!
(если дети не отгадывают, подсказки)
Она очень важная особа,
Без неё не будет жизни на земле….
(если дети не отгадывают, ещё подсказки)
- Она есть в каждом человеке!
- Ученые говорят, что организм человека на 80% состоит из неё….
- Без неё не сваришь суп….
- Без неё не приготовить ни чай, ни компот…
- Без неё погибнут растения…
- Без неё не поплывут корабли…
Правильно - ВОДА!
Но куда же она запропастилась?
О! Звонок, пришло сообщение!
Ребята, давайте посмотрим, может быть это от неё, воды!
Вместе с детьми подходят к проектору.
Демонстрация видео сообщения.
2. Проблемно - игровая ситуация «Спасение Капитошки»
Экспериментально – опытническая деятельность по удалению жирной плёнки с поверхности воды.
Ребята, перед тем как пройти в лабораторию я предлагаю вам одеть фартучки. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Посмотрите у вас фартучки разных цветов. Давайте вот к этому столу подойдет команда в синих фартучках. К этому столу – команда в красных фартучках, ну а к этому – в зеленых. Я сейчас переверну песочные часы и пока песок будет сыпаться вы выберите капитана команды.
Время пошло. Команды называют капитанов команд.
Опыт. «Очистить воду от масла, для того чтобы Капитошка могла бы выбраться»
Почему масло находится на поверхности воды? (обсуждение в командах, ответы детей) (Масло легче воды)
Ребята посмотрите внимательно на этот стол. Как вы думаете, для чего это нужно? (ответы детей)
Посовещайтесь в команда, что вам понадобится, для того, чтобы очистить ваш водоем от масла. После того как вы посовещаетесь, капитан команды подойдет и возьмет нужные предметы для очистки воды.
Пока сыпется песочные часы, вы можете совещаться. Время пошло.
Дети разными способами пробуют очистить воду. (Сравнивание результатов и дети делают определенные выводы)
2.3
2.4. Посмотрите какие вы молодцы, так как здорово у вас получилось очистить водоем от масла, у Капитошки получилось всё-таки до нас добраться. Поиграем с Капитошкой? Давайте вспомним, как выглядит настоящая капля воды, и скажем нашей капельке Капитошке, какой он. Игра «Подбери словечко».
Пояснение к игре: дети передают по кругу капельку Капитошку и подбирают слова, характеризующие её свойства (лёгкая, прозрачная и т. д.).
2.5. Ребята, а сейчас я вам расскажу сказку о «маленьких человечках»
Давайте присядем на ковер и послушаем сказку.
«Сказка о маленьких человечках»
Жили-были маленькие человечки. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им стало так обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил «Давайте возьмёмся крепко за руки и пойдём из этой страны, где нас никто не замечает». Так они и сделали. Но тут вот, что случилось.
Только они взялись за руки, как все их увидели. «Посмотрите, какая большая гора, какой твёрдый камень, какое прочное стекло, железо и дерево», – говорили все вокруг. «Что это с нами случилось? - удивились человечки, - мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем». Им стало весело и так хорошо, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали крепко держаться за руки, то превратились в бумагу, ткань, песок, проволоку. И их опять все увидели, так они находились все вместе. Ещё радостнее стало маленьким человечкам, и они стали пританцовывать на месте поставив руки на пояс. Как только это сделали, с гор побежала вода. «Значит, если мы будем крепко держаться за руки или просто быть рядом, не держась друг за друга, то будем твёрдыми веществами, а если, поставим руки на пояс, то будем жидкостями», - сказали человечки. А самые не послушные человечки не хотели держаться за руки, стоять рядом, а пританцовывать тем более не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, ветер, дым, туман и запах маминых духов.
Так теперь и живут маленькие человечки. В твёрдых веществах они крепко держатся за руки или просто стоят рядом друг с другом. В жидкостях они пританцовывают, поставив руки на пояс. В газообразных веществах человечки бегают и прыгают».
3. Заключительная часть.
3.1. Приём «Хорошо – плохо»
Давайте сядем на ковер и подумаем о воде «Хорошо – плохо».
Первая команда говорит: «Вода – Хорошо», а вторая команда говорит: «Вода – Плохо»
3.2. Итоги.
- Капелька благодарит вас за помощь.
Ребята, что нового вы узнали сегодня с нашего занятия о воде?
Что вам понравилось? Что было трудно?