Ирина Мельникова
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Скоро в школу нам шагать»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе, тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?
Развивать у дошкольников исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.
Развивать интерес к исследованию и экспериментированию.
Определить наиболее эффективные способы растворения веществ в воде.
Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе „Скоро в школу нам шагать“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Школа. Конспекты занятий про школу
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
Познакомить детей со строением глаза; формировать знания о правильном уходе за глазами, научить снимать усталость с глаз (от аккомодационного напряжения).
Установить зависимость удаленности от Солнца и температурой планет.
Объяснить детям с помощью опыта, что земля обладает силой притяжения.
Закрепить знания о свойствах песка.
Обогащать активный словарь детей.
Развивать умение делать выводы из результатов исследований и четко излагать свои мысли.
Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Мотивировать детей к обучению в школе, заинтересовать различными школьными предметами.
Оборудование:
Аудиозапись школьного звонка.
Картины «Солнечная система».
Книжки из серии «Школа семи гномов» : «География для малышей», «Малышам о звёздах и планетах», «Что из чего?», «Я вырасту здоровым».
По два стаканчика с водой на каждого ребенка, шпатели, пипетки, емкости с растворенной краской.
Картинки с изображением детей правильно и неправильно сидящих за столом, ухаживающих за глазами.
Настольная лампа.
Пластиковые тарелки с песком, пустые тарелки, деревянные шарики, мячики для настольного тенниса, ватные шарики, клеенка.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, вы из какой группы? (Ответы детей). Из старшей группы. Значит вы самые взрослые среди детей детского сада. Расскажите, какие у вас бывают занятия? (Ответы детей). Но, совсем, совсем скоро придет пора прощаться с детским садом. Почему? (Ответы детей). Потому что вы станете школьниками. В школе нет занятий. Вместо них - … уроки. Много разных школьных предметов предстоит вам изучить на уроках.
- А что это за звук?
(Звенит звонок).
(Ответы детей).
- Это школьный звонок. Он сообщает о начале и конце урока. А сейчас мы с вами перенесемся в будущее: представьте, что вы — уже школьники, учитесь в школе и изучаете на уроках много интересных школьных предметов.
(Звенит звонок).
- Звонок зовет нас на урок химии. (Показ учебника). Химия — наука о веществах, о том, как они ведут себя в разных условиях. У вещества бывают различные состояния. Сейчас мы посмотрим небольшой видеоролик об этих состояниях.
Видео «Три состояния вещества»
Вопросы детям: какие бывают состояния вещества? (Ответы детей)
- Сейчас вы сможете почувствовать себя учениками на уроке химии.
Вы узнаете, почему одни вещества не хотят смешиваться, а другие растворяются.
Урок химии - «Как вещества растворяются в воде?»
В один стакан с водой капните с помощью пипетки краску. Что вы видите? (Ответы детей). Капля медленно и неравномерно растворяется в воде.
В другой стакан с водой также капните краску и с помощью шпателя размешайте. Что вы видите? (Ответы детей). Краска растворилась быстро.
Какой вывод можно сделать из увиденного? (Ответы детей). Если мы хотим быстро и равномерно растворить вещество в воде, нужно размешать его.
В обычной жизни как мы используем знание этой особенности растворения веществ в воде? (Ответы детей). Размешиваем сахар в чае или соль в супе.
(Звенит звонок). Ребята, урок закончился. Перемена.
Перемена нужна для того, чтобы дети отдохнули, подготовились к следующему уроку, сходили в буфет, поиграли, перешли в другой кабинет.
(Звенит звонок).
- Звонок зовет нас на урок анатомии. (Показ учебника). Анатомия — наука, изучающая тело человека. На уроках анатомии вы узнаете, от чего зависит цвет волос у ребенка, сколько у человека костей, как работает сердце.
- Представьте себя на уроке анатомии. Тема урока «Строение глаза»
Видео «Строение глаза»
- Вот интересно, зачем человеку два глаза? А если бы был один большой глаз?
Давайте выясним, сколько глаз лучше, два или один?
Перед вами картинка. Закройте ладонью правый глаз, посмотрите на картинку. А теперь – левый глаз. Что заметили (Ответы детей). А сейчас посмотрите обоими глазами. Есть сейчас движение? (Ответы детей)
- Это происходит потому, что наши глаза передают в мозг две картинки, слева и справа, а оба глаза одновременно.
Так сколько же глаз нужно человеку чтобы познавать мир? (Ответы детей). Два глаза.
Дидактическое упражнение «Правильно и неправильно»
- Глаза надо беречь. Посмотрите на картинки.
Дидактическое упражнение «Правильно и неправильно»
- Кто правильно ухаживает за глазами? Почему? (Ответы детей). Почему нельзя тереть глаза руками? Руки могут быть грязными, и грязь попадет в глаза. Зачеркните неправильную картинку.
А теперь скажите, кто правильно сидит за столом, мальчик или девочка? Почему? (Ответы детей). Зачеркните неправильную картинку. Нельзя наклоняться близко к книге или тетрадке. Глаза быстро устают, когда смотрят на то, что расположено близко к ним.
Звонок.
Перемена. Давай те немного отдохнём.
Если глаза устанут смотреть на близкое, значит нужно посмотреть на … (ответы детей) - далекое. На что, например? (Ответы детей). На небо за окном, на потолок.
(Звенит звонок).
Звонок зовет нас на урок астрономии. (Показ учебника). Астрономия, о чем же эта наука? «Астра» в переводе с греческого языка означает «звезда». Так что же изучает наука астрономия? (Ответы детей). Астрономия — наука о звездах и всех небесных телах: планетах и их спутниках, кометах и многих других.
Представьте себя на уроке астрономии.
Урок астрономии - «Далеко - близко»
Взгляните на картину. (Показ).
Солнечная система
- Так выглядит Солнечная система. Вот наша планета, которая называется как? Земля. А Солнце — это звезда.
- Представим, что включенная лампа — это раскаленное Солнце. Сожмите два кулака — это будут планеты. Теперь поднесите один кулак близко к лампе-Солнцу, а другой кулак — подальше от лампы. Что вы почувствовали? (Ответы детей). Чем ближе кулак к лампе, тем ему теплее. Чем дальше от лампы, тем больше расходятся в стороны лучи и тем меньше их попадает на кулак.
- А как же с планетами? На каких жарко, и тепло, а на каких - холодно. (Ответы детей).
- Чем ближе планета к Солнцу, тем жарче на ней, а чем дальше планета от Солнца, тем холоднее на ней. Покажите самую горячую планету. (Показ). Покажите самую холодную планету. (Показ). А наша планета расположена не очень близко и не очень далеко от Солнца. И только милая Земля во всем пригодна для жилья.
Видео «Какими бывают планеты»
(Звенит звонок).
Перемена. Давайте представим, что мы попали в космос, там нет притяжения земли. Там невесомость. Давайте представим себя космонавтами и покажем их движения в невесомости.
Танец.
(Звенит звонок).
- Звонок зовет нас на урок физики. (Показ учебника). Физика — наука о законах природы. На уроках физики вы узнаете, почему летают самолеты, почему одни предметы плавают, а другие тонут.
- Сейчас попробуем разобраться, почему все падает вниз.
Урок физики - «Почему всё падает на землю?»
- Земля обладает силой притяжения. Все, что мы подбросим вверх, упадет вниз на землю. Подпрыгнув, мы тоже опустимся вниз. А вот как земля притягивает разные предметы, мы с вами постараемся сейчас выяснить.
- Встаньте рядом с наполненной песком тарелкой. Возьмите в руку три шарика: деревянный, пластиковый, бумажный. Какой из них самый тяжелый? Самый легкий? (Ответы детей).
- Поднимайте повыше и отпускайте шарики по очереди, так, чтобы они упали на песок. Обратите внимание, какой из них быстрее упадет — притянется к земле, а какой медленней. Также обратите внимание на след, оставленный шариком на песке в месте падения.
- Расскажите о результатах своих наблюдений. (Ответы детей).
Чем легче предмет, тем медленней он падает — притягивается к земле. Тяжелые предметы ударяются сильнее. Удар сильнее, если предмет падает с большей высоты, тогда в песке увеличивается углубление.
Вывод: все предметы притягиваются землей и падают, но с разной силой и скоростью.
(Звенит звонок).
А теперь я предлагаю подготовиться к следующему уроку, пройти на стулья посмотреть ещё один видеоролик.
(Звенит звонок).
- Звонок зовет нас на урок географии. (Показ учебника).
Урок географии
- География - наука о Земле, о поверхности планеты Земля. На уроках географии вы сможете познакомиться со всеми уголками планеты - с жаркой Африкой, ледяной Антарктидой, загадочной Австралией.
- Ребята, знаете ли вы, что это такое? (Показ. Ответы детей). Это глобус.
- А что означают цвета на глобусе? Зеленый цвет? (Ответы детей). Зеленый цвет означает леса. Белый цвет? (Ответы детей). Льды и снег. Коричневый цвет? (Ответы детей). Горы. А желтый? (Ответы детей). Пустыни.
- Вот о песчаных пустынях мы с вами и поговорим.
Что такое пустыня? (Ответы детей). Часть земли, покрытая песком. От какого слова произошло это название «пустыня». Прислушайтесь к слову. (Ответы детей). От слова «пусто». А почему? Потому что в пустыне почти ничего не растет и не живет. Но почему же? В пустыне нет воды. Редко идут дожди. Много песка, который умеет течь. Как это? Попробуем разобраться.
Видео бархан (комментарии в-ля)
Эксперимент
- Пересыпьте песок в пустую тарелку. Только старайтесь сыпать струйкой в одно место. Что получилось? (Ответы детей). В месте падения песка образовался песчаный холм. Песок сползает, как - бы стекает со склонов холма.
А теперь попробуем изобразить ветер. Как это можно сделать? (Ответы детей). Подуть на песок? (Ответы детей). Подуйте слегка на песок. Что произошло? (Ответы детей). Песок стал двигаться.
- Попробуем разобраться, почему по пустыням не текут реки. С помощью пипетки налейте воду на песок. Что произошло? (Ответы детей). Песок впитал воду. Даже если в пустыне бывает дождь, вода мгновенно поглощается песком.
Так почему же в пустыне почти нет воды, растений и животных? (Ответы детей). Песок постоянно движется, вода быстро впитывается песком.
- Наше занятие подошло к концу. Мы с вами не успели поговорить еще о многих интересных науках, которые вам предстоит изучать в школе. Впереди у вас много интересных открытий. Желаю вам получить в школе много знаний и много хороших оценок. Спасибо! До свидания!