Ирина Данилова
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Эволюция одежды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие детского дизайна в процессе познавательной деятельности по формированию представлений об эволюции одежды
Задачи:
• познакомить детей с предметами одежды первобытных людей и старославянского народа;
• продолжать развивать ориентацию детей в пространстве и во времени;
• закрепить умения соотносить тип одежды и человека, которому она принадлежит;
• воспитывать интерес к истории развития человека;
• развивать любознательность;
• воспитывать уважение к истории о наших предках;
• расширять словарный запас детей;
Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности „Эволюция одежды“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• развивать творческое воображение.
Оборудование:
• презентация на тему «Эволюция одежды» с изображениями костюмов древних, старославянских и современных людей;
• аудиозаписи: «Музыка воды», «По морям, по волнам…», «Маленькая модница» (минус, «Под небом Парижа» (минус);
• самодельная карта с изображением Реки Времени и трёх временных промежутков «Древность», «Старина» и «Наше время»;
• наклейки с изображением древней, старославянской и современной одежды;
• фуражка;
• флажки;
• скамейки;
• стойка для обручей;
• штурвал;
• ткань разной фактуры и цветов;
• тесьма.
Ход занятия
Оргмомент
(Дети входят в зал и встают перед гостями полукругом)
Воспитатель:
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Дети:
Здравствуйте!
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами снова отправимся в путешествие по Реке Времени. Как вы думаете, что послужит нам транспортом?
Дети:
Корабль!
Воспитатель:
Ну, конечно же, корабль. Давайте вместе с вами построим его.
( Дети совместно с воспитателем строят корабль: мальчики ставят скамейки, девочки протягивают флажки, а воспитатель привязывает их и устанавливает штурвал)
Воспитатель:
Отлично! Наш корабль готов! А кто знает, как называют людей на корабле, которые поднимают паруса, работают вёслами?
Дети:
Матросы!
Воспитатель:
А кто стоит за штурвалом?
Дети:
Капитан!
Воспитатель:
Правильно, ребята. Вот и нам нужен капитан для нашего корабля. А выберем мы его с помощью считалочки:
Мы сегодня без обмана
Выбираем капитана.
Приготовьтесь! Раз, два, три!
Капитаном будешь ты!
Воспитатель:
Отлично! Капитан у нас Ваня, а остальные ребята будут матросами.
(Воспитатель надевает капитану фуражку и бинокль)
Теперь давайте подойдём к нашей карте, чтобы определиться с маршрутом, по которому нам предстоит сегодня отправиться в путешествие.
(Дети вместе с воспитателем подходят к карте и прокладывают весь маршрут, капитан двигает кораблик)
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Корабль мы построили, маршрут проложили - всё готово!
Но прежде, чем зайти на борт, нужно размяться, ведь вам придётся работать вёслами, а капитану управлять штурвалом.
(Фонограмма «По морям, по волнам…», дети вместе с воспитателем выполняют разминку)
Воспитатель:
Отлично, ребята! Теперь я уверена, что вы готовы к путешествию! Приглашаю всех на борт! Капитан, к штурвалу!
(Дети занимают места на корабле)
Основная часть
(Фонограмма «Музыка воды» и 1й слайд презентации)
Воспитатель:
Ой, ребята, посмотрите! Мы с Вами оказались в Древнем Времени. Помните, что за люди жили много-много лет назад? (Ответы детей).
В Древнем Времени жили первобытные люди, которые не умели говорить, а лишь издавали различные звуки; ходили не прямо, как мы, а сгорбившись. У них не было тканей, ниток, иголок, и они не могли сшить себе одежду. Зато они охотились на диких животных и научились делать себе набедренные повязки из их шкур для мужчин и меховые накидки – для женщин.
(2й слайд презентации)
Это и стало самым первым предметом одежды в истории человечества. А как вы думаете, ребята, на какую современную одежду похожа набедренная повязка? А меховая накидка? (Ответы детей).
Воспитатель:
Молодцы! Ну что, ребята, поплыли дальше?
(Фонограмма «Музыка воды» и 3й слайд презентации)
Воспитатель:
Посмотрите, где же мы оказались? Корабль перенёс нас в Старое время, или по-другому, в Старую Русь. Здесь уже мы видим людей, похожих на нас, умеющих разговаривать, правильно ходить и трудиться. Посмотрите внимательно, ребята, что же за одежда на этих людях? (Ответы детей).
Совершенно верно, здесь мы уже видим одежду из ткани – домотканого холста, атласа, шёлка.
(4 слайд презентации)
Воспитатель:
Основой как мужского, так и женского костюма являлась рубаха. Мужская была длиной до середины бедра, а женская могла быть и до пят. Поверх рубахи женщины надевали сарафан, иногда ещё передник, а мужчины – штаны. Свою рубаху мужчины подпоясывали.
Вся одежда была украшена вышивкой, но служила она не только для красоты – она считалась оберегом от сглаза и прочих бед. Помимо этого, по вышивке можно было определить, сколько человеку лет, из какой он деревни. А женский передник в старину был, словно паспорт женщины – посмотришь на него и всё узнаешь о хозяйке. Например, если на переднике вышиты кони – значит, у этой женщины есть сыновья, а если птицы – значит, дочери. Обувью сначала служили только плетёные из лыка лапти, а позднее появились и сапоги.
Обязателен был и головной убор, особенно для женщин. Показаться на улице с простыми, непокрытыми волосами значило опозориться, или как говорили в те времена «опростоволоситься». Только маленьким девочкам было разрешено выйти на улицу лишь с атласной ленточкой на голове.
Здесь изображена женщина в кокошнике. Его носить могла только замужняя женщина, для девушек был свой головной убор - сорока. Назвали его так потому, что у косынки был как бы хвост и два крыла.
Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.
Ну что, продолжим путешествие?
(Фонограмма «Музыка воды» и 5й слайд презентации)
Воспитатель:
Посмотрите-ка, ребята, вот мы и оказались в нашем времени. Все вы знаете о том, какую одежду мы сейчас носим, поэтому я предлагаю вам покинуть борт нашего корабля и превратиться в настоящих моделей – продемонстрировать свою одежду. Я первой пройдусь по подиуму, а после меня вы, друг за другом, представите свою одежду.
(Включается фонограмма «Маленькая модница», дети вместе с воспитателем демонстрируют свою одежду)
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Ну а теперь давайте совершим путешествие в будущее. Занимайте свои места на корабле.
(Фонограмма «Музыка воды» и 6й слайд презентации)
Воспитатель:
Ребята! Вот мы и оказались с вами в будущем. Но посмотрите! На экране ничего нет! Ведь мы же с вами не знаем о том, что ждёт нас через несколько лет. Поэтому давайте мы немного пофантазируем и придумаем одежду будущего сами. Девочки будут моделями, а мальчики - знаменитыми модельерами. У вас у всех будут различные материалы для создания нарядов. Покиньте, пожалуйста, борт корабля - я приглашаю вас в Дом Моды!
(Фонограмма «Под небом Парижа», дети парами проходят к стульям с тканью и тесьмой и начинают придумывать одежду будущего)
Воспитатель:
Ребята, я вижу, что у вас уже всё готово. Прошу моделей выйти на подиум и представить свои наряды!
(Под фонограмму «Под небом Парижа» девочки демонстрируют наряды)
Воспитатель:
Уважаемые модельеры! Подойдите, пожалуйста, к своим моделям и расскажите нам, как называются ваши наряды. (Ответы детей)
Заключительная часть
Воспитатель:
Вы просто молодцы, ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие. И нам пора вернуться в наш сад. Занимайте места на корабле. Капитан, полный вперёд!
(Фонограмма «Музыка воды»)
Воспитатель:
Ребята! Вот мы и вернулись в наш сад. Я прошу вас покинуть борт корабля и подойти ко мне.
(7 слайд презентации)
Воспитатель:
Давайте мы с вами вспомним, где были сегодня? Что видели? (Ответы детей).
Посмотрите, ребята, у меня есть три карточки с изображением одежды разных времён. Давайте каждую из них мы поместим на нашу карту в правильном порядке, то есть в соответствии с тем временным промежутком, в котором эту одежду носили. А капитан мне в этом поможет.
(На карту вывешиваются наклейки с изображениями одежды)
Воспитатель:
Молодцы, ребята! А теперь давайте подумаем, чем же всё-таки отличается одежда прошлого от той, которую мы носим сейчас? (Ответы детей).
Ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами! А сейчас я предлагаю вам пройти в группу и полюбоваться на свои костюмы будущего. Попрощайтесь с гостями. Спасибо вам!