Алена Губина
Конспект образовательной ситуации «Русская национальная одежда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной ситуации на основе системно - деятельностного подхода.
ФИО педагога: Губина А. Д.
Тип образовательной ситуации : «Открытие нового знания»
Тема: «Русская национальная одежда»
Цель: формирование представлений детей об особенностях русского национального костюма, с его составных частей и декоративных элементов.
Публикация «Конспект образовательной ситуации „Русская национальная одежда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Образовательные задачи :
• Закреплять начальные знания детей о русском национальном костюме.
• Побуждать детей к самостоятельному выбору материалов, объектов,, способов и элементов украшения; а так же характерных особенностей поведения своего персонажа (куклы) в гостях;
• Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.
• Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.
Развивающие задачи:
• развивать творческие способности детей при рисовании декоративных элементов;
• Развивать способность проявлять инициативу и самостоятельность.
• Развивать способность активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
Воспитательные задачи:
• воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, оценки и самооценки результатов деятельности;
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, 8 детских столов, 16 стульев
Материалы:
• Настольный макет русской избы с мебелью,
• картонные куклы в национальной одежде, картонные куклы без одежды, готовые силуэтные изображения частей одежды для украшения с клапанами для надевания на кукол;
• «угощение» для гостей, слепленное во время предыдущего занятия, музыкальное сопровождение деятельности. ;
• Карандаши, различные краски (гуашь, акварель, пальчиковые, фломастеры; кисточки и тычки.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию
Дидактическая задача: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность, активизировать их знания об русской- народной одежде.
Воспитатель собирает детей вокруг себя
Сюрпризный момент: на макете русской избы появляется конверт.
Если дети его не замечают, то педагог обращает внимание на него.
Воспитатель: «Как вы думаете, что в конверте?»
Дети: «Письмо, картинки».
Воспитатель читает письмо от Иванушки и Алё нушки:
Здравствуйте, дорогие дети. Пишут вам Алёнушка и Иванушка. Скучно нам стало в эти зимние деньки одним. Хотели мы устроить праздник и позвать гостей, но не знаем, как и во что нарядить нам гостей. Помогите нам пожалуйста.
Воспитатель: «Дети, сможем ли мы с вами помочь Алёнушке и Иванушке?»
Дети: «Да».
2. Актуализация знаний
2. 1 Игра знакомая детям: «Магазин одежды»
Дидактическая задача: Активизировать личный опыт детей, их знание и представление о русских народных костюмах, о быте того времени.
Воспитатель: «Давайте вспомним, какие предметы одежды мы знаем?»
Дети: «Брюки, футболки, платья… .».
Воспитатель: «А какую одежду мы одеваем на физкультуру?»
Дети: «Спортивные штаны, футболка, чешки…».
Воспитатель: «Правильно! Это спортивная одежда! А что мы одеваем дома?»
Дети: «Халат, пижаму…».
Воспитатель: «Молодцы. Это домашняя одежда. Существует очень много разной одежды : спортивная, домашняя, праздничная, одежда для улицы, рабочая. Сможете ли вы отгадать мои загадки про одежду?
Сшили из чёрной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге-
Не промокнут наши ноги.
Дети: «Сапоги».
Воспитатель:
«Дали братьям тёплый дом
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
Дети: «Варежка».
Воспитатель:
«Домик для головы».
Дети: «Шапка».
Воспитатель:
«Чтоб в мороз не мерзла Люба,
Мама ей купила…»
Дети: «Шуба».
Воспитатель: «Молодцы. Это верхняя одежда. Её мы одеваем на улицу. А во что нам нужно одеть кукол, чтобы они смогли пойти на праздник к Алёнушке и Иванушке».
Дети: «В праздничную и нарядную одежду».
2.2
Дидактическая задача: Подготовить среду для совместного поиска ответа на вопросы о русском народном костюме (мужском и женском, расширять словарный запас.
Воспитатель: «Как вы думаете, чем праздничная одежда отличается от повседневной?»
Дети: «Она красивее и ярче».
Воспитатель: «Правильно, на праздник мужчины и женщины приходили в нарядных одеждах. Мужчины одевали особые красивые рубашки. Она застёгивалась очень интересно, застёжка была сбоку, а не посередине груди и называлась она косоворотка (косой ворот). Эти рубахи украшались вышивкой.
4. Открытие нового знания.
Просмотр презентации «Русский народный костюм»
Рассказ о женской будничной и нарядной одежде, элементов одежды.
Беседа о мужской одежде, о её декоративном украшении.
5. Включение нового знания в систему знания ребенка.
Дидактические задачи: Апробировать и предложить материал, который возник с помощью детей.
5.1 Дидактическая игра «Перепутанная одежда»
Воспитатель: Посмотрите, у меня в шкафу перепуталась вся одежда : и русская народная. Помогите мне навести порядок. Давайте разложим современную одежду на правую полочку, а русскую народную на левую полочку!
Рассматривание картинок с изображением русских народных костюмов.
Воспитатель: «Как одеть гостей мы знаем. Я купила в магазине одежду, но с ней что-то не в порядке.»
Дети: Она не раскрашена!
Воспитатель: «Такие куклы у нас есть, но они не одеты. В таком виде они никуда не могут пойти. Что делать?»
Дети: «Одеть».
Воспитатель: «Одежда у нас то же есть, но она не раскрашена. Давайте мы раскрасим её, чтобы нарядить кукол».
Предложить детям самостоятельно подготовить своё рабочее место, выбрать материалы для работы.
Воспитатель: Подумайте, чем лучше раскрасить платья! Акварельные краски долго сохнут! Что лучше взять, чтобы платья не были мокрыми.
Дети: Гуашь, карандаши, фломастеры!
Воспитатель: Правильно! Можно взять ещё пальчиковые краски и тычки!
Дети раскрашивают сарафаны и наряжают своих кукол.
Воспитатель: Теперь можно отправляться в гости.
«Проходите, гости дорогие, присаживайтесь за столы дубовые, угощайтесь на здоровье. В избе накрыт стол, на нём пряники!
Дети: Это наши пряники, мы их лепили сами!
5.2 Начинается сюжетно-ролевая игра, гости здороваются, знакомятся, выстраивают диалоги.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: Создать условие для того, чтобы дети могли составить ответ на поставленную проблему, адекватно оценить приложенные усилия в решении игровых и познавательных задач. Нацелить детей на дальнейшее познание.
Воспитатель: «Как вы думаете, смогли мы помочь Алёнушке и Иванушке?
Дети: «Да».
Воспитатель: «А как?»
Дети: «Раскрасили для кукол красивую и нарядную одежду, привели гостей в дом!
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые звёздочки лежат у меня на подносе. Дети, кто понял, чем русская народная одежда отличается от современной- возьмите красные звездочки! А кто немного запутался и не мог понять, чем отличаются эти виды одежды- возьмите зелёные звёздочки.
Воспитатель: «Спросите у родителей, какую одежду носили их бабушки и дедушки и на какие праздники они в ней ходили.»