татьяна трифонова
Конспект образовательной ситуации «История ложечки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной ситуации по образовательной области "Познавательное развитие" «История ложечки» в средней группе
Цель: устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете-ложке.
Задачи:
Образовательные
Публикация «Конспект образовательной ситуации „История ложечки“ в средней группе» размещена в разделах
• Обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных преметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям).
• Обучать детей классифицировать предметы
• Формировать элементные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства.
Развивающие
• Развивать творчество и фантазию при изготовлении декоративных ложек.
• Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы,
• Закреплять умение сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу)
Воспитательные
• Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.
Ход деятельности:
Воспитатель играет с детьми пальчиковую игру в кругу. Заходят гости.
Воспитатель: Ребята, а у нас сегодня гости, поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте.
(раздается грохот, домовенок Кузя заглядывает в чугунки в поиске еды, гремит посудой).
Домовенок: Есть хочу! Хочу блинов с творогом! Киселя густого!
Воспитатель: Какой интересный гость к нам пожаловал! Как вы думаете, кто это? (дети высказывают предположения)
Воспитатель: Кажется, догадалась. Я думаю это Домовенок.
-Домовой это душа любого дома, поэтому он так и называется. Он любит, когда ребята совершают хорошие, добрые дела. А если кто-то совершает плохие поступки, то он начинает прятать вещи, стучать, бить посуду. Обычно домовой живет за печкой? В современных квартирах нет печек, но он находит тихие, укромные места. Это может быть батарея, кладовка, порог.
Предлагаю подойти поближе и познакомиться.
Здравствуй, Домовенок. Как ты здесь очутился?
Домовенок: Меня зовут Кузя. Я давно живу в вашем детском саду, охраняю ваши игрушки по ночам. А днем мне так нравится слушать, как вы поете добрые песни, читаете сказки, стихи и потешки. Я давно хотел с вами познакомиться. Как вас зовут?
Воспитатель: Кузя, а что это у тебя? (Воспитатель обращает внимание на сундучок)
Кузя: Это сундучок мой заветный!
Сундучок мой, сундучок, позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка! (достает из сундука миску, ложку, салфетку)
Кузя: Ой, тошно мне. Хооочется чегой- то. сам не знаю чегооо.
С малых лет жил в людях, ел не досыта, спал без просыпа… Недосыпал, в общем, я. (усаживается и начинает стучать ложкой по миске и кричать).
-Ох, блинов хочу…. со сметаной! Фу, какая ложка некрасивая. Не хочу такой есть! (бросает ложку на пол)
Воспитатель: Кузя, разве можно себя так вести! Ребята, расскажите, пожалуйста, Кузе какие Вы знаете правила поведения за столом.
Дети: Есть надо сидя за столом; шуметь не принято за столом, сидеть нужно ровно, прямо; не ставить локти на стол и т. д.
Воспитатель (поднимает ложку) : Ребята, посмотрите какая у Кузи интересная, необычная, старинная ложка.
Ребята, кто – нибудь, из вас задумывался, когда и как появилась наша незаменимая помощница, первая ложка? (ответ детей)
Ребята, я предлагаю вам присесть и послушать удивительную историю возникновения ложки. Кузя присаживайся вместе с нами.
Рассказ воспитателя: очень–очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было никакой посуды (слайд 1). Со временем они научились вытачивать из камня инструменты (слайд 2, добывать и сохранять огонь. Ребята, как вы думаете, почему неудобно было есть каменной ложкой? (она была очень тяжёлая, края у неё были неровные, и во время еды она обжигала рот).
Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы (слайд 3, которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными. В них можно было хранить и варить еду, а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда, и самая первая ложка.
Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и размеров (слайд 4)
В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят там палочками (слайд 5) или руками (слайд 6)
Ложки могут быть разными.
Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны?
из нержавеющей стали (металлическая ложка) (слайд 7,
из дерева (деревянная ложка) (слайд 8,
пластмассовая ложка (слайд 9,
стеклянная ложка (слайд 10).
Существуют ложки разного размера и разной формы, каждая ложка предназначена они для определенного блюда.
Воспитатель: Попробуем вместе разложить ложки по их назначению.
Как вы думаете для первых блюд, горячего супа, какие используют ложки? (ответ детей столовые ложки)
А для десерта? (десертные, для чая (чайные) (чайная ложка нужна для того, чтобы накладывать сахар, угощаться вареньем, для специй (острых, сыпучих) (очень маленькие).
Вот видишь Кузя, сколько времени, труда и любви вложил мастер, чтобы изготовить твою ложку (слайд 11). Чтобы она стала ярче и у тебя поднялось настроение, я предлагаю ее украсить (слайд 12). Ребята, каким способом мы можем украсить ложки Домовенка? Молодцы, много способов росписи ложек вы назвали. А я предлагаю вам еще один.
Воспитатель: Украшать ложку мы будем с помощью цветного песка.
Напомните мне, что мы будем делать сначала? (намазываем клеем) (опускаем кисть в клей, затем заполняем им контур). А что будем дальше? (насыпаем песок) На клей насыпаем волшебный песок. А далее? (прижать песок пальцем) А когда он приклеится, лишний песок стряхиваем в тарелочку (дети изготавливают изобразительные работы под музыкальное сопровождение).
Воспитатель: Ребята, предлагаю разложить готовые ложки Кузе на поднос, чтобы все ребята смогли полюбоваться.
Кузя: Спасибо, ребята. Такие яркие, замечательные, расписные ложки у вас получились.
(раскладывает ложки на столе).
Ворона, лети в лес, приглашай Бабу-Ягу в гости! Я стол буду накрывать.