Афонина Вера
Открытый урок по литературному чтению в 1 классе «Русская народная сказка «Рукавичка» по УМК «Школа России»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Русская народная Сказка «Рукавичка».
Цели:
Метапредметные:
формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
формирование навыка чтения;
формирование умения контроля, оценки и самооценки деятельности;
формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной
цели;
формирование умения формулирования собственного мнения и позиции
развитие процессов мышления, памяти, внимания.
Личностные: воспитание самостоятельности, организованности.
Предметные:
Темочки:
- Варежки, перчатки, рукавички
- Литературное чтение
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русские народные сказки
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Русский язык, 1 класс
- Чтение, детская литература
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Рукавичка», сказка
- Темочки
формирование представлений об особенностях сказки «Рукавичка»;
формирование представлений учащихся о народной и литературной сказке;
формирование умений характеризовать сказочный персонаж;
формирование умения соотносить главную мысль сказки и пословицу.
Тип урока : открытие новых знаний.
Дидактический материал:. Литературное чтение. 1класс.
Раздаточный материал: Карточки с названием героев сказок «Теремок» и «Рукавичка», Оборудование: компьютер, медиа проектор
Ход урока.
I.Целеполагание.
- Какую большую тему мы с вами начали изучать? Вернитесь на ту страницу и прочитайте название. Чему мы научимся, изучая произведения этой главы? Вот сегодня мы это и проверим.
II. Проверка домашнего задания
- Какое произведение мы изучили на прошлом уроке? (сказка «Теремок»)
-Назовите героев сказки (мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-по горе увертыш, лисичка-сестричка, волк-из кутов хватыш, медведь-тяпыш ляпыш всех давишь)
-А давайте попробуем ее рассказать по ролям. (Дети инсценируют сказку)
-Какая пословица подходит к сказке и почему?
На экран проецируется фото Е. Чарушина и его книга «Теремок» Кто автор сказки «Теремок»? (Е. Чарушин). Какая это сказка?Почему?
Вывод. Это сказка авторская.
III.Первичный синтез
-Любите ли вы читать сказки?
-Сказки читать интересно. В них происходят чудеса и приключения.
Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушка и бабушка, им тоже рассказывали сказки взрослые.
Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой пересказывал, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась из уст в уста. Так сказки становились народными. Имя автора не запоминалось.
-Вот и сегодня мы отправляемся в сказку. Угадай, как она называется?
Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их ….
– Итак, сегодня мы будем читать русскую народную сказку «Рукавичка».
Что такое рукавички? Из чего вяжут?
а) Работа с учебником. -Откройте учебник на с. 38. -Прочитайте название сказки.
Дети: Рукавичка.
-Есть ли автор у данной сказки? -Как называется такая сказка? (народная) -Кто читал эту сказку? На какую сказку она похожа? (Ответы детей)
-Прочитаем сказку «Рукавичка» и попробуем установить сходства и различия в сказках
«Теремок» Е. Чарушина и народной сказке «Рукавичка»
б) Словарная работа
ЧТЕНИЕ ТРУДНЫХ СЛОВ.
На экран проецируется:
об-ро-нил – обронил
по-пры-гуш-ка – попрыгушка
по-скре-буш-ка – поскребушка
спра-ши-ва-ет – спрашивает
по-бе-гай-ка – побегайка
сест-рич-ка – сестричка
бре-дет – бредет
не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться
в) Чтение сказки учителем. -Внимательно следите за чтением, отмечая различия в сказках карандашом.
IV.Вторичный синтез
-Давайте назовем героев этой сказки
а) Беседа. -Чем похожа и чем отличается сказка от сказки «Теремок»?
(ответы детей) -Чему учит сказка «Рукавичка»? (доброте, дружбе)
4. Работа над сравнением сказок.
Давайте теперь найдем отличия в сказках
Мышка-норушка-мышка-поскребушка
Лягушка-квакушка-лягушка-попрыгушка
Заяц-на горе ув ртыш-зайчик-побегайчик
Лисичка-сестричка-Лисичка- сестричка
Волчок-серый бочок-Волчок-серый бочок
Кабан-клыкан
Медведь-люблю реветь-Медведюшка-батюшка
Дети на партах выкладывают названия героев по сказкам
4. Самопроверка с презентации. На экран проецируются герои сказок (разбить на 2 столбика)
3. Анализ пословиц
Не учись разрушать, а учись строить.
Сила сломит все, а ум – силу.
– Объясните смысл этих пословиц.
V. Итог урока.
– С каким произведением мы сегодня познакомились?
– Кто его автор?
– Чему учит нас сказка «Рукавичка»?
На уроке я узнал…
Я запомнил …
Мне понравилось…
Похвалил бы себя за…
Мышка-норушка-
Мышка-поскребушка
Лягушка-квакушка
Лягушка-попрыгушка
Заяц-на горе ув ртыш
Зайчик-побегайчик
Лисичка-сестричка
Лисичка- сестричка
Волчок-серый бочок
Волчок-серый бочок
Кабан-клыкан
Медведь-люблю реветь
Медведюшка-батюшка