Татьяна Скрягина
«Насекомые». Конспект образовательной ситуации ОНЗ в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : речевое развитие
Возрастная группа : старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Тема: «Насекомые»
Основные цели: формировать умение составлять описательные рассказы (загадки) о насекомых с помощью схемы
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Дидактические материалы: фотографии насекомых; схема для составления описательных рассказов (загадок); силуэты стрекоз; карточки – загадки (по количеству детей); разрезные картинки.
Оборудование: мольберт, мяч, конверт, объявление.
Краткая аннотация к работе: в ходе образовательной ситуации у детей активизируются знания по теме «Насекомые». Дети учатся составлять загадки о насекомых с помощью схемы. Развивается связная речь, мышление, воображение. Образовательная ситуация представляет интерес для педагогов старших возрастных групп.
Ход образовательной ситуации:
Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать деятельность детей, создать условия для возникновения у детей стремления составлять загадки о насекомых.
В. Дети, посмотрите, какое объявление я увидела, когда шла в детский сад. «Внимание, внимание! В детском саду №81 объявляется конкурс загадок о насекомых. Принять участие в конкурсе могут дети старших и подготовительных к школе групп. Победителей конкурса ждут призы!»
В. Хотите принять участие в конкурсе? Сможете? Что нам для этого нужно сделать?
Актуализация знаний.
Дидактическая задача: актуализировать знания детей о насекомых - среда обитания насекомых, пользе и вреде, питании, строении, способах передвижения.
В. Дети, как вы думаете, почему конкурс объявлен именно сейчас?
Какие изменения происходят весной в природе? (тает снег, ярче греет солнце, прилетают птицы, появляются первые цветы, просыпаются насекомые).
Первыми просыпаются насекомые, в названии которых есть звук [б]. Какие это насекомые дети? (бабочка, божья коровка).
Педагог выставляет соответствующие картинки насекомых на мольберт.
Следующими, просыпаются насекомые в названии которых, есть звук [м] (муха, муравей, майский жук).
Затем просыпаются насекомые в названии, которых есть звук [к] (комар, клещ, кузнечик).
И последним, просыпается насекомое, в названии которого есть звук [ш] (шмель).
Вот сколько насекомых просыпается весной. А вспомнить где живут насекомые, чем питаются, как передвигаются, пользе или вреде нам поможет игра «Доскажи словечко». Становитесь в круг.
Правила игры: педагог бросает мяч ребенку, называя насекомое и его признак, а ребенок должен вернуть мяч и назвать признак другого насекомого :
1. Кузнечик прыгает, а муравей (ползает)
2. Бабочка разноцветная, а майский жук (одноцветный, коричневый)
3. Комар вредное насекомое, а шмель (полезное)
4. Божья коровка питается тлей, а майский жук (молодыми листьями)
5. Муравей живет в муравейнике, а шмель (в гнезде, под землей)
6. Шмель жужжит, а кузнечик (стрекочет)
7. У божьей коровки 6 лап, а у бабочки (тоже 6)
8. Муравей ползает, а бабочка (летает)
9. Бабочка опыляет цветы, а муха (разносит микробы)
10. Кузнечик живет в траве, а клещ (тоже в траве)
Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: формировать опыт преодоления затруднения под руководством воспитателя, фиксации затруднения и понимания его причины.
Дети садятся на свои места.
В. Молодцы, сколько много, вы знаете о насекомых! Значит, готовы составлять загадки о них! Составляйте.
Возникает затруднение.
Смогли? Почему не смогли? (не знаем, как составить загадки)
«Открытие» нового знания (способа действия).
Дидактическая задача: формировать представление о составлении загадок по схеме.
В. Что же делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (можно спросить у того, кто знает) Где еще можно получить информацию, знания?
Ответы детей.
В. Какой вариант нам подходит? Спросите, у кого спросите?
Дети обращаются с просьбой к воспитателю.
В. Посмотрите, что у меня есть? (педагог вывешивает схему). Это схема, которая поможет составить загадки о любом насекомом. Давайте рассмотрим ее.
Первый квадратик пустой, потому что в нем отгадка, то есть то насекомое, которое мы загадаем; второй обозначает – где живет насекомое; третий – размер насекомого; четвертый – окраску насекомого; пятый – чем питается насекомое; шестой – приносит пользу или вред человеку.
Послушайте, какую я составлю загадку о насекомом, и постарайтесь её отгадать. Я возьму карточку, с изображением насекомого, со стола, посмотрю на нее, но не покажу ее вам. Это насекомое живет в жилище человека, оно маленького размера, черной окраски, питается остатками пищи, приносит вред человеку. Догадались кто это дети? (муха)
Молодцы, отгадали! Кто хочет составить загадку о насекомом?
Самостоятельное составление описательных рассказов детьми по схеме.
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
Дидактическая задача: закреплять умение детей составлять загадки с помощью схемы.
В. Как много вы составили загадок о разных насекомых, и вдруг прилетела стрекоза.
Педагог раздает детям силуэты стрекоз, дети закрепляют их на среднем пальце правой руки (левой руки).
Гимнастика для глаз «Стрекоза» (2 раза)
Дидактическая задача: организовать активный отдых детей.
Прилетела стрекоза. (рука согнута перед грудью движется в левою сторону)
Как горошины глаза, (не поворачивая голову сопровождать глазами движение руки)
Вправо, влево посмотрела, (повернуть руку вправо, влево; не поворачивая голову глазами двигать вправо, влево за рукой)
Над полянкой пролетела (круговые движения руки перед собой, круговые движения глазами за рукой)
Вверх и вниз она смотрела, (руку поднять вверх, опустить вниз; не поворачивая голову двигать глазами вверх, вниз за рукой)
Покружилась, посидела, (круговые движения руки вверху, круговые вращения глазами за рукой)
К быстрой речке улетела. (рука согнута перед грудью движется в правою сторону, не поворачивая голову сопровождать глазами движение руки)
В. Дети, загадки мы составили, а записать для конкурса забыли. Предлагаю записать их с помощью картинок. Присаживайтесь за столы. Посмотрите, перед вами лежат карточки-загадки и разрезные картинки. В первом кармашке изображено насекомое, а остальные кармашки пустые. Расставьте разрезные картинки в соответствии со схемой (где живет насекомое, какого размера, какой окраски, чем питается, полезное или вредное).
Самостоятельное выкладывание детьми загадок с помощью разрезных картинок.
В. Составили загадки? Поменяйтесь карточками-загадками в парах. Проверьте, правильно записаны загадки.
Педагог предлагает детям «прочитать» загадки друг друга.
Загадки готовы. Теперь сложим их в конверт и отнесем на конкурс загадок о насекомых.
Осмысление.
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что делали и создать ситуацию успеха.
В. Дети, смогли мы принять участие в конкурсе загадок? Что для этого мы делали? Какие знания мы использовали для составления загадок? Что еще помогло составить загадки?
Молодцы!
Комментарии к сценарию: данная тема занятия в технологии «ситуация» ОНЗ отражена в образовательной области «Развитие речи», раздел «Развитие связной речи», комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий»// Научный руководитель Л. Г. Петерсон /Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. В последующем можно порекомендовать родителям дома с детьми составлять загадки по схемам на другие темы.
Использованная литература:
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»// Научный руководитель Л. Г. Петерсон /Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. - М. : Цветной мир, 2014
Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. – М. : Сфера, 2013
Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя (Игры и упражнения со звучащим словом). – М. : Просвещение,1983