Валерия Юрьевна Коротицкая
Конспект образовательной ситуации «Откуда на небе берется радуга?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной ситуации "Откуда на небе берется радуга?"
1. Задачи:
Образовательные
- Подвести к пониманию того, как образуется радуга. (Рассматривание радуги на небе после дождя. Наблюдаем, что радуга после дождя появляется только тогда, когда появляется солнышко. Только в солнечном свете можно увидеть радугу.)
Публикация «Конспект образовательной ситуации „Откуда на небе берется радуга?“» размещена в разделах
- Опытным путем показать появление радуги и последовательность расположения цветов в ней. (Выдуваем мыльные пузыри и рассматриваем, что в них тоже видна радуга. Радугу можно увидеть только в солнечном свете)
-Закреплять умение слушать и понимать заданный вопрос, правильно отвечать на него.
- Развивать умение работать по подгруппам. (рисуем красками, карандашами, выкладываем из пластилина, из тесьмы разных цветов, делаем аппликацию из бумаги.)
-Расширять словарный запас. (фазан, фиолетовый)
- Развивать у детей творческое воображение, умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать их. (Запоминаем порядок расположения цветовой гаммы. Ищем образные сравнения, например, сравниваем радугу с цветным мостиком. Творческая мастерская)
Развивающие
- развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая воспитанников к простейшим экспериментам;
- развивать мышление, творческое воображение, познавательную активность, умение делать выводы, умозаключения;
- Совершенствовать развитие мелкой моторики рук
Воспитательные
-воспитывать способность видеть красоту природы,
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в коллективе.
2. Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций о природном явлении – радуга, произведений художников А. Саврасова «Радуга», К. Сомова «Пейзаж с радугой», А. Куинджи «После дождя. Радуга»; чтение: сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», стихов: «Цвета радуги» А. Венгера, «Радуга» В. Степанова, «Радуга» Л. Грана, «Радуга» Г. Лагздынь, «Радуга» С. Маршака, разгадывание загадок о природных явлениях, игра-презентация «Радуга-дуга», слушание песен Г. Гладкова «Радуга», «Пусть падают капли, а мы веселимся», «От улыбки в небе радуга проснется…», «Раз-два радуга…», «Звуки дождя», показ мультфильма «Радуга», разучивание игр «Радуга, появись» и «Краски», создание «радужного альбома».
3. Демонстрационный и раздаточный материал:
атласные ленты, картинки с изображением солнца и дождя, радуги. изобразительные материалы : бумага, кисти, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей. материалы для экспериментирования: мыльные пузыри.
4. Ход ситуации :
1. Дети стоят в кругу в середине группы.
Воспитатель загадывает загадку:
Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Появились на пути,
В них ни въехать, ни войти. (дети отгадывают загадку).
Воспитатель предлагает детям подойти к окошку и посмотреть на небо.
Воспитатель задает вопрос:
- Ребята, а вы как думаете, когда на небе может появиться радуга? (ответы детей (Рассматривание радуги после дождя на небе. Наблюдаем,что радуга после дождя появляется только тогда, когда появляется солнышко)
Дети и воспитатель подходят к центру природы, где на мольберте прикреплены картинки с изображением как солнце выглядывает из за тучи из которой идет дождь. Картинки с мелкими и крупными каплями дождя. Рядом на стуле лежат разноцветные ленточки всех цветов радуги.
Рассказ воспитателя про радугу :
Построили радугу главные «мастера» в небе – солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на Землю, и вот из-за тучки уже появляется солнце. Солнце светит сквозь падающие капли, лучи его проходят сквозь дождевые капли, преломляются и на небе возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее капли, тем радуга ярче. Если капли мелкие, радуга кажется бледной и менее яркой.
-Как мы уже с вами знаем, что солнечные лучи и дождевые капли, какого цвета? (ответы детей)
- Если луч и капля бесцветные, то почему же радуга разноцветная? Как вы думаете (ответы детей)
-Ребята, а какие цвета на радуге (ответы детей)
- Посмотрите (показывает на стульчик с ленточками) ,все полоски у радуги смешались и не могут вспомнить в каком порядке им встать. Давайте поможем полоскам встать правильно, но для начала проговорим в каком порядке расположены полоски на радуге (ответы детей).
- А теперь поделимся на две команды и каждая команда расположит полоски радуги на коврике в правильном порядке. (проведение игры)
После проведения игры, воспитатель просит подойти к столам, где на каждого ребенка подготовлены мыльные пузыри.
- Ребята, а вы знали, что в мыльных пузырях тоже живет радуга? Давайте с вами посмотрим. (Дети надувают мыльные пузыри и наблюдают. Делают выводы.)
- Молодцы ребята, все увидели радугу. Давайте с вами вспомним,какие цвета есть в радуге,но для начала я хочу вам прочитать считалочку,в которой каждая первая буква в слове- это цвет радуги. Каждый охотник желает знать,где сидит фазан. (Дети повторяют считалочку за воспитателем)
- Ребята, так какой цвет за каким следует в радуге (Ответы детей)
-Молодцы! А теперь я предлагаю сесть на коврик и внимательно меня послушать. Я вам буду загадывать загадки.
Дети садятся на коврик в произвольном порядке и смотрят на воспитателя.
-Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три —
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать? (Радуга)
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.
(Красный цвет)
Каждый апельсин им полон,
Веселей с ним даже клоун,
Он повсюду на лисе
И на белке в колесе.
(Рыжий цвет)
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке.
(Желтый цвет)
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести.
(Зелёный цвет)
Он на небе в день погожий
И на незабудках тоже,
А на крыльях мотылька,
Может он взлететь с цветка.
(Голубой цвет)
Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом.
(Синий цвет)
Увидав его под глазом,
Драчуна жалеют сразу,
А вот баклажан и слива
С ним довольны и счастливы.
(Фиолетовый цвет)
- Молодцы ребята, все загадки отгадали. А теперь посмотрите на картинку с радугой и подумайте, на что похожа радуга (ответы детей)
-Ребята, мы сегодня с вами изучали цвета радуги и вы все отлично узнали и запомнили все цвета. А сейчас я предлагаю вам взять в центре ИЗО все, что вам захочется и сделать из этого радугу. (Дети изображают радугу различными техниками: рисуют красками, карандашами, выкладывают из пластилина, из тесьмы разных цветов, делают аппликацию из бумаги).
-Молодцы ребята, вы сделали такие красочные и яркие радуги. Предлагаю вам составить выставку ваших работ.