Ирина Михнёва
Конспект образовательной ситуации для детей старшего возраста «Лекарственные травы Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
образовательной ситуации для детей старшего возраста
на тему «Лекарственные растения Сибири»
Цель: формирование представлений о лекарственных травах Сибири.
Задачи:
Публикация «Конспект образовательной ситуации для детей старшего возраста „Лекарственные травы Сибири“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Старшая группа
- Темочки
1. Познакомить с лекарственными травами нашего края : календула, ромашка, рябина, шиповник, зверобой, мята, клевер, крапива, мат - и мачеха, а также с растениями, занесенными в Красную книгу (купальница, подснежник, колокольчик);
2. Закреплять навыки бережного и доброго отношения к природе;
3. Формировать умение делать умозаключения, выводы в процессе решения проблемных ситуаций;
4. Воспитывать заботливое отношение к природе
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно - исследовательская, игровая, двигательная.
Материал и оборудование: слайды лекарственных трав, картинки с изображением лекарственных трав состоящих из двух частей, раскраски с изображением лекарственных трав.
Ход деятельности:
Ведущий:
Я сегодня для вас принесла новую книгу, о чем в ней речь, вы узнаете из загадки.
1. Загадывание загадки
Есть растения такие,
Они вовсе не простые.
Если что-то заболит,
Эта травка исцелит!
Правильно, эта книга о лекарственных растениях
Что вы знаете о лекарственных растениях?
Как растения могут помочь здоровью человека?
Где можно встретить лекарственные растения? (в лесу, на лугу, поле, на даче, в зеленой зоне населенного пункта)
Как люди узнали о лекарственных свойствах трав?
2. Рассказ воспитателя
Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди, их называли травниками.
В нашем крае тоже были такие люди. Так как наш край славится большим количеством растений, травники узнали о многих замечательных свойствах многих растений. До сих пор люди пользуются этими травами, которые можно купить в аптеке, а многие люди сами заготавливают их.
Хотели бы вы узнать, что это за травы?
О каких лекарственных травах пойдет речь, вы узнаете, собрав букет из картинок. Прежде, чем собрать картинку разделитесь парами по цвету обратной стороны картинки. ( дети собирают картинки: календула, ромашка, подорожник, зверобой, рябина, крапива, мать – и –мачеха, мята, тысячелистник, клевер)
3. Игра «Собери картинку»
Как называются эти растения, посмотрите какой великолепный букет лекарственных растений получился! Что вы знаете о этих растениях? (дети составляют короткие рассказы о растениях)
4. Рассказы о растениях (рассказы сопровождаются слайдами и предварительно заученными стихами)
Календула
Семена как ноготки,
Желто - кранные цветки
От горла помогают
Кто же их не знает.
Шиповник
Если слабость и сонливость,
Если бегать нету сил,
Пей шиповника отвар
В нём целебный витамин.
Ромашка
Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Мы домой ее возьмем
И на стол поставим.
Если вдруг мы прихворнем -
Мы ее заварим.
Рябина
Если ночью плохо спишь
Часто голова болит
Пейте сок рябины красной
Он вас быстро вылечит.
Зверобой
А вот растенье- зверобой,
Лист продырявленный такой.
Должно быть, шить училась пчелка,
Колола жалом, как иголкой.
Но знайте, нет его полезней,
он прогоняет сто болезней!
Мята
Это мята за запах приятна
С ней чай попьешь
Спокойно заснешь.
Мать – и мачеха
Мать-и-мачехи цветки
Словно солнца огоньки.
На пригорочке растут,
Прям из снега - и цветут!
Клевер
Клевер тих и невысок,
И хранит он сладкий сок.
Пчёлы ведь к нему недаром
Прилетают за нектаром.
Крапива
Расту в оврагах, на лугу
Если тронешь - обожгу.
Горда, неприхотлива
Зелёная.
Вот сколько вы интересного рассказали о целебных свойствах растений этого замечательного букета. (раздается звук ветра)
Что это за звук? Это ветер прилетел и разбросал растения. Давайте соберем их обратно в букет.
5. П/игра «Соберем букет»
Выбирается «ветер». Дети идут по кругу. «Ветер», двигаясь за кругом, касается рукой каждого ребёнка, проговаривая текст:
Я весёлый ветерок.
Мимо поля и дорог
С шумом свистом я лечу.
Пошалить чуть-чуть хочу.
Затем дети разбегаются врассыпную по площадке, останавливаются и произносят слова:
Ветер разбросал цветы,
Помял стебель у травы.
Ветер, ветер улетай.
Ты играть нам не мешай.
Все растенья собери,
Их названье повтори.
«Ветер» собирает цветы и травы, беря за руку ребёнка, просит его произнести любое название цветка. После того как все дети возьмутся за руки, они идут «змейкой» по залу, затем образуют круг.
6. Речевое общение
Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные растения нашего края занесены в Красную книгу? Таких растений очень много, одни из них знакомы вам ( слайды: купальница (жарок, подснежник, медуница, колокольчик). Как вы думаете, почему эти растения занесены в Красную книгу? Что необходимо, для того чтобы эти растения не исчезли? Представьте себе, что многие растения исчезнут на Земле, что произойдет?
Рассмотрите картинку (на картинке изображен луг, насекомые и животные)
7. Проблемная ситуация «Что произойдет, если кто - то исчезнет: растения, насекомые или животные?»
Ответы детей.
Вывод: в природе все взаимосвязано, исчезновение одного вида ведет к гибели другого. Природу надо беречь и охранять
Как нужно заботиться о растениях? Предлагаю вспомнить правила, как нужно вести себя в природе.
8. Игра «Правила поведения в природе»
Вы сегодня узнали много интересного о лекарственных растениях нашего края. Что бы вы сделали в группе для того, чтобы помнить о чудесных свойствах растений? (предложения детей)
А сейчас я приглашаю вас в художественную мастерскую. Предлагаю оформить альбом «Лекарственные травы Сибири». Художник приготовил для вас силуэты этих растений, вам необходимо раскрасить эти силуэты.
9. Оформление альбома
10. Итог деятельности: Что интересного вы узнали? Какие лекарственные растения заинтересовали вас? Что вы хотели бы еще узнать?