Светлана Гринина
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в Подземное царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
познакомить детей с почвой, ее особенностями, значением в жизни растений и некоторых почвенных обитателей;
направить детей к размышлению; способствовать умению делать выводы, формулировать и обобщать результаты опытов, развивать воображение;
показать на основе опытов, что в почве есть вода, воздух, перегной, глина, песок, соли, помочь детям прийти к выводу, что она необходима живой природе;
прививать бережное отношение по отношению к природе;
активизировать самостоятельные творческие проявления детей в опытно - экспериментальной деятельности.
Оборудование и материалы:
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Путешествие в Подземное царство“» размещена в разделах
Мешочек с землей, ключ, письмо от Боровичка, совочек, презентация, мультимедийная установка; для опытов: земля, стакан с водой, спиртовка, стекло, лупы, комочки сухой почвы, иллюстрации дождевых червей, крота, полевой мыши, муравьев, 2 веревки, обручи.
Методические приемы:
вопросы, указания, художественное слово, показ презентации, игры, пальчиковая гимнастика, отгадывание загадок, проведение опытов, чтение стихов, гимнастика для глаз.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о необходимости почвы для жизни всего живого, трудовая деятельность детей в уголке природы и на участке детского сада, чтение произведений о насекомых и пресмыкающихся, живущих в земле, загадывание загадок, разучивание стихотворений, просмотр мультфильма по произведению Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, то по дороге встретила Старичка - Боровичка. Он передал мне очень ценный подарок - мешочек с волшебной землей со своей тропинки. И просил передать, что это волшебная земля - почва, которая помогает расти растениям, а эту землю вы подсыпьте в горшочки с нашими цветами, чтобы они быстрее и лучше росли.
(Дети высыпают землю в горшочки с цветами)
* А что это за письмо лежит возле наших цветов? (Показывает письмо) Да это письмо от Старичка - Боровичка! Прочитаем, что он пишет?
Дорогие ребята!
Надеюсь, что Вам понравился мой подарок - мешочек с волшебной землей, и вы отдали ее своим растениям. Почему эта земля волшебная? Потому что это не просто земля — это почва! Она кормит и поит растения, а они отдают ей свои сухие листья, ветки. В почве много обитателей: дождевые черви, кроты, муравьи, мыши, жучки, паучки. Это целое Подземное царство, которое вы не видите!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите увидеть подземное царство? Тогда отправимся в путешествие по волшебной тропинке.
Воспитатель:
* Ребята, вот я вижу знак, его видимо оставил для нас Боровичок
А, это волшебный ключ. Но чтобы попасть в Подземное царство нужно сказать волшебные слова: «Абра- кадабра, сим - соломин!»
Воспитатель:
Ой, как темно здесь, сыро, прохладно. И никого не видно. Давайте позовем Боровичка. Наш любимый старичок, старичок – Боровичок! Отзовись, Боровичок!
Боровичок:
Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть в своем Подземном царстве!
-Хотите узнать о нем побольше?
Я люблю свой дом, мне здесь очень нравится. А то многие люди ходят по крыше моего царства - почве, и даже не думают, что ее надо беречь. А я землю – матушку люблю, и много о ней знаю. И сейчас вы узнаете, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.
Но сначала отгадайте загадку:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут - А я все терплю и всем добром плачу.
(почва) -А что же такое почва?
-Как вы думаете дети?
(ответы детей)
-Конечно же, вы правы, почва - это земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую - что слишком грязно. А ведь пыль и грязь это не просто земля. Под ногами у нас почва. Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.
-Вы спросите зачем? Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения создают почву.
-Как же это происходит? Давайте с вами вспомним.
-Кто из вас видел, как осенью с деревьев опадают листья
-А куда они потом деваются? (ответы детей)
Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают сначала, а потом образуют почву.
Воспитатель:
А что содержится в почве, мы сейчас узнаем. Приглашаю вас ребята в подземную лабораторию. Садись с нами Боровичок и посмотришь, как ребята будут проводить опыты.
Опыт №1 (слайд)
Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы. Если в ней есть воздух, то мы увидим пузырьки, которые будут подниматься наверх.
* Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? (в почве есть воздух)
Воспитатель:
Еще мы говорили, что в почве есть вода, поэтому и растут растения.
* Откуда она берется в почве? (ответы детей)
* Все правильно, дети, вода попадает в почву, когда идет дождь. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах.
Опыт №2 (слайд)
Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. В почве есть вода (Схема проведения опыта) Воспитатель:
* Почва - это верхний плодородный слой земли, который питает и кормит растения.
* Почему почва плодородна? (выслушать ответы детей)
* Почва плодородна, потому что в ней содержатся вещества, необходимые растениям для жизни, это- перегной, глина, песок, соли.
* И так, ребята, запомнили, что входит в состав почвы? (дети перечисляют)
Опыт №3
* Рассмотрите под лупой комочек почвы. Что вы увидели?
* Правильно, песок, камешки, палочки, корешки, различный мусор - это и есть перегной.
Воспитатель (подводит итог опытов)
Физкультминутка:
Это легкая забава (повороты туловища вправо —влево) Повороты вправо - влево. Нам известно всем давно - Там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко. (приседания)
Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо чаще приседать.
А теперь ходьба на месте, (ходьба на месте)
Это тоже интересно. Мы размяться все успели, И на место снова сели.
Воспитатель:
Мы узнали, что в почве есть вода, воздух - значит там можно жить.
* Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?
* Кто живет под землей? (ответы детей) Боровичок:
А сейчас я загадаю вам загадку про одного из подземных жителей, а вы попробуйте ее разгадать.
Я, друзья, подземный житель,
Землекоп я и строитель, Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю, А потом построю дом
И живу спокойно в нем. (крот)
Воспитатель: Какие слова загадки помогли вам найти отгадку? (Показ картинки, слайда). Крот - небольшое, величиной с ладонь животное. Живет предпочтительно в местах, где рыхлая, плодородная почва. Как вы думаете, могут кроты жить в горах? Почему? Твердые каменные горы не подойдут кроту для жизни, потому что он не сможет прорыть их. Ведь почти всю свою жизнь крот проводит под землей, в глубоких норах и ходах. Редко, но удается увидеть подземного жителя. И сразу видно, что он приспособлен исключительно для подземной жизни. Давайте рассмотрим его внимательно. Две очень большие передние лапы-лопаты предназначены для рытья земли. А также нос, очень чувствительный к запахам, предназначен для грубой работы, - носом крот землю буравит, лапами гребет, как экскаватор и толкает назад. Две передних быстрых лапки. У крота, как две лопатки. Холмик земли на поверхности - выход из норы, называется кротовина. Повторите это слово и постарайтесь запомнить.
Боровичок:
Отгадайте о ком загадка.
Мой хвост не отличишь от головы Меня всегда в земле найдете вы.
А если вдруг пролился дождик
Я выползаю на дорожки. (Дождевой червь) Воспитатель:
Дождевой червь всю свою жизнь проводит в почве. Питается останками перегнивших листьев.
Все тело покрыто слизью, чтобы легче было двигаться. На поверхности можно увидеть во время дождя.
Вот такое стихотворение о дождевом черве сочинила писательница Юлия Богодист (сценка)
В сильный ливень грозовой, В луже на дороге,
Мне попался дождевой Червячок под ноги.
Все раскрыли зонтики. По домам бежали. Дождевые червяки – Под дождем лежали.
Попросил я червяка:
«Ты скажи мне честно,
Может все же червякам
Под землею тесно?»
«Или вас дождливым днем
Мамы отругали.
Вы обиделись и всё!
Разом - убежали.»
Мне сказал червяк в ответ: "Никакой проблемы нет "!
«Под землёю - благодать, Мир и процветание! Мы выходим погулять –
Вместе, за компанию».
Червяка я отпустил: Приближался ужин,
И с друзьями побежал, Погулять по лужам.
-Ребята, как поступил мальчик с дождевым червяком? (ответы детей) - Если вы увидите на дороге дождевого червяка, как вы поступите с ним? - Пользу или вред приносят дождевые червяки почве? Подвижная игра «Деревья и червячки» Боровичок:
Как я люблю загадки загадывать, ну эту вряд ли отгадаете:
Погляди на молодцов : веселы и бойки Волокут со всех концов, материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг, тут народ хороший.
Без работы, хоть убей, жить не может., .(муравей)
Муравьи - живут семьями в домах-муравейниках, большая часть, которых находится под землей. Каждый муравей выполняет свою работу: муравьисолдаты защищают муравейник, муравьи-строители строят муравейник, муравьиняньки заботятся о потомстве.
Воспитатель, (слайд) У муравья есть туловище, голова, ноги. На голове — усики, он ими постоянно шевелит, с их помощью узнает, нет ли на пути препятствий. У муравья шесть ног, с их помощью он быстро бегает.
Во всех загадках муравьи показаны дружными, трудолюбивыми. Они целый день ищут и перетаскивают вредных насекомых, гусениц — все несут себе домой. Муравьи живут в тех лесах, где чистый воздух. Нельзя беспокоить муравьев и разорять муравейники. Муравьи — полезные насекомые. Если бы их не было, то лес мог бы быстро погибнуть от насекомых, которые питаются листьями и плодами деревьев, а муравьи истребляют этих вредных насекомых и спасают наши лес
А как называется дом муравьев?
Дети. Муравейник.
Боровичок:
Попробуйте отгадать еще одну загадку:
Маленький рост длинный хвост,
Буроватая шубка, остренькие зубки,
Под землей таится, в поле ходит покормиться, (полевка)
Воспитатель. Правильно отгадали - это полевая мышь (полевка)- мелкий зверек, живет на лугах, полях. День проводит в норе, а ночью выходит на поверхность. Питается корешками растений, останками перегнивших листьев и веток, останками насекомых, личинками.
Пальчиковая гимнастика «Норка»
Воспитатель
* А теперь подумайте и скажите как подземные жители, живущие в почве, улучшают ее плодородие?
* Послушайте. Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, измельчают остатки растений. Так животные улучшают плодородие почвы. Растениям и животным почва необходима. Все в природе
взаимосвязано.
Человек тоже часть природы - самое разумное существо на планете. Но зачастую люди сами разрушают свою планету. Послушайте об этом стихотворение. (Во время чтения показ схем, иллюстраций)
Гудят заводы, всюду пыль,
Бежит, дымит автомобиль,
А между тем деревья стонут,
В грязи и пыли просто тонут, А чтоб построить нам заводы - Рубят лес и губят воды.
Стала грязной наша Земля,
От растений нет и следа Отнят дом у наших зверей,
Птицам, рыбам плохо теперь.
Вот такая печальная картина на нашей Земле получилась.
-Как же мы можем уберечь нашу Землю от гибели? Что мы можем сделать? (не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве). Боровичок:
- А сейчас я хочу узнать, какие правила поведения в природе вы запомнили.
Игра «Да и нет»
Педагог подводит итог занятия.
-Сегодня мы побывали с Вами в Подземном царстве, познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей) (Слайд)-
Боровичок:
Вот сколько интересного и полезного вы сегодня узнали
Ну а мне пора в свое Подземное царство, устал, я ребята, пойду - ка домой за порядком следить, да червей дождевых считать. А за почву и ее обитателей я спокоен, ребята наши много знают, и будут ее беречь, оберегать «поземных жителей» от беды.