Приложение МААМ

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в Подземное царство»

Светлана Гринина
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в Подземное царство»
▼ Скачать + Заказать документы

Программные задачи:

познакомить детей с почвой, ее особенностями, значением в жизни растений и некоторых почвенных обитателей;

направить детей к размышлению; способствовать умению делать выводы, формулировать и обобщать результаты опытов, развивать воображение;

показать на основе опытов, что в почве есть вода, воздух, перегной, глина, песок, соли, помочь детям прийти к выводу, что она необходима живой природе;

прививать бережное отношение по отношению к природе;

активизировать самостоятельные творческие проявления детей в опытно - экспериментальной деятельности.

Оборудование и материалы:

Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Путешествие в Подземное царство“» размещена в разделах

Мешочек с землей, ключ, письмо от Боровичка, совочек, презентация, мультимедийная установка; для опытов: земля, стакан с водой, спиртовка, стекло, лупы, комочки сухой почвы, иллюстрации дождевых червей, крота, полевой мыши, муравьев, 2 веревки, обручи.

Методические приемы:

вопросы, указания, художественное слово, показ презентации, игры, пальчиковая гимнастика, отгадывание загадок, проведение опытов, чтение стихов, гимнастика для глаз.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о необходимости почвы для жизни всего живого, трудовая деятельность детей в уголке природы и на участке детского сада, чтение произведений о насекомых и пресмыкающихся, живущих в земле, загадывание загадок, разучивание стихотворений, просмотр мультфильма по произведению Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, то по дороге встретила Старичка - Боровичка. Он передал мне очень ценный подарок - мешочек с волшебной землей со своей тропинки. И просил передать, что это волшебная земля - почва, которая помогает расти растениям, а эту землю вы подсыпьте в горшочки с нашими цветами, чтобы они быстрее и лучше росли.

(Дети высыпают землю в горшочки с цветами)

* А что это за письмо лежит возле наших цветов? (Показывает письмо) Да это письмо от Старичка - Боровичка! Прочитаем, что он пишет?

Дорогие ребята!

Надеюсь, что Вам понравился мой подарок - мешочек с волшебной землей, и вы отдали ее своим растениям. Почему эта земля волшебная? Потому что это не просто земля — это почва! Она кормит и поит растения, а они отдают ей свои сухие листья, ветки. В почве много обитателей: дождевые черви, кроты, муравьи, мыши, жучки, паучки. Это целое Подземное царство, которое вы не видите!

Воспитатель: Ребята, а вы хотите увидеть подземное царство? Тогда отправимся в путешествие по волшебной тропинке.

Воспитатель:

* Ребята, вот я вижу знак, его видимо оставил для нас Боровичок

А, это волшебный ключ. Но чтобы попасть в Подземное царство нужно сказать волшебные слова: «Абра- кадабра, сим - соломин!»

Воспитатель:

Ой, как темно здесь, сыро, прохладно. И никого не видно. Давайте позовем Боровичка. Наш любимый старичок, старичок – Боровичок! Отзовись, Боровичок!

Боровичок:

Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть в своем Подземном царстве!

-Хотите узнать о нем побольше?

Я люблю свой дом, мне здесь очень нравится. А то многие люди ходят по крыше моего царства - почве, и даже не думают, что ее надо беречь. А я землю – матушку люблю, и много о ней знаю. И сейчас вы узнаете, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

Но сначала отгадайте загадку:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут - А я все терплю и всем добром плачу.

(почва) -А что же такое почва?

-Как вы думаете дети?

(ответы детей)

-Конечно же, вы правы, почва - это земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую - что слишком грязно. А ведь пыль и грязь это не просто земля. Под ногами у нас почва. Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.

-Вы спросите зачем? Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения создают почву.

-Как же это происходит? Давайте с вами вспомним.

-Кто из вас видел, как осенью с деревьев опадают листья

-А куда они потом деваются? (ответы детей)

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают сначала, а потом образуют почву.

Воспитатель:

А что содержится в почве, мы сейчас узнаем. Приглашаю вас ребята в подземную лабораторию. Садись с нами Боровичок и посмотришь, как ребята будут проводить опыты.

Опыт №1 (слайд)

Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы. Если в ней есть воздух, то мы увидим пузырьки, которые будут подниматься наверх.

* Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? (в почве есть воздух)

Воспитатель:

Еще мы говорили, что в почве есть вода, поэтому и растут растения.

* Откуда она берется в почве? (ответы детей)

* Все правильно, дети, вода попадает в почву, когда идет дождь. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах.

Опыт №2 (слайд)

Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. В почве есть вода (Схема проведения опыта) Воспитатель:

* Почва - это верхний плодородный слой земли, который питает и кормит растения.

* Почему почва плодородна? (выслушать ответы детей)

* Почва плодородна, потому что в ней содержатся вещества, необходимые растениям для жизни, это- перегной, глина, песок, соли.

* И так, ребята, запомнили, что входит в состав почвы? (дети перечисляют)

Опыт №3

* Рассмотрите под лупой комочек почвы. Что вы увидели?

* Правильно, песок, камешки, палочки, корешки, различный мусор - это и есть перегной.

Воспитатель (подводит итог опытов)

Физкультминутка:

Это легкая забава (повороты туловища вправо —влево) Повороты вправо - влево. Нам известно всем давно - Там стена, а там окно.

Приседаем быстро, ловко. (приседания)

Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо чаще приседать.

А теперь ходьба на месте, (ходьба на месте)

Это тоже интересно. Мы размяться все успели, И на место снова сели.

Воспитатель:

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух - значит там можно жить.

* Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

* Кто живет под землей? (ответы детей) Боровичок:

А сейчас я загадаю вам загадку про одного из подземных жителей, а вы попробуйте ее разгадать.

Я, друзья, подземный житель,

Землекоп я и строитель, Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю, А потом построю дом

И живу спокойно в нем. (крот)

Воспитатель: Какие слова загадки помогли вам найти отгадку? (Показ картинки, слайда). Крот - небольшое, величиной с ладонь животное. Живет предпочтительно в местах, где рыхлая, плодородная почва. Как вы думаете, могут кроты жить в горах? Почему? Твердые каменные горы не подойдут кроту для жизни, потому что он не сможет прорыть их. Ведь почти всю свою жизнь крот проводит под землей, в глубоких норах и ходах. Редко, но удается увидеть подземного жителя. И сразу видно, что он приспособлен исключительно для подземной жизни. Давайте рассмотрим его внимательно. Две очень большие передние лапы-лопаты предназначены для рытья земли. А также нос, очень чувствительный к запахам, предназначен для грубой работы, - носом крот землю буравит, лапами гребет, как экскаватор и толкает назад. Две передних быстрых лапки. У крота, как две лопатки. Холмик земли на поверхности - выход из норы, называется кротовина. Повторите это слово и постарайтесь запомнить.

Боровичок:

Отгадайте о ком загадка.

Мой хвост не отличишь от головы Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки. (Дождевой червь) Воспитатель:

Дождевой червь всю свою жизнь проводит в почве. Питается останками перегнивших листьев.

Все тело покрыто слизью, чтобы легче было двигаться. На поверхности можно увидеть во время дождя.

Вот такое стихотворение о дождевом черве сочинила писательница Юлия Богодист (сценка)

В сильный ливень грозовой, В луже на дороге,

Мне попался дождевой Червячок под ноги.

Все раскрыли зонтики. По домам бежали. Дождевые червяки – Под дождем лежали.

Попросил я червяка:

«Ты скажи мне честно,

Может все же червякам

Под землею тесно?»

«Или вас дождливым днем

Мамы отругали.

Вы обиделись и всё!

Разом - убежали.»

Мне сказал червяк в ответ: "Никакой проблемы нет "!

«Под землёю - благодать, Мир и процветание! Мы выходим погулять –

Вместе, за компанию».

Червяка я отпустил: Приближался ужин,

И с друзьями побежал, Погулять по лужам.

-Ребята, как поступил мальчик с дождевым червяком? (ответы детей) - Если вы увидите на дороге дождевого червяка, как вы поступите с ним? - Пользу или вред приносят дождевые червяки почве? Подвижная игра «Деревья и червячки» Боровичок:

Как я люблю загадки загадывать, ну эту вряд ли отгадаете:

Погляди на молодцов : веселы и бойки Волокут со всех концов, материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг, тут народ хороший.

Без работы, хоть убей, жить не может., .(муравей)

Муравьи - живут семьями в домах-муравейниках, большая часть, которых находится под землей. Каждый муравей выполняет свою работу: муравьисолдаты защищают муравейник, муравьи-строители строят муравейник, муравьиняньки заботятся о потомстве.

Воспитатель, (слайд) У муравья есть туловище, голова, ноги. На голове — усики, он ими постоянно шевелит, с их помощью узнает, нет ли на пути препятствий. У муравья шесть ног, с их помощью он быстро бегает.

Во всех загадках муравьи показаны дружными, трудолюбивыми. Они целый день ищут и перетаскивают вредных насекомых, гусениц — все несут себе домой. Муравьи живут в тех лесах, где чистый воздух. Нельзя беспокоить муравьев и разорять муравейники. Муравьи — полезные насекомые. Если бы их не было, то лес мог бы быстро погибнуть от насекомых, которые питаются листьями и плодами деревьев, а муравьи истребляют этих вредных насекомых и спасают наши лес

А как называется дом муравьев?

Дети. Муравейник.

Боровичок:

Попробуйте отгадать еще одну загадку:

Маленький рост длинный хвост,

Буроватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится, в поле ходит покормиться, (полевка)

Воспитатель. Правильно отгадали - это полевая мышь (полевка)- мелкий зверек, живет на лугах, полях. День проводит в норе, а ночью выходит на поверхность. Питается корешками растений, останками перегнивших листьев и веток, останками насекомых, личинками.

Пальчиковая гимнастика «Норка»

Воспитатель

* А теперь подумайте и скажите как подземные жители, живущие в почве, улучшают ее плодородие?

* Послушайте. Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, измельчают остатки растений. Так животные улучшают плодородие почвы. Растениям и животным почва необходима. Все в природе

взаимосвязано.

Человек тоже часть природы - самое разумное существо на планете. Но зачастую люди сами разрушают свою планету. Послушайте об этом стихотворение. (Во время чтения показ схем, иллюстраций)

Гудят заводы, всюду пыль,

Бежит, дымит автомобиль,

А между тем деревья стонут,

В грязи и пыли просто тонут, А чтоб построить нам заводы - Рубят лес и губят воды.

Стала грязной наша Земля,

От растений нет и следа Отнят дом у наших зверей,

Птицам, рыбам плохо теперь.

Вот такая печальная картина на нашей Земле получилась.

-Как же мы можем уберечь нашу Землю от гибели? Что мы можем сделать? (не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве). Боровичок:

- А сейчас я хочу узнать, какие правила поведения в природе вы запомнили.

Игра «Да и нет»

Педагог подводит итог занятия.

-Сегодня мы побывали с Вами в Подземном царстве, познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей) (Слайд)-

Боровичок:

Вот сколько интересного и полезного вы сегодня узнали

Ну а мне пора в свое Подземное царство, устал, я ребята, пойду - ка домой за порядком следить, да червей дождевых считать. А за почву и ее обитателей я спокоен, ребята наши много знают, и будут ее беречь, оберегать «поземных жителей» от беды.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в весенний лес» «Педагогическая находка» на конкурс «Воспитатель года 2018» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Первомайский детский.

Занятие по экологии «Путешествие в подземное царство» Занятие по экологии «Путешествие в подземное царство» Составитель: Слюсаренко Л. Ю. Задачи: Образовательная область: познание, коммуникация,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Морское путешествие» в старшей группеКонспект непосредственно образовательной деятельности «Морское путешествие» в старшей группе Шум морского прибоя В. Ребята,что это за шум? Д. Это шум моря. В. Ой ребята,как бы хотелось попасть на морское дно? В. А вам хотелось бы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие Капельки» Я работаю в детском саду, где вариативной частью нашей программы является -"Использование элементов ТРИЗ и опытно экспериментальной деятельности.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в царство снега и льда» Цели: систематизировать знания детей об арктических животных; развивать познавательный интерес, мышление. Задачи: расширять представления.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в подводное царство»Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в подводное царство» Цель: Систематизтровать знания детей о подводном мире. Прививать устойчивый интерес к нетрадиционному рисованию. Задачи: Развивающие:.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в царство цветов» Цели и задачи: - Расширить представления детей о цветах, поддерживать интерес к жизни растений, желание наблюдать за ними. - Воспитывать.

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по сказкам» в старшей группе Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад № 28 «Рябинка» Конспект образовательной деятельности «Путешествие.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие за сокровищами» Тема : "Путешествие за сокровищами" Тип непосредственной образовательной деятельности :Квест –занятие Интеграция образовательных областей:.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие по воде» Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие по воде» Составитель: воспитатель Скрипаченко В. Ю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в Подземное царство»
Опубликовано: 5 августа 2018 в 20:08
+43Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в Подземное царство»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гринина (УИ 141666) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД