Шибанова Наталия
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие Капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю в детском саду, где вариативной частью нашей программы является -"Использование элементов ТРИЗ и опытно экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста" Неслучайно я взяла конспект занятия "Путешествие капельки" Цель занятия – продолжать обеспечивать развитие познавательного интереса.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе.
Подготовила: воспитатель Шибанова Н. Н
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Путешествие Капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Темочки
Тема: «Путешествие Капельки»
Цель – продолжать обеспечивать развитие познавательного интереса.
Интеграция образовательных областей :
ОО «Познавательное развитие» - систематизировать знания детей о воде, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; помочь понять, что такое круговорот воды в природе.
ОО «Речевое развитие» - активизировать словарь детей словами: круговорот воды в природе, карта мира.
ОО «Физическое развитие» - способствовать развитию слухового и зрительного внимания, формированию навыка ориентировки в пространстве.
ОО «Художественно – эстетическое развитие» - подвести к мысли правильно держать карандаш.
ОО «Социально – коммуникативно развитие» - подвести к мысли безопасного поведения при выполнении опыта; вызвать желание у детей объяснять простые опыты.
Виды деятельности : познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная.
Методы и приемы:
- словесный (игра «Загадки и отгадки», игра «Что было бы, если не было воды?; рассказ);
- практический (физкультминутка «Ходят капельки по кругу», проведение опытов, работа с картой, мнемотаблицей);
- наглядный (презентация).
Формы организации: фронтальная.
Средства обучения: персонаж «Капелька», глобус, карта мира, проектор, тетради на каждого ребенка, карандаши; мнемотаблица.
Предварительная работа. Беседы о воде как природном ресурсе, загадывание загадок, экспериментирование с водой, чтение стихов о воде, инее, росе, дожде, снеге; рассматривание глобуса.
Ход занятия.
Организационный момент.
В морях, озёрах обитает
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
- Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? (О воде).
Мотивационный момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня в гости к нам пришла «Капелька» и предлагает нам отправиться в небольшое путешествие. (Показывает глобус). Вы уже знаете, что это? (Глобус).
Воспитатель. Глобус - это модель земного шара, если смотреть из космоса, то так выглядит наша Земля. А теперь посмотрите на карту мира. Что на карте изображено голубым цветом? (Реки, моря, океаны). Вода занимает 3/ 4 части Земли. Только благодаря такому количеству воды на планете возможна жизнь. Вода большая труженица и помощница человека.
- Кому же нужна вода? (Человеку, животным, растениям, рыбам).
- Может ли человек прожить без воды? А растения? (Они сразу погибнут).
- Как люди используют воду в быту? (пьют, варят еду, стирают и т. д.).
- Можно ли пить воду из моря и океана и почему? (Нельзя, она соленая)
- Какую воду можно пить? (Пресную).
Давайте поиграем в игру «Что было бы, если бы не было воды» :
- земля была бы сухая;
- не выросли бы растения;
- не было бы животных, насекомых, рыб;
- не было бы жизни на Земле.
В народе существует много пословиц и поговорок о воде. Давайте вспомним их. Я буду начинать, а вы заканчивать.
1. Вода и мельницу … (ломает).
2. Дождь прибивает, а солнышко (поднимает).
3. Каждая река к морю… (тянется).
4. Рыбки гуляют только в воде, и не гуляют (нигде).
Игра «Загадки – отгадки»
А сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте, во что может превращаться волшебница – вода.
(Загадывание загадок сопровождается показом иллюстраций)
1. Что за звездочки такие на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке (снежинка)
2. Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем
Ищем, ищем не найдем (роса)
3. Говорю я брату:
«Ох, с неба сыплется горох,
Вот чудак,- ответил брат
Твой горох – ведь это (град)
4. В огне не горит,
В воде не тонет (лед)
5. На дворе – горой,
А в избе – водой (снег).
6. Много этого добра
Возле нашего двора,
А рукою не возьмешь,
И домой не принесешь (туман).
7. Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой,
На ветвях висит зимой,
А весною на весу
Превращается в росу (иней).
Воспитатель. Перечислите, ребята, во что вода – волшебница умеет превращаться. (Туман, иней, лед, дождь, град, росу, снег).
Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».
Вставайте ребята в круг, наша гостья «Капелька» хочет поиграть с нами. Представьте себе, что вы все капельки, а я – мама Тучка.
- Идите, капельки, отдохните, а потом быстро к маме – Тучке бегите.
Капельки прыгают по земле, скучно им стало прыгать поодиночке. Собрались они все вместе и поплыли веселым ручейком (по два человека, встретились ручейки и стали большой рекой (в одну цепочку). Текла – текла речка и попала в море (двигаемся по кругу). Плавали - плавали капельки и вспомнили, что их ждет мама – Тучка. Тут выглянуло солнышко, пригрело их своими лучами, потянулись капельки ксолнышку – и вернулись к маме – Тучке.
Воспитатель. Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Как, вы, думаете, почему же тогда вода в реках не кончается? (Варианты ответов детей).
- Как река пополняет свои запасы? (Ответы детей).
Опытно – экспериментальная работа
Воспитатель. Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике.
(Дети помогают налить воду в чайник, воспитатель включает чайник, все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии.)
Воспитатель. Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике – мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар).
Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром, выключает чайник.
Воспитатель. Посмотрите, что произошло со стеклом.
Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим. (Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)
Воспитатель. Вот так происходит и в природе. (Показ слайда «Круговорот воды в природе».)
Работа по слайду «Круговорот воды в природе»
Капелька. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что нагрелась в вашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара, мы, крошечные, невидимые капельки влаги поднимаемся в воздух. У поверхности воды воздух теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако.
Капелька. Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает - и снова в поход.
По горным вершинам
Широким долинам
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта Волшебница - наша вода.
Н. А. Рыжова