Ольга Попова
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Беседа «Летят перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
На нашей планете живут
Чудесные создания.
Они летают и поют,
И землю свято берегу.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, что случится
Если птицы пропадут?
Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут.
И съедят кору, листочки
Обглодают ветки, почки-
Вот что будет
Если птицы, если птицы
Все исчезнут- пропадут.
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик - чирика воробья….
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Беседа „Летят перелетные птицы“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете.
Цель:
углубить и расширить представления детей о перелетных птицах.
Задачи:
— объяснить причину перелетов птиц.
— учить отличать перелетных птиц от других птиц.
— продолжать учить отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
— обогащать и активизировать речь и словарь детей.
— воспитывать заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за птицами на прогулке;
2. Рассматривание иллюстрации с птицами;
3. Викторина;
4. Чтение художественной литературы о птицах.
Оборудование:
демонстрационный материал «Птицы»;
выставка книг;
простые и цветные карандаши, бумага;
звукозапись голосов птиц.
Ход занятия.
— Осенью некоторые птицы улетают в теплые края, т. к. с похолоданием для них не стало корма. Замерзают водоемы, земля покрывается снегом. Птицы улетают в теплые края. Как таких назвать одним словом? (перелетные) Летят птицы в дальние края, где тепло и есть пища. Во время перелета птицы преодолевают большие расстояния.
Д/игра «Найди птицу»
На столе разложены картинки с зимующими и перелетными птицами, два обруча. В один обруч надо собрать зимующих птиц, в другой перелетных. Дети называют птиц.
— Еще спит по снегом лес, но уже слышен в нем птичий гомон. Птицы чувствуют приближение тепла и начинают возвращаться из теплых стран на Родину. Скоро их весеннее пение будет слышно то тут, то там. Они возвращаются, а значит и весна, и «вновь смеется луг», и жизнь идет своим чередом. Прилет птиц идет по своим строгим правилам. Первыми возвращаются те, которые улетели последними осенью, а последними те, что улетели первыми.
Загадки
Чёрный, проворный, Всех перелетных птиц черней,
Кричит "крак" - червякам враг. Чистит пашню от червей.
Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
— Про кого эти загадки? (ответы детей) Молодцы! Конечно это грач. Если вернулись грачи - жди схода снегов.
— Первые пернатые вестники весны? (грачи)
— Весной перелетные птицы возвращаются домой и начинают вить гнезда. А для чего они строят и вьют гнезда? (ответы детей) Для того чтобы выводить птенцов.
—А вот гнезда грачей занимают вороны, пока отсутствуют хозяева. Но с возвращением грачи отбивают свои гнезда у ворон, чинят, утепляют, готовят их, чтоб снова снести яйца и высиживать птенцов. Когда самачка сидит в гнезде грачи окружают своей заботой и теплом. Приносят червяков, отгоняют чужаков от гнезда, следя за своим гнездом. Очень интересно наблюдать за ними. А с приходом осени они опять улетают с подросшими птенцами.
Физминутка «Птенчики».
Птенчики в гнезде сидят, (Дети приседают)
всё на улицу глядят. (поднимаются на носочки)
Погулять они хотели, (шагают на месте)
потихоньку улетели. (машут руками, как крыльями)
— За грачами прилетают.
Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет.
(Скворец)
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.
(Жаворонок)
— Обычно для скворцов люди делают домики. Как называются их домики? (скворечники)
— Перед вскрытием рек появляются трясогузки. К открытию водоемов прилетают гуси, утки, лебеди.
— В мае появляется большое количество насекомых и тогда прилетают ласточки, стрижи, соловьи и кукушки.
— Вскоре, после прилета птицы разбиваются на пары. Начинают подыскивать место для гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов.
— В это время повсюду можно увидеть птиц, несущих что-либо в клюве. Среди зеленой листвы птицы звонким пением встречают рассвет.
Звукозапись голосов птиц.
Д/игра «Стая»
Птицы собираются в стаи. Я вам назову одну птицу, а вы назовете когда птиц много - стаю.
Грач - стая - (грачей)
Стриж - стая - (стрижей)
Ласточка - стая - (ласточек)
Лебедь - стая - (лебедей)
Скворец - стая - (скворцов)
Журавль - стая - (журавлей)
Д/игра «Четвертый лишний»
Грач, соловей, лебедь, синица.
Снегирь, клест, синица, скворец.
Журавль, стриж, ласточка, снегирь.
Свиристель, клест, синица, трясогузка.
Д/игра «Чей птенец»
Журавль – журавленок
Грач – грачонок
Скворец -…
Гусь -…
Утка -…
Стриж -…
Соловей -,
(лебедь, кукушка, жаворонок)
— В середине лета с каждым днем все реже слышится пение птиц. Многие пернатые растят второе потомство, кто-то занят обучением молодняка, а у некоторых потомство ведет самостоятельную жизнь.
— В конце лета пернатые начинают готовиться к отлету в теплые края. Утром часто можно увидеть и услышать курлыканье журавлей.
Д/игра —Перелетные птицы»
Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч, дети должны назвать перелетную птицу.
— Перелетные птицы, это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, улетают в другие страны. А почему они улетают от нас осенью? (ответы детей)
— Птицы улетают стаями или по одиночке. Шеренгой, прямым фронтом или поперечным рядом летят цапли, утки. Скученной стаей летят дрозды, скворцы и другие мелкие птицы. Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Поодиночке улетают удод, кукушка, зимородок.
— А теперь предлагаю сесть за столы и нарисовать первую весеннюю птицу - грача.
Посмотрите, как расположена птица на моем листе - вертикально (показать). Грач – птица крупная, поэтому рисунок занимает почти весь лист. Рисовать вы начнете в середине листа (показать). Посмотрите внимательно на первый шаг – с чего начнем рисовать…
Дети: С овала…
— Правильно! Давайте уточним названия частей тела грача и порядок в котором вы будете рисовать.
Дети:
- первый шаг - рисуем овал – это туловище грача;
- второй шаг – рисуем круг - это голова грача;
- третий шаг – рисуем клюв и глаз;
- четвертый шаг – рисуем крыло – тоже овал, но заостренный;
- пятый шаг - рисуем лапки
- шестой шаг – в нижней части листа к овалу дорисовываем хвост в форме прямоугольника.
— Отлично! Прежде чем приступить к работе – проверьте – ровно ли вы сидите, как у вас лежат локти на столе. Для выполнения задания необходимо размять пальчики, чтобы вам работалось легко, повторите за мной пальчиковую гимнастику:
Зарядка для пальцев.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать,
А потом они в альбомах
Будут снова рисовать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулаки)
Практическая часть.
Итог. Дети рассматривают готовые работы и рассказывают о них.
— Все весенние птицы поющие. Так давайте скажем, что же нужно делать каждому из нас, чтобы в природе было как можно больше птиц, чтобы они радовали нас своими красивыми песнями? (ответы детей) Правильно, нельзя разорять гнёзда, нельзя трогать яйца, весной вывешивать скворечники, зимой подкармливать, делать кормушки.