Анна Шкрыль
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Жилище казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с традиционными элементами декора казачьей хаты.
Задачи: развивать познавательный интерес к истории своего народа, дать представление о казаках, их образе жизни, традициях, ремёслах; расширить, представления детей о быте и культуре Кубанского казачества; воспитывать любовь к малой Родине, уважение к кубанским традициям, гордость за своих предков.
Материалы и оборудование: Иллюстрации и фотографии быта казаков, макет «Казачье подворье».
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Жилище казаков“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя родная земля. И где бы ты ни был, куда бы ты не ездил, всегда будешь вспоминать свою Родину.
- Кто знает, как называется край, в котором мы с вами живём? (Краснодарский).
- А как ещё называют наш край? (Кубань).
- Как называется город, в которой мы живем? (Краснодар)
- Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня речь в нашей беседе? (о родном крае, о Кубани.)
- Мы с вами проживаем на самой богатой земле Российской Федерации - Кубани. Это удивительный край.
Сегодня я хотела бы рассказать вам о быте наших предков, кубанских казаков. Из поколения в поколение передаются нам традиции от бабушек, прабабушек, дедушек и прадедушек. Сегодня мы с вами отправимся на много лет назад в прошлое и попадём в хату, в которой жили ваши прадедушки и прабабушки.
- Я приглашаю вас встать в большой дружный круг и поприветствовать друг друга.
Здравствуй, небо голубое, (руки к небу)
Здравствуй, солнце золотое, (ладони крестиком)
Здравствуй, вольный ветерок, (руки над головой)
Здравствуй, маленький дубок. (руки вниз)
Мы живем в одном краю (руки друг другу)
Я тебя, приветствую. (поклон)
Воспитатель: Скажите! А как можно назвать близких вам людей, одним словом? (родственники, предки)
Воспитатель: Близкие предки - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами побываем в хате, в которой живёт казачья семья, и увидим некоторые предметы быта, которыми пользовались наши дальние предки. Стр. 18 рабочей тетради «Кубань казачья».
Воспитатель: Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хаты. В малой хате находились печь, длинные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды («горка» или «угольник», комод для белья, сундуки. Центральным местом в доме был «красный угол» - «божница». «Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных рушниками и стола – угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», пасхальные яйца, просвирки, записки молитв, поминальные книжки. Одной из распространённых деталей интерьера казачьей хаты являлись фотографии на стене. Они были семейными реликвиями. Рушники – традиционный элемент украшения кубанской хаты. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали красивым орнаментом.
Воспитатель: найти на рисунке традиционные элементы декора казачьей хаты. Соединить линией названия с декором на рисунке цветом, который отмечен в кружочке. Вот и подошло к концу наше путешествие. Оцени свою работу, закрасив смайлик, который отражает твоё настроение сейчас.
Вы сегодня узнали, как жили казаки, и был устроен их быт много лет тому назад, узнали много новых слов. Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами. Кубань – это наш родной край, и мы должны знать его историю.
Воспитатель предлагает детям дома с родителями выполнить задание на 19 стр. тетради «Кубань казачья». Вспомнить, что казачки складывали в сундуки. Собрать свой казачий сундук.