Светлана Заборских
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Птицы Тюменского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №162 города Тюмени
Конспект
образовательной деятельности
Воспитатель:
Заборских
Светлана Анатольевна
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Птицы Тюменского края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Тюменская область, Тюмень
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Тюмень, 2018г.
Задачи по образовательным областям :
«Познавательное развитие»
-Познакомить детей с картой, учить ориентироваться на ограниченной территории.
-Расширять представления о родном крае.
-Углублять и уточнять представления о птицах Тюменской области, занесенных в Красную книгу.
-Расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах.
«Речевое развитие»
-Совершенствовать речь как средство общения.
-Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.
-Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком.
«Социально-личностное развитие»
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
- Формировать умение объединяться для совместной игры, договариваться, помогать друг другу.
-Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры.
Оборудование: конверт, в котором лежит перо, письмо со словом SOS и карта групповых помещений; фото птиц Тюменской области из Красной книги, карточки со снежинками и солнышками, карточки с перелетными и не перелетными птицами (3 набора, шапочки птиц для инсценировки, дидактические игры «Кто лишний?», «Кто чем питается?», «Где чей домик?», «Составь слово», фломастеры.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на участке, дидактические игры: «Запомни, назови»; «Улетают – не улетают», «Кто, где и как зимует», электровикторина «Мир зверей и птиц» и др., чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, работа с пособием для занятий по краеведению «Путешествие по Тюменской области» (авторский коллектив Ирина Ульянова, Екатерина Фролова, Николая Токарчука, Ольги Швецовой).
Ход образовательной деятельности
(примерный)
(Воспитатель вместе с детьми заходит в группу,
дети приветствуют присутствующих.
Нечаянно находят письмо в открытом окне приемной.
В письме находится перо, слово SOS, карта.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, от кого эти предметы? (дети высказывают свои соображения : от птицы)
Воспитатель: Ребята, а кто знает, что обозначает слово SOS?
Дети: Это слово обозначает, что кто-то в опасности.
Воспитатель: Ребята, птицы в опасности. Они просят нас о помощи. Поможем им?
Дети: Поможем.
Воспитатель: Рассмотрите рисунок. Что это?
Дети: Это карта нашей группы (дети рассматривают карту и решают, где они находятся – в приемной (цифра 1, цифрами указаны на карте групповые помещения, по которым предполагается движение детей).
Воспитатель: А давайте с вами пройдем по карте и поможем птицам, которые находятся в беде.
Воспитатель: Кто напомнит нам, что такое Красная книга?
Дети: Это книга, в которую занесены редкие виды животных и птиц.
Воспитатель: Итак, отправляемся в путешествие (в ходе выполнения работы дети будут собирать фотографии птиц Красной книги Тюменской области, а потом составят альбом «Редкие птицы Тюменской области».)
Воспитатель: Идем по карте (дети переходят в групповое помещение, на карте цифра 2). Проходите, рассаживайтесь на ковре (дети садятся на ковер).
Воспитатель: А где мы можем увидеть и услышать птиц?
Дети: В лесу, в парке, во дворе.
Воспитатель: В какое время года больше всего птиц?
Дети: Летом, весной.
Воспитатель: Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края?
Дети: Перелетные птицы.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Раздели на группы» (работа по подгруппам). Задание: необходимо разложить птиц на 2 группы : к снежинке - птицы, которые зимуют с нами, а к солнышку - те, которые прилетают к нам с юга.
(дети делятся на 2 подгруппы, им даются одинаковые наборы карточек птиц, а 2 ребенка делают это задание на доске: каждый свой столбик).
Воспитатель: Каких птиц поместили рядом со снежинкой, как этих птиц назвать одним словом? Почему? (дети сверяются с доской)
Дети: Зимующие, т. к. зимуют рядом с человеком.
Воспитатель: Каких птиц отнесли к перелетным? Почему?
Дети: Осенью многие насекомые исчезают, птицам нет корма, им нечем прокормиться. Они вынуждены улететь в те края, где тепло, а там много корма.
Воспитатель: Зима, это испытание для птиц. Одни птицы могут справиться, а другие улетают от нас в теплые страны. А почему они все же возвращаются обратно? Ведь каждый перелет очень труден и опасен для птиц? Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают?
Дети: Птицы летят домой.
Воспитатель: Ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос. А я думаю, что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц, учились летать, добывать пищу. Их зовёт любовь к родному краю, родному дому.
Воспитатель: Ребята, а хотите узнать о чем разговаривают птицы, когда встречаются после длительной разлуки? Давайте посмотрим сценку.
Выходят дети в шапочках птиц (скворец, грач, синичка, дятел) и
представляют инсценировку о птицах
Скворец к синичке:
Здравствуй, птичка-невеличка,
Здравствуй, добрая синичка.
Грач: Здравствуй, дятел, наш приятель.
Здравствуй, голубь и снегирь!
Дятел: Расскажите, птицы, где вы побывали?
Расскажите, птицы, что вы повидали?
Скворец:
В жарких странах жаркое лето.
Ни зимы, ни снега там нету.
Грач: Бродят там слоны великаны
Целый день кричат обезьяны.
Там растут деревья и лианы.
Там растут на пальмах бананы.
Синичка: Хорошо ли жили вдалеке от дома?
С кем вы там дружили в странах незнакомых?
Скворец: Мы скучали по деревне
По звенящему ручью
По скворечне, по деревьям,
По соседу воробью.
Синичка: Мы очень рады вам, друзья,
Будьте с нами вы всегда!
Ребё нок:
Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране.
Встречать любовью птичьи стаи
Всем сердцем радуясь весне!
Воспитатель: У каждого из нас есть Родина, а как же называется наша Родина?
Дети: Наша Родина называется Россия.
Воспитатель: А как же называется наша Малая Родина?
Дети: Тюмень.
Воспитатель: Тюменская область велика и просторна. На всей территории обитают около 460 тысяч разновидностей птиц. Одними из перелетных птиц к нам в Тюменскую область прилетают Глупыши, Савки (показ иллюстраций). Но, к сожалению этих птиц стало так мало, что они находятся под охраной государства и занесены в Красную книгу Тюменской области (дети берут картинки птиц с собой и идуют дальше по карте – цифра 3).
Воспитатель: Ребята, назовите, самую красивую и изящную перелетную птицу? (ответы детей)
Воспитатель: Это лебеди. Прилет лебедей означает, что пришла настоящая весна.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в хороводную игру «Лебедь».
Лебедь белый, лебедь смелый
Улетает далеко,
В страны жаркие, где пищу
Он найдет зимой легко.
Лишь весна настанет, лебедь
Вновь на Родину летит
И у озера родного
Приземлиться он спешит.
«Здравствуй, лебедь!
С возвращением,
Где так долго пропадал?»
«Был в далеких жарких странах,
Зиму там пережидал.»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что лебедь относится к водоплавающим птицам? Сейчас Марк нам расскажет об этом (заранее подготовленный ребенок делает сообщение).
Сообщение ребенка (примерное) Жизнь многих птиц тесно связана с водоемами, в которых они добывают корм. Водоплавающие птицы, как показывает само название, способны плавать, а многие из них еще и ныряют. В связи с приспособлением к плаванию и нырянию у водоплавающих птиц развиты перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад.
По земле большинство водоплавающих птиц передвигаются медленно и неуклюже. Оперение водоплавающих птиц предохраняется от намокания главным образом строением перьевого покрова. Плотное переплетение перьевых и пуховых бородок образует густой слой с водоотталкивающей наружной поверхностью. Кроме того, водонепроницаемости способствуют бесчисленные пузырьки воздуха, заключенные в тончайших полостях слоев оперения. Смазывание перьев выделениями копчиковой железы тоже имеет значение для защиты от воды: оно сохраняет естественную структуру, форму и эластичность перьев, образующих водонепроницаемый слой.
Воспитатель: Оказывается, Лебедь шипун и Утка – пеганка - это водоплавающие птицы из Красной книги. Они встречаются на озерах Тюменской области, Ярковского района (показывает иллюстрации этих птиц, дети берут картинки птиц с собой и идут дальше по карте – цифра 4).
Воспитатель: Ребята, мы оказались в игровой комнате, предлагаю вам пройти за столы (на столах задания).
Воспитатель: Первая группа будет выполнять задание на карточках «Кто лишний?» (Детям выдаются карточки – заламинированные, на них изображены птицы, дети должны найти лишнюю птицу в ряду и зачеркнуть ее фломастером (по какому-либо признаку) (7-8 человек)- Приложение 1.
Воспитатель: Вторая группа будет выполнять задание «Кто чем питается?» (соединить птицу и корм, которым она питается) (7-8 человек).
Воспитатель: Третья группа будет выполнять задание «Где чей домик?» соединить птицу и домик, в котором она живет) (7-8 человек)- Приложение 2.
Воспитатель: А 3 человека (читающие) получают задание «Составь слово» и составляют названия птиц на доске (Приложение 3).
(детям дается 4 - 5 минут на выполнение одного из заданий)
Воспитатель: Ребята, давайте попросим наших гостей проверить вас.
(дети подходят со своей карточкой к гостю,
тот проверяет правильность работы)
Воспитатель обращает внимание на работу у доски:
Воспитатель: Назовите птиц, названия которые у вас получились (дети зачитывают названия, воспитатель показывает картинки этих птиц).
Воспитатель: Ребята, эти птицы хищники. Они проживают в Тюменской области и находятся под охраной государства. Они занесены в Красную книгу (детям даются картинки с изображением этих птиц).
Воспитатель: Посмотрите на картинки, что их объединяет?
Дети: Это птицы, все они проживают в Тюменском крае, они занесены в Красную книгу.
Воспитатель: Да, это, наверное, они и прислали нам письмо с просьбой о помощи, давайте создадим в группе Красную книгу птиц нашей области, запомним их и будем беречь.
(воспитатель с детьми вкладывает карточки птиц в альбом А5 и предлагает оформить обложку).
Список используемой литературы
1. Кайгородов Г. К. Мир птиц. (Детская энциклопедия в стихах и прозе). Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2013.-84 с.
2. Пришвин М. М. Рассказы о животных/Михаил Пришвин; рис. В. Н. Белоусова, М. В Белоусовой. -М. : Эскимо, 2010.-136с. : ил.
3. Тихонов А. В. Детская энциклопедия леса: Науч-поп. издание для детей. -М. : ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2005.-80 с.
4. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей: кн. 1./Сост. С. Д. Томилова. - Екатеринбург: Фактория, 2005.-704 с., 10 л. ил.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-368 с.
6. Тихонов А. В. Животные России. Красная книга. – М. : ЗАО «РОСМЭН_ПРЭСС», 2011.-240с. - (Красная книга)
7. Путешествие по Тюменской области. Пособие для занятий по краеведению. Авторский коллектив: Ирина Ульянова, Екатерина Фролова, Людмила Караваева.