Наталья Абрамова
Конспект образовательной деятельности «Путешествие по сказкам в поисках Федоры» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности.
Тема: «Путешествие по сказкам в поисках Федоры»
Цель: закреплять представления о сказках и нетрадиционной технике рисования
Задачи:
Образовательные :
• уточнить представления детей о гжельском промысле;
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Путешествие по сказкам в поисках Федоры“ для детей старшей группы» размещена в разделах
• упражнять в образовании и употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом(-шка-);
• закреплять в речи детей глаголы обозначающие действия (крики птиц) через дидактическую игру;
• совершенствовать навыки счета в пределах 10;
• продолжать учить сравнивать, результаты сравнения обозначать соответствующими словами «на сколько больше», «на сколько меньше»;
• закреплять умение согласовывать числительные с существительным (10 пауков, 8 мух);
• совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность;
• закреплять умения заканчивать стихотворную фразу по начатой сказке;
• продолжать учить четко отвечать на вопросы поставленные педагогом, определять по микро - сюжету название сказки;
• закреплять знания по технике «декупаж».
Развивающие:
• развивать внимание, сообразительность, мышление, память через отгадывание загадок, дидактическую игру про птиц;
• развивать связную речь через чтения отрывка стихотворение наизусть «Сказка о царе Салтане»;
• активизировать словарный запас «обветшала», «сохатый», «декупаж»;
• развивать пространственное ориентирование;
• развивать выразительность речи;
• активировать внимание и слух;
• развивать элементарные математические представления (счёт до 10);
• развивать чувство обоняние при определение фруктов и ягод по запаху;
• развивать координацию и ловкость движения;
• развивать умение слушать записи голосов птиц;
Воспитательные:
• Воспитывать настойчивость в достижении цели;
• чувства взаимопонимания, желание помочь другому (Федоре) и умение выслушивать друг друга;
• воспитывать чувство любви к окружающему миру;
• воспитывать бережное отношение к обитателям живой природы;
• воспитывать эмоциональную отзывчивость через
• воспитывать трудолюбие;
• патриотизм и любовь к Родине через сказки.
Расширять и активизировать словарный запас: обветшала, сохатый, декупаж.
Приемы руководства деятельностью детей в ОД :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : сюрпризный момент, проблемная ситуация.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД : беседа, создание развивающей среды, обследование, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей : чтение отрывков из сказок, использование моделей, определение и демонстрация способов изготовления, продуктивная деятельность (аппликация в технике «декупаж)
4. Приемы поддержания интереса у детей : динамическая пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения ОД: чемодан, гжельская посуда, сотовый телефон, рисунок с элементом гжельской росписи, стол, три книги, дверь книга сказок, деревянные кочки, тарелка, яблоко, лимон, клюква, салфетка, 2 пенька, зимнее дерево, 4 белые простыни, карточки с изображение следов животных, шнур, диск с аудио записью голоса птиц, зеленое дерево, ростовая кукла Федора, коробочка с заплатки геометрическими формами, паутина, счетный материал в виде пауков и мух, разбитая посуда, пластиковые одноразовые тарелочки и стаканы, салфетки гжельские, клей ПВА, кисти, подставки под кисти, ножницы, бокалы с киселем по количеству детей, поднос, салфетка
Виды детской деятельности в ОД :
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательная
Продуктивная.
Музыкально-художественная.
Чтение художественной литературы.
Двигательная
Ожидаемые результаты:
- развитие у воспитанников памяти, внимания, речи;
- умения детей действовать самостоятельно;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
- умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи;
- расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на занятии
1. Участвует в продуктивной деятельности.
2. Проявляет самостоятельность.
3. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
4. Сопереживает.
5. Эмоционально реагирует.
План ОД
1. Вводная часть:
Проблемная ситуация
Рассказ о гжели.
Чтение стихотворение.
Определение цели.
2. Основная часть:
Определение сказки по микро - сюжету (Серебряное копытце, Сказка о царе Салтане, Дудочка и кувшинчик)
Ходьба с препятствиями (кочки)
Определение фруктов и ягод по запаху
Загадывание загадок про диких животных
Игра «Найди след»
Слушание записи (голоса птиц)
Дидактическая игра «Угадай чей голос звучит»
Дидактическая игра «Назови птицу ласково»
Динамическая пауза
Дидактическая игра «Найди заплатке место»
Счет насекомых (пауки и мухи)
Дидактическая игра «Паровозик слов»
Продуктивная деятельность (аппликация в технике «декупаж» тарелочек и стаканов)
3. Заключительная часть:
Оценка деятельности детей.
Подведение итогов ОД.
Раздача угощения (киселя из клюквы от Федоры)
Длительность ОД 3 мин
20 мин
3 мин.
26 мин.
Ход образовательной деятельности
1. Вводная часть.
Дети сидят на стульях. В группу входит миссис Умелица с чемоданом в руке.
Умел. Здравствуйте ребята.
Д. Здравствуйте.
Умел. А вы узнали меня?
Д. Да. Вы миссис Умелица.
Умел. Да, вижу вы меня узнали. Ребята вы знаете, я получила приглашение от Федоры она ждет гостей и хочет угостить их из красивой посуды, нужное ее украсить. Было бы здорово ее украсить как настоящие гжельские мастера. Я только вчера вернулась из небольшого городка, который называется Гжель, он находится недалеко от Москвы. И живут там добрые и работящие люди. Издавна они делают посуду из белой глины. Это чайные и столовые сервизы, чайники, подсвечники, различные скульптуры, шахматы, часы.
(Умелица показывает предметы из гжели)
Умел. Какие цвета используют художники.
Д. Синий и белый.
Умел. Поверить трудно, неужели всего два цвета? Чудеса! Вот так художники из Гжели на снег наносят небеса. Основным элементом росписи является «гжельская роза». Приятно пить чай из гжельской посуды.
Умел. Пока я с вами здесь разговаривала время совсем мало осталось. Боюсь, что одна я совсем не справлюсь, может вы мне поможете.
Д. Да.
2. Основная часть.
Раздается звонок по телефону. Разговор по телефону.
-Алло, ой Умелица беда помоги мне. Пошла искать пропавший кувшин и заблудилась в чужой сказке.
Умел. Ребята это мне Федора звонит. Хорошо, а как нам тебя найти.
Умел. Ребята давайте, скорее, отправимся на поиски Федоры.
(Дети с Умелицей спускаются по лестнице в музыкальный зал)
Дети подходят к двери, где висит лист с изображение элемента гжельской росписи.
Дети с Умелицей подходят к столу, где лежат три книги со сказками.
Умел. А вот и наши сказки. В какой из них заблудилась наша Федорушка.
(открываем первую сказку. Умелица зачитывает отрывок из сказки П. Бажова «Серебряное копытце»)
Умел. Ребята, а вы догадались, что это за сказка.
Д. Серебряное копытце.
Умел. А кто ее написал?
Д. Павел Бажов.
Умел. Какие герои живут в этой сказке?
Д. Дед Кокованя, Даренка, кошка Муренка.
Умел. Может ли Федора пойти искать в этой сказке свой кувшин.
Д. Нет.
Умел. А почему?
Д. Потому что эта сказка не о посуде, главный герой Серебряное копытце.
(открываем вторую сказку. Умелица зачитывает первую строчку из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»)
Умел. Ель растет перед дворцом… Знакома ли вам эта строчка.
Д. Да.
Умел. Тогда продолжайте все вместе.
(дети зачитывают отрывок из сказки)
Умел. Как называется эта сказка?
Д. Сказка о царе Салтане и о сыне его славном князе Гвидоне.
Умел. А кто ее написал?
Д. Пушкин.
Умел. Какие герои живут в этой сказке?
Д. Царь Салтан, князь Гвидон, царевна лебедь, царица, и ее сестры.
Умел. Может ли Федора пойти искать в этой сказке свой кувшин.
Д. Нет.
Умел. Правильно, потому что в Древней Руси, при дворе, где жили цари и князья пользовались дорогой посудой изготовленной из золота и серебра.
Умел. У нас осталась одна последняя сказка не ужели и здесь не будет нашей Федоры.
(открываем третью сказку. Умелица зачитывает отрывок из сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик»).
Умел. Как называется эта сказка?
Д. Дудочка и кувшинчик.
Умел. А кто ее написал?
Д. Катаев.
Умел. Ребята, а Федора что пошла искать?
Д. Кувшин.
Умел. Как вы думаете найдем мы Федору в этой сказке?
Д. Да, потому что действия происходит вокруг волшебной дудочки и кувшинчика.
Умел. Тогда отправляемся на поиски.
(Через книгу заходят в сказку)
Умел. Ребята посмотрите это кочки на болоте по ним ходила Федора давайте, и мы по ним пройдем.
(Звучит музыка, пошли через болото по кочкам и дошли до пенька, на котором стоит тарелочка с лимоном, яблоком и клюквой) накрытая салфеткой)
Умел. Ой, ребята что это. Закройте глазки и попробуйте по запаху угадать, что лежит на тарелке.
(дети нюхают и угадываю что это яблоко и лимон)
Умел. А это что такое, ощущаете запах?
Д. Нет.
Умел. Тогда посмотрите что это?
Д. Клюква.
Умел. А что это?
Д. Ягода.
Умел. Что вы знаете об этой ягоде?
Д. Она очень полезная, в ней много витаминов, из нее можно приготовить кисель, морс, испечь пирог, сварить варенье.
Умел. Киселька бы сварить, да только не когда Федору надо искать.
(Звучит музыка идут по шнуру и попадают в зимний лес)
(Дети и Умелица садятся на стулья стилизованные под сугробы)
Умел. Ой, как здесь холодно и страшно, смотрите сколько следов. Интересно, что за звери их здесь оставил. Ребята я вам помогу, загадаю вам загадки про этих животных, а вы отгадаете и найдете след.
Умел. 1. Чемпион по бегу по белому снегу.
Д. Заяц (находят след).
Умел. 2. За деревьями кустами промелькнула быстро пламя, промелькнула пробежало, нет ни дыма ни пожара.
Д. Лиса (находят след).
Умел. 3. В чаще ходит зверь рогатый, все зовут его сохотый. Так давно уж повелось в темной чаще бродит …
Д. Лось (находят след).
Умел. Чутко спит большая кошка, уши в кисточках сережках ей не скажешь слова брысь потому что это…
Д. Рысь (находят след).
Умел. На овчарку он похож, что ни зуб то острый нож он бежит, оскалив пасть на овцу готов напасть.
Д. Волк (находят след).
Умел. Это зверь с двумя клыками, с очень мощными ногами, и с лепешкой на носу роет землю он в лесу.
Д. Кабан (находят след).
Умел. Это животное грациозное, легкое и быстрое?
Д. Косуля (находят след).
Умел. А вы знаете, что эти животный живут в нашем родном Оренбуржье. А это что за огромные следы.
Д. Медведя.
Умел. А разве можно встретить медведя зимой в лесу.
Д. Нет, он осенью впадает в спячку.
Умел. Наверное, его кто-то разбудил. А как называют медведя, который бродит зимой по лесу.
Д. Медведь-шатун.
Умел. Давайте поскорее уйдем отсюда, а то, как бы он не вернулся.
(звучит музыка, дети проходят на цветущую полянку, звучит пение птиц)
(Дидактическая игра «Угадай чей голос звучит»
Умел. Амир, чей это голос звучит?
Амир. Кукушка.
Умел. А этот звук кто издает?
Софья. Дятел.
Умел. Что делает
синица – щебечет
снегирь- посвистывает
соловей –поет, заливаетс
журавль - курлычит
голубь - воркует
воробей – чирикает
скворец – поет, подражает другим птицам
грач – кричит «гра»
жаворонок – звенит
(Дидактическая игра «Назови ласково птиц»)
Умел. Молодцы ребята.
Умел. Распустились почки,
Травка вырастает
И кругом цветочки,
Ярко расцветают.
Умел. Как долго мы уже в пути давайте отдохнем и потанцуем.
(Динамическая пауза, дети танцуют)
Умел. Молодцы ребята, но нужно продолжать искать Федору.
(звучит музыка, дети видят Федору которая плачет)
Ф. Ой как хорошо, что вы меня нашли, я уже не надеялась.
Умел. Да ты что Федорушка ребята наши такие умные, смелые, находчивые. Они без труда преодолели все препятствия.
(Умелица и дети разглядывают Федору)
Умел. Видно долго ты ходила по сказкам, одежда твоя обветшала. Давайте поможем Федоре, привести одежду в порядок. Вы согласны. Д. Да.
Умел. Ребята давайте присядем и поштопаем Федоре юбку.
(Дети садятся на стульчики)
(Дидактическая игра «Найди заплатке место»
Умел. Давайте каждой заплатке найдем свое место. В начале штопать одежду будут девочки. (раздают заплатки)
Умел. На какую геометрическую фигуру похожа эта заплатка Софья, а твоя Линда?
(дети прикрепляют заплатки)
Умел. А теперь штопать юбку будут мальчики. На что похожи ваши заплатки. И вы найдите их место на юбке Федоры.
(дети прикрепляют заплатки)
Умел. А теперь ребята закроем глазки скажем. Раз, два, три Федора повернись и в красавицу превратись.
Ф. Ребята спасибо, что бы я без вас делала, идемте ко мне в гости я вас чаем напою.
(дети с Умелицей и Федорой выходят через книгу сказок и проходят в избу звучит музыка)
Умел. Да, Федора видно долга тебя не было дома, и дом пришел в запустение. Посуда опять грязная, побита, а пауков и мух, сколько развелось не сосчитать.
Ф. Да как же не сосчитать. Ты же говорила, что ребята у тебя умные. Давайте их сосчитаем и по выметем.
Умел. Ярослав сосчитай, сколько пауков поселилось у Федоры в доме.
Ярослав. 10
Умел. Алеся сосчитай, сколько мух поймали пауки в свои сеть.
Алеся. 8.
Умел. Арсений скажи, на сколько пауков больше чем мух.
Арсений. Пауков больше чем мух на 2.
Умел. Вадим на сколько мух меньше чем пауком.
Вадим. Мух меньше чем пауков на 2.
Ф. Ну вот теперь и выметать мне их будет легче, никого не пропущу.
Умел. Хорошо Федора оставайся, наводи порядок, а мы пойдем украшать посуду к приходу твоих гостей.
Федора. Ой, ребята подождите не уходите помогите мне вспомнить как называется посуда, а то гости придут будут спрашивать, а я то не знаю.
(Дидактическая игра «Паровозик слов»)
Федора. Спасибо вам ребята я все запомнила.
(дети и Умелица проходят в ИЗО – студию садятся за столы)
Умел. Посмотрите, что лежит у вас на столе вы догадались в какой технике мы будем с вам работать.
Д. Да в технике декупаж.
Умел. Посмотрите ребята, а на салфетках какой вы видите узор.
Д. Гжель.
Умел. Ведь мы этой росписью хотели украсить Федоре посуду.
( Дети украшают посуду: тарелочки и стаканы в технике декупаж).
Умел. Ребята приступайте к работе.
(дети с Умелицей и украшенной посудой возвращаются в избу к Федоре дети ставят свои работы на стол к Федоре)
Ф. Ой ребятки, какая красивая получилась у вас посуда только из нее теперь буду угощать гостей.
3. Заключительная часть.
Ф. Ребята долго вы меня искали. Где же вы были, прежде чем меня найти.
Д. Были на болоте определяли по запаху фрукты и ягоды, в зимнем лесу загадки отгадывали следы зверей искали, голоса птиц слушали и называли их ласково.
Ф. А я вам ребятушки сварила кисель из клюквы, которую вы видели на болоте когда меня искали. Кисель не простой, а волшебный, попьете и сразу почувствуете, как у вас прибавилось сил и здоровья. И вы гости дорогие угощайтесь.
(дети и гости пьют кисель и уходят)