Намистюк Татьяна
Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике для детей старшей группы «Путешествие на остров Чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
«Логика не возникает раз и навсегда, она развивается постепенно». Жан Пиаже.
Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей, умению аргументировать и доказывать свое мнение.
Задачи:
1. Обобщить математические знания детей о геометрических фигурах, порядковый и количественный счет в пределах 10;
2. Закрепить знания о днях недели, части суток и календаре;
3. Умение ориентироваться в пространстве, действовать по указанию педагога;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике для детей старшей группы „Путешествие на остров Чудес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
4. Продолжать упражнять детей в решении арифметических задач и примеров на сложение и вычитание; выполнять графический диктант на листе бумаги в клетку;
5. Уточнить знания детей о денежных единицах;
Материал и оборудование:
Магнитофон;
Мультимедийная система;
Магнитная доска;
Сундук;
Учебник по математике 1 класс;
Мяч;
Изображение островов различной геометрической формы.
Раздаточный материал:
Листы с цифрами для дидактической игры «Соедини цифры»;
Набор цифр от 1 до 10;
Простые карандаши (на каждого ребенка);
Листы бумаги в клетку для графического диктанта (на каждого ребенка);
Карточки с примерами (на каждого ребенка);
Деньги (монеты) номиналом 1,2,5,10.
Предварительная работа: Дидактические игры на ориентацию в пространстве, на закрепление геометрических фигур; рисование графических диктантов.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Дети заходят и становятся в круг. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют действия, заложенные в слова.
Тому, кто справа, улыбнись.
Тому, кто слева, руку дай.
Теперь по кругу ты шагай,
Тому, кто справа, подмигни.
Того, кто слева, обними.
Ну, вот закончилась игра.
На математику пора!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
2. Мотивация к началу занятия:
(Запускается на экране звонок скайпа).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как вы думаете что это?
Примерные ответы детей:
- Видео звонок по скайпу.
(Включается видеозапись).
Воспитатель: Дети, мы получили видео - обращение от Феи из страны Математики. (Включается видеозапись).
Фея: Здравствуйте, дорогие ребята! Я Фея из чудесной страны Математики. Мне бы хотелось пригласить Вас в путешествие по морю, к острову Чудес, на поиски сокровищ старого замка. На пути нас будут ждать интересные задания, выполняя которые нужно проявить свой ум и рвение. Желаю Вам удачи!
Воспитатель: Ну что, отправляемся в путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Но, чтобы узнать, на чем именно нам придется путешествовать по морю мы выполним первое задание Феи.
(Дети присаживаются на свои места).
Дидактическая игра «Соедини цифры».
Перед вами лежит лист бумаги, на котором изображены цифры от 1 до 10. Вам нужно соединить цифры по порядку. И мы узнаем, на чем мы будем путешествовать. Но перед тем как приступить к работе, давайте с вами вспомним прямой счет.
Стих «Прямой счет»
В детском садике детишки-
Все такие шалунишки!
На прогулку вышли дети.
Раз!-несется с горки Петя.
Два!-за ним летит Ванюша.
Три!-на карусели Ксюша.
А четыре!-в доме Коля.
Пять!-стоит с ведерком Оля.
Шесть!-с мячом играет Митя.
Семь!-с коня слезает Витя.
Восемь!-с куклою Наташа.
Девять!-рядом скачет Маша.
Десять!-по дорожке Федя
Едет на велосипеде.
(Дети выполняют задание, получают рисунок корабля).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы выполнили задание. И теперь мы можем отправляться в путешествие на корабле под названием «Логика».
Но, чтобы попасть на его борт, нужно купить билет. Его стоимость 7руб. У вас на столах есть монеты разного номинала. Отсчитайте необходимую сумму для проезда.
(Дети выполняют задание. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания).
Воспитатель: Все ребята справились с заданием. Теперь мы можем приобрести билеты, занять свои места и отправляться в путь.
(Звучит грамзапись «Звуки моря». На мультимедийном экране появляется изображение острова).
Воспитатель: Смотрите, наша первая остановка остров под названием «Удивительный» (На экране появляется остров в форме цифры 8). Посмотрите внимательно, на какую цифру похож этот остров?
Дети. На цифру 8.
Воспитатель: Правильно, его форма напоминает цифру 8. Ой, смотрите нам вот и следующее задание от Феи. Нам нужно решить примеры, что бы отправится на следующий остров.
(Дети решают примеры, правильные ответы появляются на экране).
Воспитатель: Вы, молодцы! Справились с этим заданием. Думаю, Фея будет вами гордиться.
Воспитатель: Итак, мы отправляемся на следующий остров. И наша вторая остановка остров «Подумай».
(На экране появляется остров, в форме – овала).
Воспитатель: На какую фигуру похож остров «Подумай»?
Дети: Остров похож на овал.
Воспитатель: Правильно остров «Подумай» похож на овал. Интересно, какое задание ждет нас на этом острове?
Ответы детей.
Воспитатель: А вот и задания, которые нам приготовила Фея. Они не простые. При их выполнении нам нужно с вами быть очень внимательными.
(Задания появляются на экране).
Воспитатель: Ой, да это же задачи. Слушайте внимательно.
- На столе 3 яблока. Одно яблоко разрезали пополам. Сколько яблок осталось на столе? (3).
- Бабушка связала внукам 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3)
- У трех братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (4).
Воспитатель: Молодцы! С первым задание этого острова вы справились. Следующее задание этого острова. Решить задачу с помощью набора для счета.
(Дети садятся за столы перед каждым из них лежат наборы для счета).
Воспитатель: Зачитывает задачу. Дети должны составить действие.
- Трое поросят резвились на полянке. Пришло время строить себе домики. Наф - Наф ушел строить домик, а другие поросята остались играть. Сколько поросят осталось на полянке?
3-1=2
- Под елочкой росло 4 гриба. Прошел дождь, и выросло еще 2. Сколько всего грибов стало?
4+2=6
Воспитатель: Ура, вы справились с заданием этого острова. Ой, что это? Что случилось? Дети, на море опустился туман. Чтобы выйти из него, необходимо быстро отвечать на вопросы
Дидактическая игра «Туман» (игра с мячом)
-Который сейчас день недели? (вторник)
- Какой день недели был вчера? (понедельник)
- Какой день недели будет завтра? (среда)
- Какой день недели стоит между вторником и четвергом? (среда)
- Назови первый месяц весны? (март)
- Назови второй месяц лета? (июль)
- Назови третий месяц зимы? (февраль)
- Сколько всего месяцев в году? (12)
- Сколько ушек у двух мышат? (4)
- Сколько хвостов у трех котов? (3)
- Какие части суток вы знаете? (утро, обед, полдник, вечер, ночь)
- Сколько «глаз» у светофора? (3)
- Сколько углов в комнате? (4)
- Сколько ножек у стола? (4)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с вопросами и разогнали туман. Но, чтобы восстановить силы и отправиться дальше - сделаем небольшую разминку.
Физкультминутка «А над морем — мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Воспитатель: Ну вот, мы набрались сил и можем двигаться дальше. Ребята, отправляемся в путь?
Дети: Да.
Воспитатель: Наша третья остановка остров «Цифроград».
(на экране появляется остров в форме - ромба).
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, на какую фигуру похож остров «Цифроград»?
Дети: Остров похож на геометрическую фигуру ромб.
Воспитатель: Действительно остров похож на ромб. Дети, как вы думаете, кто может жить на острове с таким названием?
Дети: Цифры.
Воспитатель: Ой, а вот и задание от Феи. Слушайте внимательно.
- Какое число, следующее за числом 3? (4)
- Какое число предыдущее числу 7(6)
- Какое число находится между числами 7 и 9? (8)
- Какое число находится между числами 4 и 6? (5)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Продолжаем наше путешествие. А вот и четвертая наша остановка Остров Чудес.
(На экране появляется остров Чудес в форме - круга).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, на какую геометрическую фигуру похож этот остров?
Дети: Круг.
Воспитатель: Правильно на круг. Вот мы и добрались до острова Чудес. Но взойти на его берег не просто – его охраняют. Чтобы узнать, кто этот охранник, нужно выполнить следующее задание. Это задание графический диктант. Вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Перед вами лежит листочек в клеточку. Я буду говорить последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, а вы будете за мной повторять рисуя простым карандашом, а затем сравним методом наложения свое изображение с образцом.
Графический диктант «Собака»: 4 клеточки вверх, 2 клеточки влево,
2 клеточки вверх, 2 клеточки в право, 1 клеточка вверх, 1 клеточка в право, 1клеточка вверх, 1 клеточка вправо, 4 клеточки вниз, 3 клеточки право,
1 клеточка вверх, 1 клеточка вправо, 5 клеточек вниз,2 клеточки влево,
1 клеточка вверх, 2 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 2 клеточки влево).
(Дети выполняют задание и в случае его правильного выполнения – получают изображение собаки).
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями! Но где нам искать сокровища?
- Смотрите, Фея оставила нам в помощь карту! По ней мы сможем добраться до сокровищ старого замка!
Дидактическая игра «Сокровища старого замка»
(Дети ориентируются в пространстве, в соответствии с указаниями воспитателя).
Воспитатель: 2 шага влево, три шага вправо, четыре шага вперед, 1 шаг влево, 2 шага вправо, 2 шага назад и находят сундук. В сундуке – учебник по математике для начальной школы).
Воспитатель: Посмотрите, дети, - это же настоящий клад. Это учебник, который поможет вам подниматься по ступенькам Знаний. Будьте настойчивыми на этом пути, и вас ждет много интересных открытий!
- А сейчас нам пора возвращаться в садик.
(Звучит грамзапись «Звуки моря»).
Воспитатель:Ребята, мне очень понравилось наше путешествие. Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными, - поэтому вам все удалось.
- А вам понравилось путешествие?
- Какие задания для вас были самыми сложными?
- С какими заданиями вы легко справились?
- А что самое интересное было в нашем путешествии?