Татьяна Янова
Использование методов и приемов ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование методов и приемов ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Согласно вступившему в силу ФГОС, одна из первостепенных задач в дошкольных учреждениях – это воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а в формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира у детей.
Публикация «Использование методов и приемов ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Одной из эффективных, на мой взгляд, педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ.
Цель использования ТРИЗ – технологии в своей работе - это развитие творческой и мыслительной активности, умение самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать.
Задача ТРИЗ - технологии – это обучение способам самостоятельного добывания информации, которое возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.
Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я начала в 2011 году, после посещения в 2010 году ряда семинаров одного из авторов ТРИЗ Сидорчук Т. А. на базе д/с №453. Заинтересовалась технологией ТРИЗ. Изучила материал по данной технологии, соответствующую литературу.
Работу выстроила в трех направлениях: с детьми, с родителями, с педагогами-специалистами, в частности с учителем-логопедом, т. к. работаю в группе компенсирующей направленности.
Для успешного использования ТРИЗ - технологии начала создавать соответствующую предметно - развивающую среду: оформила зону, изготовила дидактические развивающие пособия.
Первым пособием стал «Гномик», универсальное пособие, представленное в виде образа человека, с обозначенными органами чувств. Дети интересовались, почему у него выделены сердце, уши и др. органы, обследовали свои органы, выяснили, что эти органы дают голове информацию о значениях признаков.
Следом появилось пособие «Круг признаков» для изучения и закрепления имен признаков. Так как дети в группе с общим недоразвитием речи, у большинства бедный словарный запас, я считаю, что это пособие способствует расширению и активизации словарного запаса детей,
Пособие универсальное используется на разных видах занятий, и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.
Признаки мы с детьми изучали, используя технологические карты, начиная от простых (форма, цвет, размер и т д, к сложным (время, вес, направление и др.).
Сначала ребята находили признак в помещении, затем вместе рисовали обозначение, помещали его на круг.
Следующим пособием стали «Умные качели», пособие помогает научить детей устанавливать причинно-следственные связи, развивает связную монологическую речь.
Пособие «Природный и рукотворный мир» - учит детей классифицировать объекты природы и рукотворного мира, обосновывать свои действия, устанавливать причинно следственные связи, систематизировать знания детей, о том, что создано человеком, а что природой.
Пособие «Круги Луллия» вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Игра развивает внимание, творческие способности, эмоциональную отзывчивость, речь и интеллект.
Пособие «Волшебный экран» (СО) Пособие формирует у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту, расширяет кругозор, обогащает словарь, развивает связную монологическую речь, развивает творческое воображение. Прослеживание предмета во времени есть нечто иное, как маленькая исследовательская работа.
Постоянно пополняю предметно-развивающую среду различными пособиями, играми.
Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр. Я начала такую работу с простых игр и упражнений: «Дорисуй»; «Составь картинку из геометрических фигур»; «На что это похоже?»; «Найди сходства»; «Найди различия»; упражнения со счетными палочками (построй домик из 6, 12 палочек и др.); отгадывание и составление загадок.
Следующим этапом внедрения ТРИЗ стало знакомство детей с играми "Хорошо-плохо", "Наоборот", «Теремок», «Да-нетка», позволяющими развивать речевую активность детей.
Все пособия и игры дети могут использовать в самостоятельной деятельности.
ТРИЗ – технологию я использую практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах).
Занимаясь по технологии ТРИЗ, учу детей мыслить самостоятельно, решать поставленные перед ними задачи. Считаю, что занятия с применением элементов ТРИЗ снимают чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение. ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.
В работе применяю различные формы работы с детьми :
- занятия: в форме дид. игры, игры-путешествия, КВН, викторины и другие;
- в повседневной деятельности использую : целевые прогулки, дид. и сюжетные игры с использованием предметно-схематических моделей, опыты, эксперименты.
Занятия строю по правилу: Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Обсуждение проблемных ситуаций – мозговой штурм. (Метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные).
Начинаю занятия с детьми с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов:
Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть если?
Для развития познавательного интереса у детей применяю активные методы и приемы :
- методику предметно-схематических моделей;
- метод эмпатии;
- метод маленьких человечков;
- технологию экспериментирования;
Метод предметно-схематических моделей (мнемотехника) - система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки дети легко воспроизводят текстовую информацию;
Метод эмпатии - прием, активизирующий детскую фантазию: оживление, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д.
Метод маленьких человечков (ММЧ)— моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).
Технология экспериментирования - интеграция опытно- экспериментальной деятельности и ТРИЗ технологии, которая способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.
Положительных результатов в работе с детьми можно достигнуть только в тесном взаимодействии с семьей. На начальном этапе в своей работе с родителями познакомила их с методом ТРИЗ через беседы, консультации. Темы консультаций: «ТРИЗ в детском саду и дома», «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые методикой ТРИЗ», «Нетрадиционные способы рисования». Это способствовало установлению контакта и дальнейшего тесного сотрудничества с родителями. Родителей удивили новые способности их детей. Они отметили, что дети не просто играют, а обследуют объекты, размышляют, умеют подобрать нужные слова. Родители дали положительную оценку использованию новой технологии в обучении их детей.
Вывод. В результате использования в работе методов ТРИЗ у детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям, возросла познавательная активность и интерес; они стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений. Помимо этого у детей расширился кругозор, появилось стремление к новизне, к фантазированию; обогатилась речь, она стала наиболее образной, дети смело используют нетрадиционные приемы рисования.