Светлана Григорьева
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на Север»
▼ Скачать +Заказ
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему : «Путешествие на Север»
Задачи.
Образовательные :
* Формировать представление детей о природных условиях тундры и Крайнего Севера.
* Расширять и углублять представления детей о диких животных Севера.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие на Север“» размещена в разделах
* Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
* Закреплять у детей знания о приспособлении растений и животных к условиям северного климата.
Развивающие:
* Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.
* Развивать умение сравнивать, строить предположения, развивать доказательную речь.
Воспитательные:
* Расширять кругозор, воспитывать любознательность.
* Активизация словаря: тундра, Арктика, вечная мерзлота, карликовые деревья, айсберги, северное сияние, полярная ночь, мех, когти, копыта, защитная окраска.
Материалы.
Глобус, иллюстрации с изображением флоры и фауны Севера, макет «Север», динамическая модель «Север», оборудование для опытов (3 баночки с водой, емкость с водой, крем, запись звуков Севера, фигурки животных Севера.
Предварительная работа.
Рассматривание картин, иллюстраций с изображением природы Севера, чтение природоведческой литературы: Л. Танейзер «Тундра», Ю. Дмитриев «Белый медведь», С. Ивченко «Удивительные леса», Т. Снегирев «След оленя», Ю. Яковлев «Умка». Просмотр видеофильмов «Белый медведь», «Северный олень». Опыты с водой и снегом.
Индивидуально – дифференцированный подход:
[в] высокий уровень
[с] средний уровень
[н] низкий уровень
Ход занятия.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на Север, но сначала давайте вспомним, что мы знаем о Севере, какая природа на Севере
(снег, лед; долгая, холодная зима; короткое лето; вечная мерзлота; зимой бушуют метели, морозы, полярная ночь). /Показ на глобусе цели путешествия/ [в], [с], [н]
- Север – самое холодное место на Земле, необходимо одеться потеплее /имитация одевания/.[в], [с], [н]
- На чем можно отправиться в такое путешествие? /На самолете/
- Готовы? Пристегните ремни, полетели. /Имитация полета/ [в], [с], [н]
- Пролетаем поля, леса, города. Вот деревья под нами становятся все меньше и меньше. Внизу все белым-бело. Мы прилетели.
- Посмотрите вокруг. В зимней тундре все покрыто снегом. /Звукозапись «Звуки Севера»/ Что вы слышите?
- Что растет в тундре? Какие деревья растут в тундре? Где они? Почему нет высоких деревьев? / Деревья низкорослые, стелятся по земле, не могут пустить корни глубоко в землю из-за вечной мерзлоты, корни уходят в стороны. У поверхности земли теплее, ветер слабее. Снег укрыл растения от мороза, как одеялом. /
- Солнце на Севере не поднимается высоко над горизонтом, его лучи дают мало тепла даже летом, и земля успевает оттаять чуть-чуть.
- Живет ли кто-нибудь в тундре? Может ли кто-нибудь жить в таких суровых условиях? /Ответы детей. / [с], [н]
Рассматривание картин с изображением животных тундры. /Обсуждение внешнего вида, приспособленности животных к условиям Севера/
Быстрые ноги не вязнут в снегу,
Голову вскинул олень на бегу…
- По тундре бродят огромные стада северных оленей. Это крупные, сильные животные. Чем они питаются? Что помогает оленям жить в условиях Севера?
/Густая шерсть, широкие копыта, рога. / Нужен ли северному оленю дом? Северные олени ходят стадами. Когда становится очень холодно, сбиваются плотнее в стаде, прижимаются друг к другу – зачем они это делают?
Динамическая пауза. «Стадо оленей»
- Есть ли враги у северного оленя? На них охотятся полярные волки. Полярный волк – самый большой волк на свете. Что помогает оленю защититься от врагов?
- Кого еще мы можем встретить в тундре? /Ответы детей/ Что помогает этим животным жить в холоде? /Густой мех, подкожный жир. / [с], [н]
Опыт с водой.
Баночки с водой выставляются заранее на мороз. Проводится наблюдение.
Дети описывают состояние воды:
• Вода в банке, которую ничем не закрывали – замерзла. [в]
• Вода в банке, закрытая бумагой – замерзла. [в]
• Вода в банке, которую укутали в мех – не замерзла. [в]
Вопросы к детям:
• Почему замерзла вода в 1 и во 2 банках? /На улице мороз, бумага не удерживает тепло/ [в]
• Почему вода в 3 банке не замерзла? /Мех удерживает тепло/ [в]
Вот почему у большинства животных Севера шкура покрыта густым мехом.
- Какого цвета чаще бывает мех у животных Севера? Почему? [с], [н]
- А теперь я предлагаю вам отправиться к побережью Северного Ледовитого океана. Почему его так назвали?
Океан покрылся льдом,
Волны не бушуют в нем.
Он от края и до края
Как пустыня ледяная –
Царство холода и тьмы,
Царство матушки зимы.
- А поедем мы с вами на оленьей упряжке.
Динамическая пауза. «Оленья упряжка»
- Вот мы и приехали. В этих местах холодно в течение всего года. Здесь лед никогда не тает. Есть ли здесь хоть одно живое существо? /Рассматриваем фигурку белого медведя на белом фоне. / Узнаете этого полярного жителя? Почему мы его не сразу увидели? Белый медведь – самый крупный хищник на земле. Зачем ему белый мех? /Охотиться. / Ни мороз, ни стужа, ни ледяная вода медведю не страшны – такая у него замечательная шуба. Строит ли полярный медведь себе берлогу? Белый медведь – хищник. Что это значит? Чем он питается? На кого он охотится? Что помогает ему охотиться?
- Белые медведи – отличные пловцы. Он даже может плавать под водой. К тюленям на льдинах он добирается вплавь. Что помогает медведю не скользить на льду?
- Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхивается, от него летят брызги. Почему медведь не покрывается льдом? Ведь он вылезает из воды на сильный мороз? Давайте проделаем опыт. [в], [с], [н]
Опыт:
Опускаем руку в воду, вынимаем. Рука – мокрая. Вытрем руку и смажем кремом. Снова опускаем руку в воду, вынимаем. Вода не растекается по руке, собралась каплями. Если руку встряхнуть, капли слетят. Воды на руке не будет, нечему будет на морозе превращаться в лед.
- Почему белый медведь, вылезая из воды на льдину, не покрывается льдом? /Его шерсть покрыта жиром, вода с нее скатывается. /
- Кто еще использует эту хитрость? /Птицы. / [с], [н]
- Кто еще живет в Арктике? /Моржи, тюлени. / У них нет теплого меха. Что защищает их от стужи? /Подкожный жир. / Чем питаются моржи и тюлени? /Рыбой. / Кто еще из полярных животных питается рыбой? /Птицы. / Они прилетают сюда летом, селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться в группу. /Имитация полета на самолете. /
- Где мы сегодня побывали? Давайте вспомним, кого мы видели в путешествии? /Работа с макетом «Север»/
В конце занятия дети награждаются медалями.